*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1096, 17 декабря 2003 г. *
*******************************************************************
Экономика и экология
САХАЛИН: МИФИЧЕСКИЕ ДОХОДЫ НЕФТЯНЫХ ПРОЕКТОВ
НЕФТЕДОЛЛАРЫ — ЗЛО ИЛИ БЛАГО? ВЛАСТЬ НЕ СУМЕЛА ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ВЫГОДЫ ШЕЛЬФОВЫХ ПРОЕКТОВ В ИНТЕРЕСАХ НАСЕЛЕНИЯ
О шельфе и больших нефтяных деньгах на Сахалине говорят давно. И
достаточно давно островная экономика действительно ощущает долларовые
вливания: то один консорциум, пройдя очередной этап развития проекта,
подарит несколько миллионов долларов, то другой. По данным иностранных
компаний и местных властей, Сахалинская область получила уже несколько
сот миллионов долларов США. Для непосвященных стоит заметить, что
значительная часть этих средств ушла в <черную дыру> энергетики и ЖКХ,
не оставив никакого следа и обогатив лишь единицы приближенных к кормушке.
Но это были всего лишь так называемые бонусы. В 2003 году на Сахалине
наконец начались полномасштабные работы по проектам <Сахалин-1> и
<Сахалин-2>, и деньги должны были хлынуть рекой. По крайней мере, об этом
постоянно твердят власть имущие и сами участники работ на шельфе…
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Однако первым осязаемым результатом нефтяных проектов оказались явления
не совсем ожидаемые: резкий скачок цен на жилье, разбитые дороги и
<размывание> квалифицированных кадров.
***
…В дорожную распутицу мы влетаем практически сразу, как только
закончился асфальт. Еще осенью прошлого года трасса Южно-Сахалинск — Оха
была по сахалинским меркам достаточно неплохой. По ней постоянно сновали
фуры с товаром, перевозили уголь и прочие жизненно важные грузы. Значение
этой дороги переоценить трудно, поскольку это единственная транспортная
артерия, связывающая практически все населенные пункты острова.
И вот в весеннюю распутицу магистраль оказалась заблокированной. Если
на южном и центральном участках движение было более или менее сносным, то
северный превратился в разбитое болото, в котором тонули грузовики, ломались
машины, пропадал груз.
Весной и в первые недели лета проезд от Ноглик на север оказался вообще
невозможным для нормальных автомашин — пройти могла только вездеходная
техника.
А потом большегрузный тягач разрушил мост через реку Леонидовку, и в
результате нарушилась стабильная работа и центрального участка трассы.
Как ни парадоксально, причина всех этих бед — освоение шельфа. По
дорогам пошел транспорт очень большой грузоподъемности — и дороги не
выдержали. В итоге возникли серьезные проблемы у рыбаков, транспортников
и других участников островного экономического сообщества.
По словам заместителя генерального директора ООО <Сахалинтрансэкспедиция>
Александра ХРИСТЕНКО, из-за плохих дорог транспортники были вынуждены
отказаться от использования прицепов при перевозке угля. Результат -
сократились объемы перевозок и соответственно возросли затраты.
Какие потери понес малый и средний бизнес, подсчитать невозможно,
потому что дороги в России традиционно относятся к категории стихийных
бедствий. Однако в данном случае это <стихийное бедствие> было вполне
прогнозируемым. Трудно поверить, что ни разработчики шельфовых проектов,
ни местные власти не знали, что по дорогам пойдет сверхтяжелая техника.
Знали! Для этого и было принято решение о реконструкции мостов и дорог,
которой сейчас и занимаются Балтийская строительная и другие компании.
Вот только сделано все было чисто по-русски: одно строим — другое
разрушаем…
***
Недостаточно подготовленной к резкому увеличению грузопотока оказалась
и паромная переправа Ванино — Холмск. По данным Сахалинской железной дороги,
в 2003 году объем грузов на том берегу Татарского пролива возрос в полтора
раза, и четыре парома <Сахалин> оказались не в состоянии обеспечить их
бесперебойную доставку. Сказался и погодный фактор, когда из-за штормов
простаивали паромы. В результате МПС вынуждено было семь раз вводить
ограничения на погрузку грузов в адрес Сахалина. И в первую очередь
пострадали структуры, не имеющие никакого отношения к шельфовым проектам.
