«Химическое разоружение по-русски»

9.2. ГРАЖДАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ?

Население — не есть объект упражнений властной бюрократии.

Однако укоренившееся у властной бюрократии «оборонное сознание», наряду с неразвитостью у нее культуры взаимодействия с населением, привели к тому, что, помимо множества иных проблем (организационных, юридических, технических, медицинских, финансовых), социально-психологические проблемы стали чуть ли не основным препятствием на пути эффективного химического разоружения России468. И вряд ли может удивить то, что американские советы по работе с населением в отношении проблемы химического разоружения330 нашей бюрократии не понадобились. Она пошла своим путем, и на начальном этапе все социально-политические протестные события в регионах, связанные с планами уничтожения химоружия, были спровоцированы именно властной бюрократией. И, как ни удивительно, проходили они по одному и тому же сценарию.

Не претендуя на полноту описания, приведем лишь некоторые примеры. Первый относится к тем временам, когда социальная составляющая обсуждения химического разоружения в Удмуртской Республике была не очень значительна1. Два других касаются уже несколько более поздней эпохи, когда без мнения жителей ни в Брянской, ни в Кировской областях решать эти острые вопросы уже было значительно труднее.

            В Удмуртской Республике о наличии самого крупного в мире склада люизита узкий круг ученых республики был проинформирован в 1990 году параллельно с визитом на него в августе 1990 года американских специалистов («Наука Урала», 14 марта 1991 года, № 10).

Ну а жители узнали некоторые подробности, как водится, из сообщений столичных изданий303,306,647. В частности, в статье647 военные химики разбирали учебную задачу выбора района уничтожения химоружия и остановились на так называемом тринадцатом районе — треугольнике Ижевск-Киров-Казань.

Гласность проникала в отношения властей с населением чрезвычайно медленно. Приводимые ниже цитаты показывают, как старательно в 1992 году армия (в данном случае это был химический генерал И.Б.Евстафьев) скрывала от жителей Удмуртии информацию, которая для них была жизненно необходима:

ГЛАСНОСТЬ ПО ГЕНЕРАЛУ И.Б.ЕВСТАФЬЕВУ (1992):

«Свои варианты размещения у военных есть, но генерал отказался их назвать, поскольку это приведет к огромному росту социальной напряженности в этих регионах.»                                                     «КУрьер», 18 апреля 1992 года.
«Генерал-майор отметил существование районов, выбранных для вывоза туда химического оружия и переработки его. Хитро прищурившись, высокий гость отказался назвать эти точки, отметив, что в этих местах люди тоже об этом не знают.»     «Известия Удмуртской Республики», 14 апреля 1992 года.
«Генерал-майор объявил о существовании районов, куда в случае необходимости люизит можно будет вывезти, но назвать эти места отказался категорически. Это понятно, ибо, как признал высокий гость, в этих местах население пока о подобной акции не догадывается.»

«Megapolis -Express», Москва, 1992 г., № 17.

Так что и осторожность, и протест жителей Удмуртии, которые возникли не сразу и развивались неравномерно, были закономерны. Они имеют под собой очень серьезное основание — опыт прежнего общения.

ИЗ ОПЫТА БДИТЕЛЬНОСТИ (1993):

«Сегодня нам навязывают мысль, что российское правительство не сможет финансировать эту программу, что надо привлекать инвесторов — коммерческие структуры, которые заинтересованы в переработке люизита и продаже своей продукции. Но у нас ведь голова болит не столько о люизите, сколько о том, чтобы у нас его не было. Нам в Воткинске (имеется в виду объект по наблюдению за вывозом ракет, подлежащих иностранному контролю — Л.Ф.) обещали золотые горы — и дошкольные учреждения построить, и гостиницу, и жилье, было постановление и союзное, и российское — но как только был построен основной объект, финансирование прекратилось.»

«Удмуртская правда», Ижевск, 8 октября 1993 года.

