UCS-INFO.1159

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1159, 24 мая 2004 г. *
*******************************************************************
Нефть и газ

СЛУШАНИЯ О РАЗЛИВАХ НЕФТИ НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ

29-30 апреля в г. Атырау прошли общественные слушания по теме
«Ликвидация разливов нефти на Каспийском море: реалии и решения»,
которые были организованы Центром ОБСЕ в Алматы совместно с Акиматом
Атырауской области и неправительственной организацией «Глобус» при
содействии Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
Участниками общественных слушаний выступили все заинтересованные
органы, в частности, представители Министерств охраны окружающей среды,
энергетики и минеральных ресурсов, юстиции, транспорта и коммуникаций;
нефтяных компаний, работающих в регионе, научно-исследовательских
организаций, международных и неправительственных организаций.
В ходе семинара участниками были выработаны рекомендации.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Мы, участники общественных слушаний, выражаем обеспокоенность в связи со
сложившейся тяжелой экологической ситуацией на Каспии (ухудшение здоровья
населения региона, массовая гибель рыб, тюленей, птиц). Происходящие
негативные изменения рассматриваются наряду с прочими факторами воздействия
как последствия разработки месторождений углеводородного сырья. Утверждение
Правительством Республики Казахстан в 2000 году Национального плана по
предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних
водоемах и разработка отраслевой Программы «Ликвидация и консервация
нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин» создают хорошие
условия для предупреждения и ликвидации нефтяных разливов на Каспии.
В то же время резко возрастающая антропогенная нагрузка на Каспийское
море требует от государства и общества дополнительных совместных усилий,
направленных на:
— закрепление особого правового статуса данного водного объекта;
— внедрение эффективной системы нормирования деятельности,
оказывающей вредное воздействие на Каспий;
— усиление контроля за соблюдением недропользователями требований
законодательства;
— проведению и адекватному финансированию запланированных мероприятий
по предупреждению нефтяных разливов и иных природоохранных мероприятий
на море.
Сохранение уникальной природной среды Каспия требует решения вопроса с
его статусом, регулирования нефтяных операций на основе требований
международного права, применения современных международных экологических
стандартов, а также развития механизма международно-правовой ответственности
за загрязнение моря. Необходимо также развитие механизма
международно-правового регулирования на уровне прикаспийских государств
вопросов, связанных с загрязнениями морской среды из наземных источников и
потенциальными авариями на нефтепроводах.
Участники общественных слушаний обращаются к государственным органам,
организациям-недропользователям, научно-исследовательским организациям,
неправительственным организациям, международным и донорским организациям c
призывом о реализации следующих первоочередных задач по Каспийскому морю:
Парламенту Республики Казахстан:
— принять в рамках новой редакции Закона «Об особо охраняемых природных
территориях» положения, усиливающие природоохранный статус заповедной зоны
в северной части Каспийского моря;
— организовать в ближайшее время парламентские слушания по экологической
ситуации на Каспии;
— принять законодательные изменения и дополнения, обеспечивающие целевое
использование собираемых экологических платежей исключительно для
финансирования мероприятий по экологическому мониторингу и экологическому
контролю, а также других природоохранных мероприятий.
Правительству Республики Казахстан:
— обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных в утвержденном
Национальном плане по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на
них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан;
— рассмотреть вопрос об установлении суммарно допустимых объемов добычи
нефти и газа по Каспийскому морю;
— инициировать разработку механизма компенсации ущерба, наносимого здоровью
граждан и окружающей среде в результате осуществления экологически опасной
деятельности на Каспии, а также методики оценки экологического ущерба с
учетом передового международного опыта в данной сфере;
- разработать механизм целевого финансирования из государственного бюджета
работ по реагированию на разливы, по которым не выявлена ответственная
сторона;
— осуществить практические меры по укреплению материально-технической базы
территориальных инспекционных служб по охране окружающей среды, охране и
использованию недр;
— ускорить реализацию мероприятий по созданию Государственного учреждения
«Специализированный морской аварийно-спасательный отряд»;
— содействовать более активному участию общественности в процессах
ратификации, подготовки протоколов и мониторинга выполнения требований
Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря;
— создать благоприятные условия для проведения казахстанскими
научно-исследовательскими организациями и учеными совместных с другими
