«Химическое разоружение по-русски»

4.3. НОВОЧЕБОКСАРСК — НЕСОСТОЯВШАЯСЯ СТОЛИЦА ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ

Чувашия стала ареной «химических битв» неожиданно для самих чувашей.

Как уже упоминалось, решением ВПК от 19 апреля 1989 года337 было запланировано развернуть в Чувашии основной объект по уничтожению ФОВ в химических боеприпасах — артиллерийских и авиационных. Резон для ВПК был очевиден — только что (в 1986 году) на «Химпроме» в г.Новочебоксарске к имевшимся технологическим линиям по снаряжению ФОВ в боеприпасы были добавлены новые, модернизированные; оставалось эти линии лишь перенацелить со снаряжения химических боеприпасов на их расснаряжение573. Предполагалось также сжигать реакционные массы от того химоружия, которое должно было уничтожаться в других местах. Между тем химоружия в Чувашии давно вроде бы не было, и его предполагалось завозить издалека, для начала с артиллерийских складов г.Щучье (Курганская область) и пос.Кизнер (Удмуртия)307. А потом дело должно было дойти и до авиационных химических складов.

Данные экологической экспертизы проекта, подготовленной зимой 1990-1991 годах, населению сообщены не были (тогда еще скрывался сам факт будущего уничтожения химоружия именно в Чувашии). Ну а премьер-министр этой республики, обсуждая выгоды, которые будут получены ею от уничтожения химоружия, вступил в сговор с центральной властью за спиной жителей. По его мнению, «плата за страх» должна была превосходить предполагаемый риск во много раз1 — рассуждение не очень корректное, если вспомнить, что в свое время за право построить «Химпром» на земле Чувашии Центр расплатился всего лишь водопроводом (железная дорога так и осталась однопуткой)573.

О своем «химическом» будущем население Чувашии узнало, однако, не в ушедшую в небытие советскую эпоху, а уже в новой России. И, как водится, узнало со стороны, когда осенью 1992 года об этом сообщили пропагандистские статьи столичной прессы305,307,588, а особенно подробно — «Нью-Йорк Таймс»589.

Визит президента РФ Б.Н.Ельцина на «Химпром», состоявшийся 11 сентября 1992 года503, также был подан как его согласие именно с предложенной ВХК организацией уничтожения химоружия. Скорее всего, так оно и было.

Между тем к тому времени общественность Чувашии еще не оправилась от предыдущего потрясения — январского известия о «химическом прошлом» своей земли. Как оказалось, на их «Химпроме» в Новочебоксарске действовал вовсе не обычный завод ядохимикатов, а комбинат по масштабному выпуску советского V-газа, самого токсичного ОВ современных армий501. Как водится, пресса не извещала о многочисленных постановлениях на сей счет154,159,163,166,171.

После всего этого социальный протест жителей Чувашии был неизбежен. Он возник после первых сообщений и сопровождался ожесточенной дискуссией, которая в конце концов завершилась разрушением всей задуманной в ВХК конструкции1.

Особенно удивительным было завершение процесса. 26 декабря 1992 года «Правда» сообщила из Москвы, что «уничтожение химического оружия начнется в Новочебоксарске в 1996 году»588. Нельзя не подивиться дару предвидения известного и в прошлом непререкаемого издания, если учесть что в тот же день «Советская Чувашия» известила о решении Верховного Совета Чувашии запретить работы по ликвидации химоружия на территории этой республики590. (Справедливости ради отметим, что в 1995 года в «Правде» стали писать об уничтожении химоружия в Чувашии уже иначе532).

Решение властей Чувашии не прошло не замеченным соседями.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН:

«Республика Татарстан берет на себя обязательство не производить, не хранить и не ввозить на свою территорию оружие массового поражения. Транзитные перевозки через территорию Республику Татарстан химического оружия к местам его уничтожения могут быть осуществлены только с согласия государственных органов власти Татарстана.