В попытке достичь психологического перелома были организованы визиты группы руководителей Удмуртии и Камбарки в Германию и США. После ознакомления с американскими методами уничтожения ОВ они вывезли из-за границы самые благоприятные впечатления.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С МЕСТНЫМИ КАДРАМИ:

«Член нашей делегации, председатель райисполкома  города Камбарки (Удмуртия), где хранятся самые большие в России запасы люизита, Владимир Коняшин после  знакомства с американским опытом уничтожения химического оружия говорил: «Здесь, в Туэле, я убедился, что можно построить экологически чистый и безопасный для населения объект по ликвидации ОВ. Думаю, мы тоже сумеем сделать такой, если станем сотрудничать с Конвенциальным комитетом, с учеными и с военными.»         «Известия», 20 октября 1992 года.

«Сама идея переработки люизита выглядит очень привлекательно — говорит председатель Камбарского райисполкома В.Коняшин.- Особенно если район в виде компенсации за пребывание на его территории военных будет участвовать в прибылях от этого производства. Но мы боимся, что нас опять обойдут. Проведут тихой сапой все работы, а потом явочным порядком начнут утилизацию.»303

«Вершиной бесстыдства, открытым предательством считаем мы то, что ряд ученых Удмуртии, утверждавших ранее, что местное население носит «стальные наручники страха», превратились в услужливых лакеев ВХК, изменили своим научным взглядам и принялись после загранкомандировок рьяно доказывать обратное, обещая нам райские кущи.»

«Камская новь», Камбарка, 23 марта 1993 года.

К весне 1995 года ситуация в Удмуртии оставалась неопределенной. В Москве была создана и утверждена так называемая технология утилизации люизита, хотя доказательств ее экологической безопасности не было. Впрочем, власти Удмуртии совместно с Минобороны РФ подготовились организационно, привлекли на сторону ВХК местную профессуру, которая начала неприкрыто их обслуживать, в том числе через Зеленый крест522,528. Решения, однако, все не было.

Наконец, «состоялось» и оно — в виде постановления правительства РФ 1995 года «Об организации работ по уничтожению запасов люизита, хранящихся на территории Камбарского района Удмуртской республики»382. Из наиболее примечательных особенностей этого документа можно выделить три.

Во-первых, то, что провести мониторингкомплексное экологическое, санитарно-гигиеническое и медицинское обследование районов хранения и предполагаемого уничтожения люизита») было поручено армии — «совместно» с одними и «по согласованию» с другими ведомствами и органами533.

Во-вторых, то, что на бывшее Третье главное управление (нынешний Медбиоэкстрем), не имевшее опыта работы с ипритом и люизитом, вновь было возложено «медицинское обслуживание лиц», задействованных на работах с СОВ. Ну а жители Камбарки, пострадавшие при уничтожении люизита и иприта в прошлые годы, как и прежде, оказались не в фокусе внимания властей573.

В-третьих, важен размер цены, которую выторговал глава администрации Камбарского района за реальную угрозу жизни и здоровью своих сограждан533: строительство газопровода-отвода на г.Камбарку, строительство поселковой водопроводной сети, рабочий проект канализационных очистных сооружений, проектно-сметную документацию на очистку и благоустройство пруда.

Мы не можем не отметить прогресса в подобного рода сделках. Четверть века назад руководство Чувашии обменяло благополучие своей родной земли (поставленное на грань катастрофы в результате организации производства V-газа) на водопровод для ее столицы. Здесь же предусматривался не только водопровод, но и газопровод, а также два комплекта проектных бумаг — на пруд, оставшийся от демидовских времен, а также на канализацию.

Итак, постановление правительства уже возникло382, а решения все никак не получалось533, особенно в отношении рекомендованного военным тем постановлением «формирования у общественности Удмуртской Республики позитивного отношения к проблеме уничтожения химического оружия».

            ИЗ ДИСКУССИЙ:

«Генералы долгое время скрывали от жителей свои истинные намерения. Вначале, чтобы успокоить людей, вели разговоры о расснаряжении люизита в малые емкости и перетранспортировке его в безлюдные места для уничтожения. Затем Кунцевич неоднократно в своих интервью подчеркивал, что ни одно решение не будет принято без согласия людей. Мы понадеялись на его порядочность. Обманул Кунцевич камбаряков. Не последнюю роль сыграли в этом местные республиканские и районные власти.»