— Сейчас на Сахалин поступает много вагонов с трубами для будущих
трубопроводов, — рассказывает заместитель начальника службы грузовой и
коммерческой работы Сахалинской железной дороги Евгений ПОЗДНЯКОВ. — За два
дня мы грузим по тридцать вагонов в Холмске и отправляем на север до станций
Ноглики или Маркове, что в Макаровском районе. Если в Ногликах разгрузка
идет более или менее нормально, то на станции Маркове компания,
принимающая эти трубы, постоянно затягивает с разгрузкой. Сейчас там
простаивает около сотни вагонов. В начале 2003 года подобная картина была
с Балтийской строительной компанией, которая тоже тянула с разгрузкой…
Евгений Поздняков не стал называть сумму ущерба, которую понесла
Сахалинская железная дорога с начала года. Сказал лишь, что только в этом
месяце за простой вагонов на станции Маркове наложены штрафные санкции
на 200 000 рублей.
КВАРТИРЫ — КАК В МОСКВЕ!
Еще одно новое явление 2003 года — резкий рост цен на жилье и аренду
квартир.
Сегодня вы с большим трудом найдете в областном центре однокомнатную
благоустроенную квартиру дешевле, чем за 20 тысяч <условных единиц>. Средняя
двухкомнатная квартира стоит около 33 000, а четырехкомнатная современной
планировки -72 000 у.е.
А сдают квартиры вообще по баснословным для Сахалина расценкам. В месяц
за однокомнатную меблированную квартиру с телефоном придется платить не
менее 300 у.е.! Такая же, но без телефона, стоит чуть дешевле — 250 у.е., но
ее нужно еще найти…
Возникает закономерный вопрос: что, сахалинцы стали настолько богатыми,
что могут позволить себе ажиотажный спрос на квартиры? Конечно же, нет!
Для обычного местного жителя эти цифры действительно ассоциируются с
телефонными номерами, а не ценами на жилье…
Причина та же: основными покупателями и арендаторами стали
высокооплачиваемые специалисты, которых пригласили на работу опять же в
шельфовые проекты.
По этой же причине на острове возник настоящий гостиничный кризис — все
гостиницы заполнены, спешно строятся новые. И здесь мы наблюдаем резкий
рост цен, теперь уже на гостиничные услуги. В Южно-Сахалинске цены
подскочили настолько, что многие иностранные компании уже не в состоянии
оплачивать номера и съезжают на квартиры.
ПЕРЕКОСЫ В ЭКОНОМИКЕ
С началом активных строительных работ <на шельфе> поползли цены и на
другие виды деятельности — например, на транспортные услуги и строительство.
Достаточно отметить, что за перевозку тонны груза для шельфовых проектов
ООО <Сахалинтрансэкспедиция> получает в 2-2,5 раза больше, чем за тонну
угля, доставленного к энергостанциям. В результате почти все лето
сахалинские транспортники практически не возили уголь энергетикам — были
заняты на доставках грузов для шельфа. А когда поставка топлива стала
острой жизненной необходимостью, стали требовать увеличения расценок на
перевозку угля…
Угроза резкого увеличения транспортных расходов заставила энергетиков
искать выход из положения. И без того убыточное <Сахэнерго> не могло платить
транспортникам по таким высоким ставкам. Поэтому был объявлен конкурс на
поставку угля, и к участию в нем пригласили не только местных угольщиков,
но и всех желающих с материка.
Но после этого за голову схватились сахалинские шахтеры: ведь
себестоимость добычи местного угля выше, чем в Сибири. Естественно, сибиряки
могут предложить более выгодные условия поставки, что в случае их победы
на конкурсе может оставить сахалинцев без работы. А поскольку местная
угледобывающая промышленность ориентирована на местную же энергетику,
закончиться все это может массовым закрытием угольных разрезов…
***
Не осталась в стороне от подобных процессов и строительная отрасль. По
данным ОАО <Сахалин>, за последние 12 месяцев стоимость строительства жилья
в области возросла на 30 процентов.
