VII.2. ЧУВАШИЯ
О своем “химическом” будущем жители Чувашии узнали лишь осенью 1992 г. из сообщений московских газет74,75,365.
К тому времени они еще не оправились от предыдущего потрясения — январского известия о “химическом прошлом”. Как оказалось, на их ЧПО «Химпром» в Новочебоксарске действовал не завод ядохимикатов, а комбинат по масштабному выпуску V-газа, самого токсичного ОВ современных армий221.
Решение ВПК от 19 апреля 1989 г.176 (принятое, кстати, через 10 дней после “антихимического” митинга в Чапаевске и “химической” бойни в Тбилиси) предусматривало, что в Чувашии будет развернут основной объект по уничтожению фосфорных ОВ в химических боеприпасах - артиллерийских и авиационных. Здесь же предполагалось сжигать реакционные массы от того химического оружия, которое должно было уничтожаться в других местах. Между тем химического оружия в Чувашии давно не было, и его предполагалось по программе, утвержденной парламентскими комиссиями ВС РСФСР в первом чтении, завозить издалека, для начала с артиллерийских баз г.Щучье (Курганская область) и поселка Кизнер (Удмуртия)75.
Данные экологической экспертизы проекта, подготовленной зимой 1990-1991 гг., населению сообщены не были (тогда еще скрывался сам факт будущего уничтожения химического оружия именно в Чувашии). Версия программы уничтожения химического оружия, обсуждавшаяся в ВС РФ осенью 1992 г., вообще не прошла экологической экспертизы - Министерство экологии РФ завизировало программу без специального рассмотрения123. Данные технологических проработок в программе не сообщались.
Премьер-министр Чувашии, обсуждая выгоды, которые будут получены республикой от уничтожения химического оружия, по существу вступил в сговор с центральной властью за спиной жителей Чувашии. По его мнению, «плата за страх» должна была превосходить предполагаемый риск во много раз222 - рассуждение не очень корректное, если вспомнить, что в свое время за право построить “Химпром” на земле Чувашии Центр расплатился всего лишь водопроводом. О результатах нынешнего сговора жители узнали из пропагандистских статей в центральной печати74,75. Визит президента РФ на ПО «Химпром» в сентябре 1992 г. также был подан как его согласие именно с предложенной ВХК организацией уничтожения химического оружия127,128.
Социальное сопротивление, возникшее после первых сообщений, сопровождалось ожесточенной дискуссией40,128-130,132,134 и в конце концов разрушением всей организационной конструкции ВХК.
26 декабря 1992 г. центральная «Правда» сообщила, что «уничтожение химического оружия начнется в Новочебоксарске в 1996 году«365. Нельзя не подивиться дару предвидения известной газеты, если учесть что в тот же день было сообщено о решении Верховного Совета Чувашии запретить проведение работ по ликвидации этого оружия на территории республики131. Справедливости ради отметим, что в 1995 г. в “Правде” стали писать об уничтожении химического оружия в Чувашии иначе231.
Решение властей Чувашии не прошло не замеченным соседями.
Из Постановления Верховного Совета Республики Татарстан: “Республика Татарстан берет на себя обязательство не производить, не хранить и не ввозить на свою территорию оружие массового поражения. Транзитные перевозки через территорию Республики Татарстан химического оружия к местам его уничтожения могут быть осуществлены только с согласия государственных органов власти Татарстана.
г.Казань, 5 марта 1993 г.”.
В порядке контрмер Центр предпринял ряд нетривиальных шагов.
Во-первых, было орга-низовано продолжитель-ное путешествие трех руководителей Чувашии за опытом. На деньги Пентагона они посетили военно-химические ба-зы США, где химиче-ское оружие уничтожа-ется или же готовится к уничтожению.
Последовали благоприятные отзывы366 - визитеры не смогли избежать некритичного взгляда на чужой опыт133.
Во-вторых, в Москве создали комиссию по обследованию территории вокруг ЧПО»Химпром», работа которой не закончилась ничем42.
Однако, все эти пассы уже не могли что-либо изменить.
19 октября 1993 г. Верховный Совет Чувашии в результате настойчивых требований общественности юридически оформил позицию, занятую населением, перередактировав статью 5 Закона республики «О порядке пользования природной средой и природными ресурсами» следующим образом:
Выписка из Закона Чувашии (1993 г.):
«На территории Чувашской Республики запрещается производство, хранение, испытание и уничтожение химического оружия».
Впрочем и после этого центральные власти не хотели уступать.
Из надежд замминистра В.Семенова (февраль 1994 г.):
Еще раз необходимо проработать вопрос размещения объекта на Чебоксарском ПО «Химпром». Научно-техническую разработку, проектирование объектов и производство химического оружия осуществлял Минхимпром. Как головное ведомство оно имело все связи. Не знаю, почему все это теперь взяло на себе Минобороны. Может так случиться, что уничтожать поручат тому, кто его разрабатывал, производил. Надо уже сейчас подключать Роскомхимнефтепром к решению этой задачи”142.
В мае 1994 г. приехавший в Чувашию вице-премьер правительства РФ и руководитель ВПК О.Сосковец пошел еще дальше, попытавшись организовать сохранение в неизменности потенциала по производству химического оружия на ЧПО «Химпром»176. Лишь в результате однозначной позиции руководства республики встал, наконец, вопрос о конверсии этого производства367, что в свою очередь проложило путь на ЧПО «Химпром» американским контролерам.
Из газет чувашии зимы 1994-1995 г.
Сообщает Пресс-Служба Президента Чувашии:
«Как уже сообщалось, в Чебоксары прибыла группа американских экспертов для проведения в рамках Вайомингского меморандума между Россией и США инспекции объектов, связанных с производством и хранением химического оружия на ЧПО «Химпром». 9 декабря Президент Чувашской Республики Н.Федоров принял руководителя инспекционной группы Д.У.Килгора»368.
Из письма в редакцию: «На территории АО «Химпром», в том числе цехов 3-го производства, нет складов с каким-либо типом химического оружия. В декабре 1994 г. в АО «Химпром» с инспекцией находилась группа американских инспекторов. В качестве инспекции по запросу американская сторона избрала цех N 83. Группа инспекторов США подтвердила, что цех N 83 химического оружия не производит с 1987 г., в нем нет складов с какими-либо запасами ОВ, их компонентов, а также снаряженных средств его доставки. В.Шкуро, генеральный директор АО «Химпром», С.Воронов, министр безопасности Чувашской Республики»369.
Что означает в контексте сообщения пресс-службы Президента Чувашии слово хранение, никто объяснить не может. Точно также никто не может растолковать, почему именно американцы должны подтверждать факт отсутствия склада химического оружия в цехе N 83, если все желающие знают, что он построен не там, а при цехе N 74. И уж совсем не понять, почему даже принятое (строго говоря, в высшей степени спорное) решение о конверсии цехов производства V-газа на «Химпроме» вновь стало предметом… обсуждения135,231. Впрочем, жителям российской глубинки опыта. не занимать.
Из откровений В.Шкуро:
“Кого у нас только не было. Результат — пустые разговоры. Даже подписанный О.Сосковцом протокол по проблемам химоружия, по социальной защите, мониторингу остался лишь на бумаге. Ни единой копейки мы не получили. О каких гарантиях говорить, если правительство не в состоянии сегодня решить для профбольных социальные вопросы, обеспечить нормальное медицинское обслуживание? Нас просто обманули”136.
Жители Чувашии не спешат расстаться с осторожностью. И не только они.
« Назад | Оглавление | Вперед » |