«Московские новости», 20 декабря 1992 года.

«Мы очень много ссылаемся на Удмуртию. Я сам житель Удмуртии и был депутатом Удмуртии. Я не видел там генералов по телевизору, никого, чтобы с общественным мнением кто-то работал»611.

Впоследствии С.В.Кириенко предложил очень простое решение, обвинив жителей Камбарки в заболевании придуманной им болезнью «хемофобией». В ответ жители только посмеялись над нашим доморощенным эскулапом, потому что болеют они только одним — заботой о судьбе своих детей494.

Шведская военно-научная делегация, посетившая Камбарку в конце 1993 года, обнаружила, что в Удмуртии властям необходимо не только и не столько обсуждать технические вопросы химического разоружения, сколько учиться работать с местными жителями. Шведы даже дали советы, как изменить стиль и методы этой работы: «Необходимо рассказывать о люизите, о том, что с ним связано, популярным, доходчивым языком. Использовать для работы с населением неформальных лидеров, людей, которых все уважают. В общем использовать любую возможность для прямого, открытого и честного разговора с людьми»516.

Данных о результативности тех шведских советов нет.

В Брянской области о предстоящем уничтожении химоружия на месте его хранения жители узнали из зарубежной прессы524. К тому времени местная администрация неоднократно обсуждала этот вопрос с центральной властью, однако переписка между Москвой и Брянском велась на верхушечном уровне. До информирования рядовых сограждан дело долгое время не доходило, хотя американская военная делегация посетила авиационный химический склад в Почепе еще в июне 1990 года573.

Гласность осуществлялась в традиционных формах.

ИЗ СООБЩЕНИЙ:

«Представьте себе хоть на минуту аварию поезда, нагруженного ракетами с V-газом. От одного грамма этого газа гибнут 500 человек, от одного килограмма — полмиллиона человек. А маршрут неблизкий — из Забайкалья в Брянскую область. На пути — Чита, Улан-Удэ, Иркутск и т.д. В одной ракете содержится или 216, или 555 килограммов V-газа, этого достаточно для гибели всей страны.»                                        «Московские новости», 3 января 1993 года.

«ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ. Сообщаю, что химического оружия в Забайкальском регионе нет и, соответственно, никакой перевозки его в Брянскую область быть не может. Считаю необходимым отметить, что подобные публикации носят провокационный характер и не способствуют цивилизованному решению и без того сложной проблемы хранения и уничтожения химического оружия. И.О. начальника Генерального штаба генерал-лейтенант А.Николаев. 22 марта 1993 г.»

«Читатель, быть может, помнит (мы об этом писали), что из Забайкалья в Почеп был отправлен состав с боевыми ОВ. Даже профессору Федорову ничего выяснить не удалось. И вот во время нашей последней встречи Л.Комогорцева сообщила, что забайкальский состав… благополучно был разгружен в Почепе!»    «Российский Чернобыль» (Брянск), 17 февраля 1995 года.

Только с 1993 года местные власти начали поиск собственной позиции. 8 февраля администрация приняла постановление: «Объявить Брянскую область территорией, запретной для складирования, захоронения, уничтожения импортных и отечественных радиоактивных и промышленных отходов, а также уничтожения продукции военного назначения». Впрочем, на власти России это решение впечатления не произвело.

И лишь с лета 1994 года, незадолго до очередного визита военных из США, власти Брянщины были вынуждены привлечь к обсуждению проблем уничтожения химоружия экологическую общественность. В конце 1994 года собрание небольшой группы жителей г.Почепа и п.Речица приняло скромное обращение к властям573.