— Чтобы удержать кадры, мы вынуждены поднимать зарплату, хотя это не
соответствует экономическим показателям, — говорит генеральный директор
ОАО <Сахалин> Виктор РУДИКОВ. — Кроме того, поднялся спрос на стройматериалы,
на транспортные услуги, все это привело к удорожанию строительных работ. В
настоящий момент стоимость одного квадратного метра жилья достигла 760-800
долларов. И это без отделочных работ! В целом стоимость подошла к 1 000
долларов за квадратный метр. Причем удорожание коснулось не только жилья,
но и промышленного строительства. Поэтому если, скажем, рыбопромышленник,
который не имеет никакого отношения к шельфу, захочет построить себе цех
по выпуску консервов, он должен будет либо заплатить наравне с богатыми
консорциумами, либо оставить эту идею. За меньшую цену никто ему строить
не будет — тем более когда строителей не хватает…
А У НИХ ПЛАТЯТ ХОРОШО!
В начале года по Сахалину прокатилась лихорадка: шельфовые компании,
их генеральные подрядчики и субподрядчики набирали кадры. Все были наслышаны
и о хороших заработках, и о тысячах новых рабочих мест, о которых не
уставали говорить представители власти и консорциумов.
Учителя, врачи и сварщики бросали насиженные места и устраивалась
сторожами и поварами во временные поселки, шли рабочими на различные объекты
будущего строительства…
Как сообщается в официальных документах оператора проекта <Сахалин-1>
компании <Эксоннефтегаз>, на <первой стадии проекта <Сахалин-1> будет
создано более 13000 рабочих мест для россиян, непосредственно или косвенно
связанных с проектом>.
Столько же рабочих мест планируется создать и в рамках проекта
<Сахалин-2>.
Итого в шельфовых проектах на период строительства будет задействовано
около 26000 человек. Эти люди будут получать свою зарплату, скажем так, от
нефти. Кроме этого, <нефтяные> деньги уже получают 7,5 тысячи работников
ОАО <Роснефть - Сахалиморнефтегаз> (СМНГ) и около тысячи сахалинцев в
компании <Петросах>.
Выходит, что всего в нефтяной отрасли будет задействовано 35 000 человек.
По словам генерального директора СМНГ Рамиля ВАЛИТОВА, средняя зарплата
в его компании составляет 18 300 рублей.
— А в шельфовых компаниях зарплата начинается от 1000 долларов, — добавил
он.
Итак, есть что сравнить: 30 000 — минимальная ставка на шельфе и
4 351 рубль — средняя зарплата в сфере образования по данным на конец
2002 года…
КАК ЖИВУТ САХАЛИНЦЫ?
О шельфе и о тех благах, которые он должен принести на Сахалин, говорят
уже более десяти лет. И вот работы начались — осталось только наблюдать,
как все вокруг будет меняться.
А пока давайте посмотрим, из чего сегодня складывается экономика
Сахалинской области.
По данным на конец 2002 года, в сфере экономики было занято 282 тысячи
человек. Их средняя зарплата составила 6959,3 рубля.
Работников органов государственной власти и местного самоуправления -
7534 человек (средняя зарплата — 9154,3 рубля).
На начало 2003 года в области существовало предприятий и организаций -
12876, из них 8542 — частных. Малых предприятий — 4680 с общей численностью
работающих 29630 человек.
В то же время доля убыточных предприятий на начало 2003 года составила
43,9 процента! Просроченную задолженность перед бюджетом имели 41,3%
предприятий и организаций…
Это, так сказать, общие цифры. А теперь давайте посмотрим, чем мы на
Сахалине и Курилах занимаемся в последние годы.
В заготовку топлива вовлечено 57,8% всей экономики области!
27,9 процентов приходится на пищевую промышленность.
Доля остальных отраслей не доходит и до 3 процентов… Не считая
электроэнергетики, чья доля составляет 8,4% в структуре промышленного
производства.