прикаспийскими государствами исследований по проблемам Каспийского моря;
— содействовать созданию в Казахстане национального центра мониторинга
Каспийского моря;
— активизировать сотрудничество с Российской Федерацией по определению
статуса совместной заповедной зоны в северной части Каспийского моря;
— рассмотреть вопрос о создании и координации региональной
аварийно-спасательной службы, в которую могут быть вовлечены все
заинтересованные организации прикаспийских государств.
Министерству Охраны Окружающей Среды РК:
— принять меры по первоочередному развитию сети пунктов
гидрометеорологических наблюдений и системы экологического мониторинга
на Каспии;
— совместно с научно-исследовательскими организациями разработать методы
оценки воздействия разливов нефти и иных загрязнений на здоровье населения
и морскую среду Каспийского моря.
Комитету по Водным Ресурсам Министерства Сельского Хозяйства РК:
— оказать необходимую нормативную и методическую поддержку бассейновым
водохозяйственными управлениями, территориальным органам охраны окружающей
среды, местным органам власти с целью ускорения подписания бассейнового
соглашения по охране Каспийского моря и создания бассейнового совета в
соответствии с требованиями Водного кодекса;
— рассмотреть вопрос о первоочередном внедрении по Урало-Каспийскому
бассейну системы нормативов предельно допустимых вредных воздействий на
водные объекты.
Министерству Энергетики и Минеральных Ресурсов РК:
— разработать необходимую методику мониторинга нефтяных разливов;
подготовить Схему размещения и кадастра затопленных и подтопленных скважин
на побережье Каспийского моря;
— проводить постоянный мониторинг аварийных разливов нефти и зон
расположения затопленных скважин в соответствии с утвержденной программой;
— проводить мероприятия по ликвидации аварийных разливов нефти и в
соответствии с утвержденным планом.
Министерству Сельского Хозяйства РК:
— провести зонирование заповедной зоны Каспийского моря с определением
участков с заповедным и заказным режимами, с режимом ограниченной
хозяйственной деятельности.
Акиматам Атырауской и Мангистауской областей:
— включать в состав расходов местных бюджетов финансирование мероприятий
по предупреждению и обеспечению готовности к нефтяным разливам;
— развивать сотрудничество областных штабов по реагированию на разливы
нефти с представителями общественности и учеными.
Недропользователям:
— обеспечивать выполнение требований по сезонным ограничениям при
проведении испытаний скважин и иного технологического оборудования в
заповедной зоне Северного Каспия;
— при разработке ОВОС проектов проводить учет ущерба флоре и фауне
заповедной зоны Каспийского моря, а также требований Концепции экологической
безопасности по системному подходу при подсчете совокупного воздействия на
биологические ресурсы;
— начать переход к современным требованиям по предоставлению доступа к
информации о загрязнении окружающей среды посредством создания общедоступных
регистров выбросов и переноса загрязнителей;
— разработать технические средства и сооружения (блочное оборудование),
позволяющие вести разведку и разработку нефтегазоконденсатных месторождений
без сброса в море загрязняющих веществ, опасных для флоры и фауны.
Научно-исследовательским организациям:
— разработать методики оценки экологических рисков, связанных с проведением
нефтяных операций в Каспийском море;
— инициировать исследования по трансграничному переносу нефтепродуктов и
других загрязняющих веществу по рекам Урал и Волга;
— разработать и реализовать программы по восстановлению
почвенно-растительного покрова, пострадавшего от деятельности нефтегазового
комплекса, и рекультивации нарушенных земель.
Неправительственным организациям:
— усилить деятельность по защите прав граждан на благоприятную для жизни
окружающую среду и реализации проектов по решению социальных проблем
населения, проживающего в прикаспийском регионе;
— развивать программы по общественному участию в обсуждении и независимой
экологической оценке проектов, осуществляемых на Каспии.
Международным и донорским организациям:
— рассмотреть вопрос о поддержке программ по развитию независимых
экспертных экологических организаций и научно-исследовательских центров,
включая лаборатории с соответствующим инструментарием, с целью обеспечения
независимого экологического мониторинга;
— развивать программы, направленные на усиление экспертного потенциала
экологических НПО в прикаспийском регионе;
— развивать региональные программы, направленные на развитие
сотрудничества в области охраны окружающей среды в прикаспийском регионе;
— оказать содействие прикаспийским государствам в разработке единых
подходов по:
а) ведению экологического мониторинга на море;
б) проведению процедуры оценки воздействия на окружающую среду;
в) оценке экологического ущерба;
г) составлению научного прогноза экологических последствий освоения
углеводородных ресурсов Каспийского моря.
КОНТАКТ: Л.Кудайбергенова, эксперт по экономике и экологии,
Центр ОБСЕ в Алматы, Lora.Kudaibergenova@osce.org

ЭкоПравда-Казахстан, No 475, 19 мая 2004 г., OT@lorton.com

Комментарии запрещены.