ИЗ РЕШЕНИЯ СОБРАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ (23 сентября 1994 г.):

«Мы обращаемся к командованию ВВС и руководству Почепского гарнизона с требованием разрешить посещение хранилища химического оружия представителям общественной организации «Союз за химическую безопасность», областной администрации, комитета по охране природы и природных ресурсов, облсанэпиднадзора. Тем более, что данный арсенал неоднократно посещали американские военные. Мы требуем от министерства обороны дать ответ, планируется ли строительство завода по уничтожению химического оружия. Мы хотим полной информации о нашем безопасном проживании».

Ответа не последовало, если не считать за таковой активное неприятие генералом С.В.Петровым того, что он назвал «скандалами экологов». Эта активная жизненная позиция безответственного генерала была выражена им 17 января 1995 года в Москве на заседании правительственной комиссии по выбору районов размещения объектов по уничтожению химоружия573.

Жители Брянщины подняли брошенную перчатку — 19 марта 1995 года они собрались на массовый митинг, где представители различных социальных и профессиональных групп Почепского района выступили с однонаправленными словами протеста — против попыток решения вопросов уничтожения химоружия за их спиной и за счет их интересов573.

ИЗ ГАЗЕТ (1995):

«На время митинга всю центральную площадь города запрудил народ. Потом организаторы «прикинули», что собралось не менее пяти тысяч человек. А требования — вот они, на плакатах в руках школьников «Не лечить боль Чернобыля химией! «, «Защитим наших детей от химической опасности!», «Нет химзаводу на почепской земле!». Раздавались резкие осуждающие слова и в адрес администрации, и в адрес правительства — и с трибуны, и из глубины митингующих.»                                      «Брянский рабочий», 29 марта 1995 года.

«Девятнадцатое марта, одиннадцать часов, Октябрьская площадь Почепа. Полно народу, видны плакаты. Начинается митинг — протест против строительства на Брянщине завода по переработке химического оружия. Безопасные технологии для переработки химического оружия еще не отработаны. Пока же надо создавать законы, связанные с проведением работ по уничтожению химического оружия и социальной защите населения, которое может при этом пострадать. К началу митинга было собрано по многим населенным пунктам 10 тысяч подписей. Говорят, что заранее на этом заводе продаются 600 рабочих мест. А другие, что, будут рыть себе могилы? Кто даст гарантию, что это не так. Случись же авария, все мы погибнем. Закончился митинг, но с площади долго еще не расходились люди.»

«Сельская новь», Почеп, 28 марта 1995 года.

На этот раз резолюция жителей, не услышанных центральной властью, была много жестче. И она не прошла не замеченной. Эффект митинга был столь серьезен, что в июне 1995 года орган законодательной власти Брянской области был вынужден объявить 15-летний мораторий на работы с химоружием на территории области.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ:

«Учитывая многотысячные обращения граждан области, Брянская областная Дума постановила:
1. Признать необходимость разработки и принятия областного закона «О запрещении строительства на территории области завода по уничтожению химического оружия»
4. Администрации области прекратить всякую разработку и решение вопроса по строительству завода по уничтожению запасов химического оружия в Брянской области».

Таков результат непроходимой глухоты властей — жители Брянской области, как в свое время жители Чапаевска и Чувашии, уже перешли ту черту, за которой конструктивное взаимодействие сторон (властей и населения) будет много труднее, чем раньше.

Ну а тем временем дела на Брянщине шли своим чередом. Поскольку предыдущий опыт мало чему научил ВХК, результатом стал митинг жителей Почепского района, состоявшийся 29 апреля 1997 года. На этот раз они не ограничилось протестами, а, наученные горьким опытом, предложили министерству обороны РФ заключить с ними гражданское соглашение, которое бы определяло взаимные обязательства сторон573,648.

ГРАЖДАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между жителями Почепского района Брянской области и Министерством обороны России по вопросу работы объекта хранения химического оружия648

Исходя из того, что здоровье и жизнь жителей Почепского района без их ведома в течение нескольких десятилетий были поставлены под угрозу в результате хранения возле г.Почепа Брянской области запасов высокотоксичных отравляющих веществ: зарина, зомана и V-газа,
Учитывая, что хранение и уничтожение химического оружия продолжает создавать большой риск для населения района и состояния окружающей среды,      Принимая во внимание, что Министерство обороны России не представило населению района никакой информации ни об экологических и медицинских последствиях хранения химического оружия, ни о масштабах и последствиях уничтожения аварийных химических боеприпасов на действующем объекте хранения химического оружия,
Находя недопустимым, что Министерство обороны не проводило никакой  работы по созданию социальной инфраструктуры в поселке Речица и городе Почепе, достойных цивилизованного государства,
Считая, что химическое оружие должно быть уничтожено исключительно с использованием технологий, полностью безопасных для людей и состояния  окружающей среды, и под эффективным контролем со стороны представителей населения,

Мы, население Почепского района, заключили с Министерством обороны России нижеследующее гражданское соглашение о сотрудничество в связи с деятельностью объекта хранения химического оружия:

1. Предварительный  этап
а) Министерству обороны разрешается начать предварительные работы на действующем объекте хранения химического оружия по подготовке к оценке возможностей будущего уничтожения этого оружия, имея в виду, что место и вопросы взаимодействия между жителями Почепского района Брянской области и Министерством обороны России по вопросу работы объекта уничтожения  химического оружия будут определены в рамках отдельного механизма,
б) Министерство обороны совместно с администрацией района и отделением Союза «За химическую безопасность» определяют список объектов социальной инфраструктуры районы, которые будут построены в порядке компенсации за риск, которому подверглись жители при хранении химического оружия в прошлые годы,
в) Министерство обороны обеспечивает постоянный допуск на территорию объекта хранения химического оружия для ознакомления с состоянием безопасности представителей Брянского и Почепского отделений Союза «За химическую безопасность» и Совета межрегионального Союза «За химическую безопасность»,
г) Министерство обороны включает представителей районного отделения Союза «За химическую безопасность» и Совета межрегионального Союза «За химическую безопасность» в комиссию по выбору места уничтожения запасов химического оружия, хранящихся в настоящее время Почепском районе Брянской области,
д) Министерство обороны включает представителей Брянского и Почепского  отделений Союза «За химическую безопасность» и Совета межрегионального Союза «За химическую безопасность» в экспертные комиссии и рабочие группы по выбору технологий уничтожения химического оружия,
е) Министерство обороны включает представителей Брянского и Почепского  отделений Союза «За химическую безопасность» и Совета межрегионального Союза «За химическую безопасность» во все комиссии и рабочие группы по экологическому и медицинскому мониторингу в связи с проблемой безопасного хранения и будущего уничтожения запасов химического оружия, ныне хранящихся в Почепском районе.

2. Первый этап
а) Министерство обороны за счет средств федерального бюджета проводит следующие работы:
* строительство современных очистных сооружений и канализации в поселке Речица и городе Почепе,
* проектирование и строительство нового водозабора и водопровода, обеспечение газоснабжения в Почепском районе,
* реконструкцию центральной районной больницы с оснащением современным оборудованием,
* создание аналитической лаборатории на базе Почепского центра санэпиднадзора.
б) Министерство обороны за счет средств федерального бюджета обеспечивает отселение жителей из зоны защитных мероприятий объекта хранения химических боеприпасов,  высказавших такое пожелание,
в) Министерство обороны за счет средств федерального бюджета обеспечивает бесплатное медицинское обследование и лечение любого жителя зоны защитных мероприятий объекта хранения химического оружия в любом медицинском учреждении страны с оплатой проезда и проживания,
г) Объекту хранения химического оружия разрешается проведение работ по подготовке к вывозу химических боеприпасов в место их уничтожения,

3. Второй этап
Вопросы взаимодействия между жителями Почепского района Брянской области и Министерством обороны России в связи с решением вопросов уничтожения запасов химического оружия, включая строительство и  эксплуатацию экспериментальных и основных установок уничтожения химического оружия,  должны разрешаться в рамках отдельного Гражданского соглашения.