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В САХАЛИНСКОЙ
ОБЛАСТИ (в процентах)
1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Вся промышленность 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
электроэнергетика 13,2 6,0 8,4 8,4
топливная 24,9 60,6 54,3 57,8
черная металлургия 0,1 0,1 0,1 0,1
цветная металлургия 0,3 0,2 0,2 0,2
машиностроение и
металлообработка 4,3 1,2 1,2 1,0
химическая и
нефтехимическая 0,1 0,1 0,1 0,1
лесная,
деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная 11,7 3,2 2,9 2,7
Промышленность
строительных материалов 2,9 0,8 0,8 1,2
легкая 0,7 0,1 0,1 0,1
пищевая 39,6 27,4 31,6 27,9
мукомолъно-крупяная
и комбикормовая 1,6 0,1 0,1 0,1
полиграфическая 0,2 0,1 0,2 0,3
прочие 0,4 0,1 — 0,1
Откровенно говоря, ни о каком промышленном производстве не может быть
и речи…
Много лет сахалинские власти убеждали граждан, что шельфовые проекты
принесут неисчислимые блага на наши острова. Однако первые шаги показали,
что это не совсем так. Улов сегодня можно наблюдать резкий перекос в
экономике. Пополнение областного бюджета за счет нефтедолларов вообще стоит
под большим вопросом.
Прямую выгоду получили лишь несколько десятков компаний — как правило,
совместных предприятий несахалинского происхождения. Высокую зарплату
стали получать лишь несколько процентов местных жителей, зато вызванный
появлением больших денег рост цен коснулся практически всех сфер жизни
и резко ударил по карману остального населения. Люди оказались
отброшенными вниз — даже по сравнению с жителями соседних регионов.
По данным статистики, которые мы привели выше, островная экономика все
эти годы практически не развивалась. Увлеченные шельфовыми проектами,
власти забыли о малом и среднем бизнесе, о развитии других отраслей экономики.
Между тем весь мир (не обязательно только развитые страны) существует
за счет малого и среднего бизнеса — на него приходится, как правило, до
70 процентов всей экономики страны. На Сахалине же в малом бизнесе занято
менее 10 процентов населения…
ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ 2007 ГОДА?
Первая стадия проекта <Сахалин-1>, предусматривающая добычу нефти на
месторождении Чайво, начнется в конце 2005 года. В 2007 году начнется
разработка месторождения Одопту — нефть будет доставляться по трубопроводу
на морской танкерный терминал в Де-Кастри.
Вторая стадия — экспорт газа в Японию — начнется в 2008 году.
Проект <Сахалин-2> предусматривает в 2007 году запуск в эксплуатацию
завода СПГ в Пригородном и первые поставки сжиженного газа на экспорт.
Таким образом, в 2007-2008 годах на Сахалине завершатся масштабные
работы по строительству нефтепроводов и других объектов в рамках этих
проектов. Соответственно резко уменьшится потребность в услугах строителей.
И вообще, число рабочих мест СОКРАТИТСЯ на порядок — например, по данным
компании <Сахалинская энергия>, на эксплуатации буровых установок,
трубопроводов и завода по сжижению газа будет занято всего 1200-1400 человек.
Сколько работников потребуется для таких же работ компании <Эксон
Нефтегаз>, не указано, но, очевидно, не больше тысячи — ведь в рамках
проекта <Сахалин-1> не предусмотрено объектов наподобие завода СПГ.
Выходит, что останется всего 2500 рабочих мест из 26000. Пришлые
строители, естественно, покинут остров, ну, а местным что делать? Пополнить
ряды безработных? И, кстати, квартиры тогда будут отдавать за бесценок…
Таким образом, годами рассказывая населению о баснословных богатствах
шельфа, местные власти не смогли или не захотели грамотно использовать
действительно большие возможности шельфовых проектов для общего
экономического подъема. Что и привело к перекосам, которые с течением
времени будут усугубляться и могут достичь пика к 2008 году.
И если к этому моменту власти не сумеют создать условия для развития
других отраслей экономики, Сахалин ждет безработица, массовое браконьерство
и эмиграция…
М.Бугаев, «Свободный Сахалин», 27 ноябпя 2003 г.
Прислал Д.Лисицын, Экологическая вахта Сахалина,
watch@dsc.ru, 17 декабря 2003 г.