*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1090, 9 декабря 2003 г. *
*******************************************************************
Топливо
С.-ПЕТЕРБУРГ: НЕФТЬ — НЕ ТОЛЬКО ИСТОЧНИК ДЕНЕГ И ЭНЕРГИИ
Петербург — в заложниках у нефтеперевозчиков
Из принцесс — в работницы
Прекрасных слов, сказанных о Неве, не счесть. В строках великих
русских поэтов и писателей архитектурная плоть великого города и
могучая река слились в нераздельное целое. И врозь им, как сиамским
близнецам, уже никак. Но большинство и не подозревает, что
романтический образ Невы существует теперь только в нашем
воображении. Принцесса-река уже давно превратилась в реку-
труженицу, одетую в робу, замаранную мазутом. И это превращение
случилось в последние десять лет, как-то тихо, само собой, без ведома
жителей Петербурга.
Грузопотоки по Неве стремительно растут. Если в 1996 году за
навигацию прошли около 3, 5 тысяч судов, в 2000 — более 6 тысяч, то в
2003 — почти 8, 4 тысячи, из них танкеров — почти 2,5 тысячи (данные
ГБУ Волгобалт). Это значит, за ночь по центру города, мимо всемирно
известного Эрмитажа и других исторических памятников проползают
около полутора десятков танкеров и нефтеналивных барж. Только в
2002 году через Неву было перевезено более 4 миллионов тонн нефти,
а река приобрела статус одной из самых судоходных в Европе.
Впрочем, общественность о наступивших переменах начинает
потихоньку догадываться. И, прежде всего, по радужным разводам на
воде, которых становится все больше, по все учащающимся авариям
судов. К примеру, настоящим потрясением для петербуржцев стала
авария с теплоходом «Каунас», врезавшимся в бык Литейного моста.
Такого град на Петра еще не видел! Валерий Чкалов, пролетевший в
начале 30-ых под аркой Троицкого моста, умудрился не задеть его
конструкций. А чтобы судно впилилсь в опору — никогда.
Пароходы садятся на мель
— С авариями вообще творится что-то неладное — говорит начальник
Балтийской спецморинспекции Валерий Зайцев. — Суда наскакивают
на камни, садятся на мели, тонут у причалов. Похоже, наши капитаны
перестали быть профессионалами, классными специалистами.
И действительно в октябре 99-го на Ивановских порогах садится на
мель «Нефтерудовоз-7″, принадлежащий компании «Волготанкер».
Место на Неве сложное, но до той поры суда его проходили
благополучно. В августе прошлого года происходит ЧП с «Каунасом».
Кстати, исследования показали, что омывающее корпус течение начало
разрушать грунт вокруг опоры моста. К счастью, корпус вовремя
извлекли. Теплоход «Константин Циолковский» в 2001-ом затонул
прямо у пристани речного вокзала — из-за возникшего на борту пожара
нарушилась герметичность корпуса. В августе нынешнего года в
Ладожском озере затонул лесовоз СТ-1351 — авария случилась из-за
грубейшей технической неполадки.
И в каждом случае Нева пополнялась очередной пайкой
нефтепродуктов. Особенно солидная доза выплеснулась в невские
воды при аварии «Нефтерудовоза-7″. По оценкам спецморинспекции,
- около 70 тонн. (По другим оценкам — значительно больше.) Из
«Каунаса», имевшего в баках 35 тонн дизельного топлива, вылилась
23,5 тонны. Ушедший в воду прямо на глазах изумленной публики
«Константин Циолковский» тоже наследил — несколько тонн
дизтоплива.
Но дело в том, что «следят» не только терпящие бедствия посудины.
Как утверждают морские инспекторы, многие капитаны балуются
сбросом грязных — замазученых и канализационных вод — прямо в
Неву. По правилам они должны их сливать в специальные приемники,
имеющиеся в порту назначения, что, естественно, стоит денежек. Но
платить, по-видимому, не хочется, проще слить грязь за борт под
покровом ночи. Вот почему мы с вами наблюдаем бесконечные
вереницы переливающихся на поверхности воды пятен. Бороться с
таким хулиганством крайне трудно.
В заложниках
Чемпионы по мазутным «приветам» Петербургу — волжане: ОАО
Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер», а также
Волжское речное пароходство. Им принадлежит внушительная часть
проходящих по Неве через Волго-Балт судов. Стоит только сказать, что
«Волготанкер» — крупнейший в Европе внутренний нефтеперевозчик,
обслуживающий до 70 % общего объема нефтеналивных грузов
страны. Но судами-то пользуется, как бы это выразиться,
«раритетными».
— В конце навигации мы задержали танкер ТН-618, принадлежащий
«Волготанкеру», — рассказывает зам. начальника спецморинспекции
Александр Зорохов. — Судно 1965 года рождения — более чем
почтенного возраста. При этом не застраховано от ущерба, имело
массу нарушений в судовой документации. И ведь умудрилось же
получить разрешение на рейс в речном регистре! Мы, «государевы
люди», не имеем права сомневаться в действиях государственных
надзорных органов. Поэтому и получаем «каунасы»…
«Нефтерудовоз-7″, севший на Ивановских порогах, также
принадлежащий «Волготанкеру», был построен еще в советские
времена — начале 70-ых. А потому морально устарел — имел одинарный
корпус. Кстати, капитан и команда судна находились в состоянии
алкогольного опьянения — это к слову о профессионализме.
