«Химическое разоружение по-русски»

8.8. ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

Итог очевиден. И может свидетельствовать лишь об одном — о презрении деятелей нашего ВХК к своим согражданам, даже несмотря на то, что их поступки на ниве бессмысленной секретности давно перешли черту, после которой начинается нарушение Уголовного Кодекса России.

Кстати, речь идет не только о презрении, но и о боязни. Скажем, когда доктор медицинских наук из С.-Петербурга Ю.А.Мусийчук под флагом Зеленого креста истово ратует за сохранение «конфиденциальности при уничтожении химического оружия»636, не стоит особо заблуждаться. Он думает о себе, о том, что его сограждане могут когда-нибудь и узнать, на каком именно материале во времена советской власти изготавливались секретные кандидатские и докторские диссертации по токсикологии ОВ. Хотя мнение г-на Ю.А.Мусийчука не столь уж и интересно нашему обществу — на сей счет имеется законодательство России, и оно не дает никаких оснований для приостановления рассекречивания данных прежних лет по химоружию, которые не имеют ни малейшего отношения ни к обеспечению национальной безопасности, ни к противодействию терроризму.

Так что не будем множить число подобных примеров. Уже приведенных достаточно, чтобы понять безосновательность показного удивления властей России, которые много лет не могут взять в толк, отчего это им никто не верит — ни американские официальные лица, ни собственные сограждане.

Еще раз подчеркнем самое главное — все, что власти США узнали о советском химоружии в декабре 1989 года252, до нашего общества доходило чрезвычайно медленно, порционно, в течение очень многих лет. Однако так и не дошло полностью. Осталось сообщить, как эти вопросы решались за океаном. В США данные о рецептурах ОВ, складах химоружия и об объемах хранящихся там ОВ попали в доступную для общества прессу в 1989 году320, то есть немедленно после того, как стало ясно, что они не будут иметь отношения к будущим войнам и потому их можно передать официалам в СССР и… американскому обществу.

Конечно, центром событий в описанной игре в секретность в XX веке был, безусловно, кабинет многолетнего начальника войск РХБЗ генерала С.В.Петрова. Именно этот чин до начала реальных работ по химическому разоружению заявлял, что «Патологическая секретность, окружающая все, связанное с химическим оружием, досталась нам от прошлого»267. А после получения пинка в Чапаевске в 1989 году разглагольствовал совсем уж красиво: «… все мероприятия по ликвидации химического оружия мы намерены проводить в условиях широкой гласности и открытости… Разумеется, мы будем широко информировать о нашей деятельности по уничтожению химического оружия и советскую общественность»228.

Выше было подробно описано, что на самом деле все развитие отношений химического генералитета с общественностью в сфере информации происходило прямо противоположно тому, что декларировалось. Именно генерал С.В.Петров, вопреки приведенным цитатам, взял на себя наглость без каких-либо правовых оснований оставить наше общество без информации о проблемах расставания с вышедшим в тираж химоружием. Как следствие, именно на нем лежит основная ответственность за задержку с выполнением обязательств России по Конвенции о запрещении химоружия18. А еще на другом лице, которое занимало у нас пост Верховного Главнокомандующего, не вникло в корыстные мотивы химического генерала и потому держало его на ответственном посту лишних лет этак 7-8.

Впрочем, как и всякому иному чиновному лицу, генералу С.В.Петрову не были чужды и обиды. И он их спокойно переплавлял в поступки, нимало при этом не интересуясь проблемами секретности. Приведем пару примеров.

Мощнейший военно-химический полигон на плато Усть-Урт в районе Нукуса (Узбекистан) многие годы использовался для испытаний советского химоружия, но факт его существования не попадал в прессу никогда. Однако в последние дни 1991 года в связи развалом Советского Союза этот полигон перестал принадлежать химическому генералитету России. И генерал С.В.Петров немедленно, уже в апреле 1992 года, подрядил послушную газету раскрыть и факт существования полигона, и его местоположение302. Тем более что там уже были закончены испытания химоружия третьего поколения, в том числе бинарного. А ведь Конвенция о запрещении химоружия18 к тому времени не только не была подписана, но и не была даже окончательно согласована (парафирована).

Второй факт столь же прозрачен. Химический генералитет много лет скрывал от нашего общества перечень типов имеющихся в стране химических боеприпасов. После обмана на этом фронте, который был осуществлен в октябре 1987 года в Шиханах248-251, американцам все же пришлось сказать правду (этого требовал Вайомингский меморандум252), а вот с собственными гражданами дело не заладилось. И они (граждане) так бы и оставались в неведении, если б генерал С.В.Петров не был освобожден от своих руководящих функций. После чего тот перечень спокойно перекочевал в прикормленную газету254. Без угрызений совести насчет секретности. Впрочем, наши химические генералы не были бы нашими генералами, если бы и в этот перечень не вбросили несколько ошибок.

Еще раз подчеркнем, что наши власти в течение десятилетий вели международные разговоры-переговоры о химическом разоружении, не снисходя до информации собственного населения, а их редкие выступления носили только лишь пропагандистский характер. Однако и ныне, когда Конвенция о запрещении химоружия подписана, ратифицирована и исполняется, население по-прежнему так и не получает от властей никакой серьезной информации, за исключением пропагандистских поделок636,639-644.

И ВХК никак не уразумеет, что подобный образ поведения — это камень на пути эффективного химического разоружения.

В самом деле, нежелание ВХК начать процесс реального рассекречивания документов — это прямой показатель его психологической неготовности к работе с населением по химическому разоружению. Ведь ясно — раскрытие информации о подготовке СССР к наступательной химической войне является единственным путем к корректной постановке задачи на выход из нее, то есть действительного химического разоружения как общенациональной задачи.

Без раскрытия информации о нашем химоружии можно лишь попытаться — с большими издержками — уничтожить само оружие и решить, таким образом, политические задачи бывших противников по холодной войне, главным образом, США. Однако таким способом невозможно обеспечить решение национальных задач России, то есть задач преодоления последствий подготовки к химической войне, которую предполагалось вести на чужой земле. Повторимся, что имеются в виду последствия, связанные с экологией и состоянием здоровья населения в своей собственной стране. И, уничтожив само химоружие, мы не решим задачу обеспечения химической безопасности своей страны.

С другой стороны, начало раскрытия информации может дать старт началу подготовки программы преодоления экологических и медицинских последствий прошлой подготовки к химической войне. Без рассекречивания это невозможно в принципе, равно как невозможно в принципе и своевременное уничтожение запасов химоружия, сколько бы ни настаивали зарубежные партнеры наших генералов, да и свои доморощенные доброхоты.

Может не позволить пострадавшее население.

В теории игр есть понятие игр с нулевой суммой. Это когда обе соперничающие стороны общаются друг с другом заведомо лишь на уровне вранья и не допускают для себя иного образа поведения. В годы холодной войны такой образ поведения, усвоенный нашим генералитетом на «отлично», быть может, и был приемлем. Однако, та война давно закончилась, да и граждане России вряд ли могут рассматриваться противниками генералитета России. Тем не менее и ныне военно-химический генералитет часто ведет себя по отношению к согражданам в рамках сакраментальной игры с нулевой суммой: генералы не дают населению полной (!) информации о делах химического разоружения, в ответ население отвечает полным недоверием.

К сожалению, психологически власти России и в первую очередь сильно ощипанный, но не утративший агрессивности ВХК еще не созрели для решения проблем химоружия в полном объеме, в том числе с учетом необходимости раскрытия информации о прошлых работах с ним. И это препятствие в разворачивающемся химическом разоружении — главное.

« Назад Оглавление Вперед »