Казань, 5 марта 1993 года.»

В порядке контрмер Центр предпринял ряд нетривиальных шагов. Во-первых, было организовано продолжительное путешествие трех руководителей Чувашии за океан за личным опытом. На деньги Пентагона они посетили военно-химические базы США, где химоружие уничтожается или же готовится к уничтожению. Последовали благоприятные отзывы («Грани», Новочебоксарск, 25 февраля 1993 года.) — визитеры не смогли избежать некритичного взгляда на чужой опыт508,573.

Во-вторых, в Москве создали комиссию по обследованию территории вокруг «Химпрома». 5 апреля 1993 года конвенциальный комитет получил от правительства задание оценить степень загрязнения окружающей среды в районе Новочебоксарска в связи с производством до 1987 года ОВ591 — этот город все еще рассматривался в качестве основного места уничтожения химических боеприпасов с ФОВ, несмотря на отказ Чувашии от этой роли. Разумеется, к работам было поручено привлечь «независимых экспертов и специализированные лаборатории». И некоторая информация на эту тему появилась453.

Однако, эти пассы уже не могли что-либо изменить. 19 октября 1993 года Верховный Совет Чувашии с учетом настойчивых требований общественности юридически оформил точку зрения населения, перередактировав ст.5 закона республики «О порядке пользования природной средой и природными ресурсами» следующим образом: «На территории Чувашской Республики запрещается производство, хранение, испытание и уничтожение химического оружия»573.

Разумеется, после повторного отказа Чувашии от сомнительной роли лидера химического разоружения заботы правительства об окружающей среде мест прошлого производства химоружия прекратились. А оценка загрязнения Новочебоксарска в результате прошлого выпуска ФОВ не закончилась ничем.

Впрочем и после этого центральные власти не захотели уступать. И они предпринимали немало усилий, чтобы вернуть утраченное прошлое.

ИЗ НАДЕЖД ЗАММИНИСТРА В.СЕМЕНОВА (1994) (1994):

«Еще раз необходимо проработать вопрос размещения объекта на Чебоксарском ПО «Химпром». Научно-техническую разработку, проектирование объектов и производство химического оружия осуществлял Минхимпром. Как головное ведомство оно имело все связи. Не знаю, почему все это теперь взяло на себе Минобороны. Может так случиться, что уничтожать поручат тому, кто его разрабатывал, производил. Надо уже сейчас подключать Роскомхимнефтепром к решению этой задачи.»592

В мае 1994 года приехавший в Чувашию вице-премьер правительства РФ и руководитель ВПК О.Н.Сосковец пошел еще дальше, попытавшись организовать сохранение в неизменности потенциала по производству химоружия на ЧПО «Химпром»533. Лишь в результате однозначной позиции руководства республики встал, наконец, вопрос о конверсии этого производства, что в свою очередь проложило путь на «Химпром» американским контролерам573.

ИЗ ГАЗЕТ ЧУВАШИИ ЗИМЫ 1994-1995 г.

Сообщает пресс-служба президента Чувашии:
«Как уже сообщалось, в Чебоксары прибыла группа американских экспертов для проведения в рамках Вайомингского меморандума между Россией и США инспекции объектов, связанных с производством и хранением химического оружия на ЧПО «Химпром». 9 декабря Президент Чувашской Республики Н.Федоров принял руководителя инспекционной группы Д.У.Килгора».

«Советская Чувашия», Чебоксары, 10 декабря 1994 года.

Из письма в редакцию:
«На территории АО «Химпром», в том числе цехов 3-го производства, нет складов с каким-либо типом химического оружия. В декабре 1994 г. в АО «Химпром» с инспекцией находилась группа американских инспекторов. В качестве инспекции по запросу американская сторона избрала цех № 83. Группа инспекторов США подтвердила, что цех № 83 химического оружия не производит с 1987 г., в нем нет складов с какими-либо запасами ОВ, их компонентов, а также снаряженных средств его доставки. В.Шкуро, генеральный директор АО «Химпром».  