«Каунас», принадлежащий Волжскому речному пароходству, вообще
уникум — 1954 года рождения. Такие суда на Западе если и служат, то в
качестве музейных экспонатов. Не удивительно, что у «старичка»
отказало рулевое управление, а затем раскололся корпус.
А теперь и вовсе поразительный факт. Могущественный
«Волготанкер», занимающийся перевозками все постсоветские
времена, фигурально выражаясь, «на днях» задумался об обновлении
флота. Всего год назад руководство компании утвердило программу
обновления судов. (www.volgtotanker.com) В ее рамках в нынешнем
году спущено то ли три, то ли четыре реиновационных (не новых, а
восстановленных из старых) танкера. Капля в море!
То есть перевозки по Неве стремительно растут, река с ее графиком
развода мостов уже не справляется с судопотоками — танкерам порой
приходится стоять в черте города сутки, безопасность пяти миллионов
жителей висит на честном слове. А крупнейший в России
нефтетрейдер спокойно делает деньги на доставшемся
преимущественно с советских времен флоте. Как тут не сказать, что
Питер оказался у нефтеперевозчиков в заложниках? Ведь получилось
так, что наша безопасность теперь всецело зависит от социальной
ориентированности и производственной культуры компаний, которые
жителям северной столицы почти неизвестны.
И не только безопасность Питера, а вся европейская часть России. Так
1 сентября в Онежском озере оконфузился очередная посудина
«Волготанкера» — «Нефтерудовоз-57 М». Борт судна дал 8-
сантиметровую трещину, откуда полез мазут…
Щит или не щит?
Мы могли бы быть более или менее спокойны, если бы город обладал
современной защитой от нефтеразливов. Но вся закавыка в том, что
город тоже запаздывает. Картину, когда в октябре 99-го сел на мель
«Нефтерудовоз -7″, и мощное течение Невы стремительно уносило все
новые тонны вываливающегося из продырявленных танков мазута, а
люди смотрели на этот кошмар и не знали, что им предпринять,
специалисты предпочитают не вспоминать. Именно тогда стало ясно,
что у города нет современного аварийного флота, средств защиты,
технологий борьбы с подобными катастрофами.
Сегодня Петербург уже более или менее сформировал кулак для
борьбы с аварийными ситуациями. Имеются суда-нефтесборщики,
самое современное в стране экологическое судно «Рубеж», боновые
заграждения, штат специалистов, даже городской план ЛАРН
(ликвидации аварийных нефтеразливов). Имеются уже и некоторые
результаты: в нынешнем году, по сравнению с 2000 годом, с 13 до 5
уменьшилось число крупных нефтеразливов.
И все-таки, в борьбе с мазутом Питер не лезет «поперек батьки в
пекло», как должно было бы быть, а не поспевает за расторопным
чадом — нефтеперевозчиками
— Нынешний план ЛАРН Петербурга устарел, — считает Валерий
Зайцев. — Он нуждается в реконструкции. А областная власть такового
вообще не имеет, поскольку не имеет ни флота, ни специалистов, ни
средств борьбы с авариями. То есть единого сводного плана по водной
системе, когда в случае ЧП одна зона помогает другой, не существует.
Значит, спать спокойно мы не можем.
Нева не резиновая!
— Количество вологонефтей, нефтерудовозов, волготанкеров надо
лимитировать, — считает Валерий Зайцев. — Нева не резиновая! Если
идти на поводу только экономической выгоды, она может обернуться
колоссальными потерями. Мы считаем, что следует остановиться на
десятке танкеров в сутки.
Свои доводы Балтийская спецморинспекция направила в
Министерство природных ресурсов РФ, делала заявления на городском
Координационном совете по транспортным перевозкам. Ну, с
Министерством все ясно — Москве как всегда не до питерских проблем.
А вот позиция нашей исполнительной власти — момент интересный.
Скоре всего, правительство города заинтересовано в наращивании
судопотоков через Неву. По некоторым данным, рассматриваются
планы изменения графика разводки мостов, разумеется, в сторону
увеличения судоходной паузы. Да, город за счет водных
транспортировок стремится пополнить бюджет. И в этом плане его
интересы полностью совпадают с интересами нефтетрейдеров.
Но спросил ли кто-нибудь нас, жителей Петербурга, хотим ли мы
видеть Неву «Суэцким каналом»? Ведь многие миллионы тонн нефти -
это уже статистика больших чисел, которая начнет менять судьбу
города. А учитывая наши отечественные реалии, — к примеру,
спецмориеспекция вот уже более полутора лет судится с Волжским
речным пароходством за возмещение ущерба, нанесенного
окружающей среде «Каунасом», — Петербург, превратившись в
«маленький Кувейт», может вовсе потерять свое лицо. А мы, его
жители, — чистую окружающую среду, на которую, кстати, имеем
конституционное право.
Вопрос в том, как отстоять это право? …
Л.Зернова, zerno@sbor.net (для ENWL)
* ENWL * Ecological North West Line * St. Petersburg, Russia
vflew@lew.spb.org, 9 декабря 2003 г.