«Пестициды – токсический удар по биосфере и человеку»

16.3. Развитие национального и международного регулирования

Существует много путей, которые могут позволить странам избавиться от пестицидной зависимости.

Среди них – более строгое санитарно-гигиеническое регулирование использования пестицидов. Например, в Германии и ряде других стран существуют запреты на непрофессиональное применение особо опасных пестицидов, т.е. на использование таких пестицидов в домашних, а не фермерских хозяйствах. Во многих странах запрещается использование многих пестицидов при производстве детских продуктов питания, запреты на использование пестицидов вблизи от жилищ .

В том же ряду находится ужесточение экологического регулирования использования пестицидов: запрет на использование пестицидов на особо охраняемых природных территориях (в заповедниках, национальных парках и т.п.), вблизи водоемов, на арктических территориях и т.п.

Аналогичную роль игруют более строгие административные меры за неправильное использование и нарушение регламентов использования (в том числе хранения и захоронения) пестицидов, а также за нелегальную торговлю пестицидами.

В некоторых странах начаты поиски способов вытеснения пестицидов с рынка. В частности, в Канаде существует государственная программа сокращения применения пестицидов наполовину.

Серьезным подспорьем этим усилиям на национальном уровне служит международная активность.

В 1989 г. в рамках двух специализированных организаций ООН — ФАО и ЮНЕП — был принята процедура Prior Infromed Consent (PIC, «предварительное обоснованное согласие»). Она предусматривает, что вовлеченным в нее странам необходимо на национальном уровне жестко регулировать импорт тех пестицидов, которые внесены в список PIC и для которых национальных правил использования еще не принято. Заполнение списка началось в 1991 г. В их числе оказались такие ХОП, как альдрин, ДДТ, дильдрин, смесь изомеров ГХЦГ. В 1992 г. в список были внесены все РОП. В конце 1997 г. появились первые 5 ФОП. Обязательное условие включения пестицида в PIC – запрет на его использование в одной из стран-участниц.

Создание в системе ООН международной системы PIC - первая серьезная попытка мирового сообщества переместить осуществление контроля за распространением в мире особо опасных химических веществ, в особенности пестицидов, от производителей (химических компаний) к национальным правительствам.

До конца 1998 г. участие в системе PIC для каждой страны было делом добровольным и лишь страны – члены Европейского сообщества должны были следовать этой системе в обязательном порядке. Однако с сентября 1998 г. процедура PIC стала международным договором, обязательным для всех подписавших его стран.

СОГЛАШЕНИЕ ПО PIC

Роттердам/Найроби, 10 сентября 1998 г. — Программа ООН по охране окружающей среды (UNEP) аплодировала сегодня достижению консенсуса в отношении соглашения по обеспечению безопасности при обращении с химическими веществами, которое предусматривает предотвращение нежелательной торговли опасными химическими веществами и пестицидами.

Министры и высшие должностные лица приблизительно из 100 стран приняли участие в двухдневной конференции в Нидерландах, которая включает церемонию подписания завтра утром Роттердамского Соглашения о процедуре предварительного обоснованного согласия в международной торговле опасными химическими веществами и пестицидами.

«Это соглашение – серьезное дополнение к комплекту инструментов по уменьшению отрицательного влияния антропогенной активности на здоровье людей и природную среду,- сказал руководитель UNEP Клаус Топфер.- Оно устанавливает «первую линию обороны» в глобальной химической безопасности и намечает пути дальнейших действий, с тем чтобы человечество пожинало только выгоды из широко распространенной практики применения химических веществ».

UNEP News Release 1998/90

К сожалению, пока система PIC не особенно обширна. На конец 1997 г. она включала лишь 22 пестицида, которые составляют лишь малую часть применяемых сегодня пестицидов. При существующих темпах расширения система РIС лишь к середине следующего века включит все пестициды, которые запрещены для применения хотя бы в одной из стран - участниц системы.

Тем не менее система дала толчок для осуществления шагов по более жесткому регулированию использования пестицидов на национальном уровне. С момента ее принятия 136 стран ввели более чем 700 запретов на импорт 12 наиболее опасных пестицидов, которые к тому времени были включены в систему PIC. Некоторое представление об этом процессе дает табл.16.1.

Таблица 16.1. Рост числа запретов на определенные пестициды в 1983-1995 гг.

Годы

Число запретов

 

Развивающиеся страны

Развитые страны

Всего

1983

Нет данных

Нет данных

53

1989

176

114

290

1991

254

162

416

1993

305

220

525

1995

455

234

689

Среди последних событий подобного рода укажем на акцию правительства Австралии, которое запретило в 1997 г. применение вблизи водоисточников всех (их оказалось 84) рецептур, содержащих фосфорорганический гербицид глифосат (раундап). Причина - вредное воздействие глифосата на головастиков и лягушек [813].

Что касается эффективности процесса PIC, то выборочная проверка показала, что во всем мире продолжается нелегальное производство и торговля запрещенными пестицидами. Так, между 1992 и 1994 гг. было обнаружено производство 32 тыс. тонн ДДТ в трех развивающихся и одной развитой стране. Только из США в 1992-1994 гг. было нелегально экспортировано по крайней мере 7 тыс. тонн запрещенных пестицидов, причем они были проданы в Аргентину, Бразилию, Мозамбик, Нидерланды, Сингапур и Южную Корею, где их применение также запрещено!

Путь к выходу проблемы более жесткой регламентации пестицидов на международный уровень - это заключение специальных международных соглашений по регулированию перемещений токсичных веществ или особо опасных отходов, в том числе пестицидов, по торговым путям или же по компенсации ущерба, связанного с их природными трансграничными переносами пестицидов.

В частности, важный путь регулирования – сокращение использования пестицидов в рамках региональных соглашений по защите, разделяемых двумя или несколькими странами природных водоемов. Примеров объектов действующих соглашений известно довольно много: североамериканские Великие Озера, Северное море, Балтийское море, Карибский бассейн, Средиземноморье.

Некоторый эффект дают международные соглашения по сокращению производства и применения некоторых особо опасных химических продуктов, в том числе пестицидов.

Например, в соответствии с Монреальским протоколом, требуется сокращение производства и применения протравителя семян метилбромида, отрицательно влияющего, как и многие другие вещества, на состояние защитного озонового слоя Земли. Развивающиеся страны могут использовать средства Международного временного фонда, созданного в рамках Монреальского протокола, для замещения этого озонразрушающего вещества.

Важно также активное выполнение уже действующих международных соглашений, содержащих положения о сокращении применения пестицидов, в том числе «Повестки дня на ХХ1 век» Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Среди других международных форумов укажем Всемирную Конференцию по защите морских местообитаний от наземной активности (1995 г.), Межправительственный Форум по химической безопасности (1995 г.), Европейскую программу по окружающей среда (1996 г.) и т.д.

Наконец, необходимо указать на Международную Конвенцию Европейского Союза о гражданской ответственности за ущерб, возникший в результате деятельности, потенциально опасной для окружающей среды. Она была подписана странами Совета Европы в июле 1993 г. и положила основание для создания европейского аналога Суперфонда США, средства которого направляются на ликвидацию аварий и катастроф, опасных для окружающей среды.

« Назад Оглавление Вперед »