 С.Воронов, министр безопасности Чувашской Республики».
«Советская Чувашия», Чебоксары, 3 марта 1995 года.

Что означает в контексте сообщения пресс-службы президента Чувашии слово хранение, никто объяснить не может. Точно так же никто не может растолковать, почему именно американцы должны подтверждать факт отсутствия склада химоружия в цехе № 83, если все желающие знают, что подземный склад химических боеприпасов был построен не там, а при цехе № 74 и его работники не скучали без дела. И уж совсем не понять, почему даже принятое решение о конверсии цехов производства V-газа на «Химпроме» вновь стало предметом… обсуждения532. Впрочем, жителям российской глубинки опыта не занимать.

ИЗ ОТКРОВЕНИЙ В.Г.ШКУРО:

«Кого у нас только не было. Результат — пустые разговоры. Даже подписанный О.Сосковцом протокол по проблемам химоружия, по социальной защите, мониторингу остался лишь на бумаге. Ни единой копейки мы не получили. О каких гарантиях говорить, если правительство не в состоянии сегодня решить для профбольных социальные вопросы, обеспечить нормальное медицинское обслуживание? Нас просто обманули.»

«Советская Чувашия», Чебоксары, 25 марта 1995 года.

Одно из последних событий случилась, по-видимому, 27 мая 1996 года. В тот день было подписано Соглашение между правительством РФ и кабинетом министров Чувашии «О разграничении полномочий по уничтожению или конверсии объектов по производству химического оружия в акционерном обществе «Химпром» и ликвидации последствий производства химического оружия на территории Чувашской Республики»593. Этот документ был издан вскоре после утверждения программы уничтожения химоружия, чем был по существу завершен процесс дискуссий и можно было заняться реальным делом.

Основной акцент документа очевиден из его названия. Можно удивляться, но договаривающиеся стороны условились даже о том, что правительство России обеспечит разработку «документации по клинике, диагностике и  лечению заболеваний, связанных с поражением отравляющими веществами (токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию)», а также «возмещение ущерба,  причиненного здоровью граждан,  вследствие вредных воздействий, связанных с производством химического оружия».

Данных о реальном исполнении этих обязательств не имеется и вряд ли Чувашия их дождется. Главное же состоит в том, что ни в этом соглашении, ни в других документах центральная власть больше не рассматривала этот регион в качестве основного места для уничтожения химических боеприпасов с ФОВ573.

Впрочем, жители Чувашии еще долго не расставались с осторожностью. И не только они.

Забегая вперед, расскажем, чем кончился тот важный для Чувашии эпизод. В новом тысячелетии, когда в России политика бездумной раздачи суверенитетов сменилась на столь же малоосмысленное возведение вертикали власти, вспомнили и о тихой Чувашии. На этот раз критик из Центра объявился в образе прокурора, озабоченного тем, что по Конституции РФ вопросы обороны и безопасности относятся к ведению Центра и потому отдельно взятые регионы не вправе указывать ему, Центру, что у них разрешается и что запрещается на эту тему. И законодательный орган Чувашии пошел навстречу, внеся изменения в закон республики. Вот в такой обстановке 21 декабря 2001 года абсолютно ясный запрет на работы с химоружием («На территории Чувашской Республики запрещается производство, хранение, испытание и уничтожение химического оружия») был заменен на двусмысленную формулу: «На территории Чувашской Республики запрещается размещение объектов по уничтожению химического оружия и продуктов его переработки, а также их перевозка из других субъектов Российской Федерации без согласования с Государственным Советом Чувашской Республики» («Советская Чувашия», 22 декабря 2001 года).

К сожалению, это был тот случай, когда федеральному Центру не стоило так однозначно пропихивать в лояльном регионе свою державную волю.

« Назад Оглавление Вперед »