«Необъявленная химическая война в России: политика против экологии»

VIII.12. ЧТО ДЕЛАТЬ

Долгие годы побудительным мотивом для активности государства в области химического оружия была деятельность, связанная с подготовкой и подписанием Конвенции по химическому оружию и будущим уничтожением его сохранившихся запасов. В значительной степени это было обусловлено режимом секретности и отсутствием у общества достоверной информации.

В наши дни все более становится очевидным, что необходимо ставить и решать не одну, а две общенациональные задачи экологически безопасного выхода из химического противостояния:

  • анализ военно-химического прошлого и развертывание работ по преодолению экологических и иных последствий подготовки к химической войне,
  • экологически безопасная ликвидация химического оружия.

В силу общенационального характера обе эти задачи должны быть поставлены одновременно, хотя в принципе могут решаться разными темпами и, возможно, по разным программам.

Конкретная деятельность государства и общества по выходу из химического противостояния и ликвидации его последствий должна получить необходимый правовой фундамент:

  • вне зависимости от того, ратифицирует или нет государство международную Конвенцию и двусторонние российско-американские соглашения по химическому оружию, высшие законодательная и исполнительная власти России должны официально декларировать безусловный и окончательный отказ от химического оружия как средства ведения боевых операций; все виды химического оружия, в том числе ирританты, инкапаситанты и гербициды, должны быть немедленно сняты с вооружения армии и других военизированных формирований; на армию должна быть возложена безусловная ответственность за хранение нынешних запасов химического оружия и за экологически безопасное уничтожение как самого химического оружия, так и промежуточных реакционных масс,
  • должен быть принят закон о химическом оружии, который бы определил его статус (в том числе статус захороненного химического оружия), обязанности юридических и физических лиц на всех этапах уничтожения химического оружия и иных форм преодоления последствий подготовки к химического войне, обязанности государства по предотвращению химического терроризма, права территорий, затронутых деятельностью по подготовке к химической войне, а также экологической общественности по контролю за деятельностью государственных органов в области химического оружия,
  • должны быть приняты закон об экологической безопасности в связи с работами с ОВ и иными супертоксикантами, а также поправки к уже существующим законам и иным нормативным актам (например, об окружающей среде); законодательные акты должны обеспечивать безусловное соблюдение прав человека на безопасные условия жизни и международных правил обращения с высокотоксичными веществами,
  • должен быть принят закон о социальной защите лиц, участвовавших в прошлом в производстве, испытаниях, хранении и ликвидации химического оружия, лиц, которые будут участвовать в его уничтожении, а также жителей территорий, затронутых работами с химическим оружием,
  • для того чтобы ВХК не смог в дальнейшем втянуть страну в новые авантюры с химическим оружием, в том числе нетрадиционным, необходимо поставить все виды работ с химическим оружием (разработку, опытное или же полномасштабное производство, испытания, накопление, распространение и несанкционированное уничтожение) вне закона, определить эти работы, равно как и все иные формы нарушения духа и буквы Конвенции о химическом оружии, уголовно наказуемыми деяниями,
  • сокрытие информации о прошлой деятельности по подготовке к химической войне также должно быть поставлено вне закона, а на должностных лиц за такие деяния должно быть обращено уголовное преследование со стороны государства.

Работа по практическому обеспечению экологически безопасного выхода из химического противостояния должна включать решение серии технических, медицинских и экологических задач:

  • разработку замкнутых и экологически безопасных технологий ликвидации химического оружия, прошедших государственную и общественно-экологическую экспертизы; выбор технологий должен осуществляться исключительно в условиях открытых конкурсов при обязательном участии не зависимых от правительства специалистов, а также экологических организаций и общественности,
  • разработку методов экологически безопасного сноса цехов, в которых осуществлялись полномасштабный и/или опытный выпуск химического оружия,
  • разработку методов реабилитации территорий, пострадавших от действий с химическим оружием, и обеспечение возвращения этих земель в народнохозяйственный оборот,
  • разработку замкнутого набора стандартов относительной безопасности и иных медико-гигиенических нормативов, регламентирующих предельные уровни содержания ОВ и токсичных продуктов их трансформации (для окружающей среды, оборудования, живых организмов),
  • организацию ретроспективного анализа военно-химического прошлого для принятия адекватных и всесторонних мер по его преодолению; результаты этого анализа должны быть безусловно доступны специалистам и экологической общественности,
  • организацию гражданскими службами непрерывного и не зависимого от армии мониторинга в местах хранения химического оружия и во всех местах работы с ним в прошлом при промышленном и опытном производстве, хранении, испытаниях и операциях по захоронению; все без исключения данные мониторинга должны быть доступны не зависимым от правительства специалистам и общественности,
  • «химически» ориентированное обследование состояния здоровья жителей территорий, связанных с прошлой, настоящей и будущей деятельностью с химическим оружием, реабилитацию здоровья пострадавших, обеспечение всех жителей льготами и компенсациями, если таковые еще не предусмотрены действующим законодательством.
« Назад Оглавление Вперед »