4. Контроль
Для обеспечения контроля за выполнением настоящего соглашения создается общественная комиссия. Каждая из сторон выдвигает в нее необходимое количество представителей по своему  выбору. Проезд членов комиссии, не проживающих в Почепском районе, к месту её работы обеспечивает Министерство обороны.
В случае игнорирования  Министерством  обороны любого положения настоящего соглашения жители района оставляют за собой право на  осуществление препятствования любых работ на объекте хранения химического оружия, в том числе с привлечением международных организаций.

От имени населения Почепского района         От имени Министерства обороны
Глава администрации        ТКАЧЁВ А.Д.
Глава администрации
города Почепа                   ТЕРЕБНЁВ А.Н.
Председатель БООО «За химическую
безопасность»                    КОМОГОРЦЕВА Л.К.
Председатель Почепского отделения
БООО «ЗХБ»                      КОЗЛОВ А.В.

Почеп, 29 апреля 1997 года

Предложения были логичны: жители, несмотря на риск для их здоровья и жизни, разрешали армии «проведение работ по подготовке к вывозу химических боеприпасов в место их уничтожения» при условии, что со своей стороны Минобороны России будет предоставлять населению полную информацию о проводимых работах и обязуется учесть нужды жителей при возведении объектов социальной инфраструктуры. Впрочем, ответное действие Минобороны РФ было предсказуемо — генералитет не ответил на предложение населения заключать с ним гражданское соглашение. Тем самым, Минобороны РФ само направило на себя заключительное положение документа, принятого на митинге 29 апреля 1997 года648: «В случае игнорирования Министерством обороны любого положения настоящего соглашения жители района оставляют за собой право на осуществление препятствования любым работам на объекте хранения химического оружия, в том числе с привлечением международных организаций».

Впрочем, и на этом дело не остановилось. 21 декабря 1997 года состоялся очередной сход граждан Почепского района Брянской области, которые были не удовлетворены складывающимися обстоятельствами подготовки к уничтожению химоружия. Эта озабоченность граждан также не была услышана властями573.

Так был спровоцирован еще более серьезный протест. 24 апреля 1999 года состоялся сход граждан шести районов Брянской области, наиболее близко расположенных к складу химоружия. На этот раз жители пошли еще дальше — они выразили недоверие властям страны в области химического разоружения и предложили им вывезти химоружия из Брянской области573.

Ну а дальше можно говорить об эстафете. Она легко проглядывается на примере Кировской области, где общественное экологическое движение в отношении химического разоружения созрело несколько позднее.

26 октября 1998 года состоялось собрание жителей Котельничского района Кировской области, где они достаточно определенно заговорили об экологической безопасности уничтожения химоружия, планируемого в соседнем Оричевском, районе, в районе поселка Мирный. Так родилось отделение Союза «За химическую безопасность» в Котельничской районе.

В заключение этого раздела не будет лишним напомнить, что армия не смогла наладить нормальные отношения не только с рядовыми жителями регионов хранения химоружия, но и с их законодательными органами.

Так, поначалу в Саратовской области жители поселка Горный без восторга приняли первоначальные предложения властей по поводу уничтожения на их территории запасов иприта и люизита. Для упрощения процесса адаптации руководители Краснопартизанского района, на землях которого находится склад с ОВ, были посланы на военно-химические базы в США, и им все очень понравилось509. Впрочем, все эти пассы не помешали принятию 6 апреля 1993 года решения Саратовского областного совета народных депутатов о запрещении реализации программы уничтожения химоружия на территории Саратовской области и о запрете уничтожения ОВ в области без согласования с местными органами власти.

Вряд ли военные поняли, как надо себя вести по отношению к, хотя и местным, но законодателям. Во всяком случае в Курганской области они вели себя столь же свободно, в результате чего 25 ноября 1998 года областная Дума была вынуждено принять удивительно редкое и откровенное решение: «Признать действия Минобороны РФ в отношении законодательного органа государственной власти Курганской области как нарушение нормы федерального законодательства и ущемляющие права и полномочия Курганской областной Думы, уведомив об этом Председателя Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации».

В общем, не удивительно, что на рубеже веков армия была отставлена от дел химического разоружения.

« Назад Оглавление Вперед »