*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1199, 7 августа 2004 г. *
*******************************************************************
Нефть и политика
ГРУЗИЯ: НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕФТЕПРОВОДА ВСПОМНИЛИ О ПРИРОДЕ
Строительство нефтепровода через территорию Грузию остановлено
Консорциум во главе с концерном ВР якобы нанес ущерб окружающей среде
Речь идет о проекте, имеющем геополитическое значение: проекте
строительства нефтепровода протяженностью 1730 километров от
азербайджанского Баку до турецкого порта Джейхан на Средиземном море.
Нефтепровод стоимостью 3,6 миллиарда евро должен обеспечить Западу,
особенно США, независимый от России доступ к огромным месторождениям
нефти в бассейне Каспийского моря.
Если быть точнее, то речь идет об участке длиной 15 километров. Две
недели назад министр по вопросам окружающей среды Грузии Тамара Лебанидзе
распорядилась остановить работы на нефтепроводе вблизи от местечка Боржоми.
Основание: консорциум Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТС) во главе с британским
нефтяным концерном ВР не соблюдает нормы, связанные с защитой окружающей
среды.
Действительно, окрестности вокруг Боржоми доклад консорциума ВТС,
посвященный вопросу защиты окружающей среды, характеризует как ‘крупнейший
оздоровительный центр Грузии’. Тбилисское правительство присвоило в 1995
году ареалу площадью 76000 гектаров — это составляет примерно один процент
территории республики — статус национального парка. Здесь водятся не только
шакалы и растут дербник, лимонное дерево или кавказский лотос. Этот район
является также важным источником минеральных вод. Консорциум пообещал вести
здесь строительство с соблюдением соответствующих мер безопасности. Однако
эти обещания, очевидно, не выполнили. ‘ВР, его нефтепровод и бомба с часовым
механизмом’ — так недавно озаглавила свой материал британская газета
Independent. Бывшие техники, работавшие на строительстве нефтепровода,
привели многочисленные примеры нарушения норм по охране окружающей среды:
просачивающаяся из пробоин нефть подвергает заражению сельскохозяйственную
землю, испытания на сейсмостойкость проведены в недостаточном объеме,
токсичный изоляционный материал, используемый при строительстве нефтепровода,
обрабатывается без соблюдения мер безопасности.
Природоохранная организация WWF, принимавшая в свое время участие в
создании национального парка Боржоми, тоже подвергает критике консорциум.
‘Нефтепровод проходит там по опасной в сейсмическом отношении местности,
но строительство ведется без применения последних достижений техники’, -
говорит Франк Мершель (Frank Morschel) из природоохранной организации
WWF Deutschland. На Южном Кавказе землетрясения силой в 7 баллов случаются
в среднем каждые тридцать лет, то есть, один раз примерно за сорок лет
‘жизни’, отведенной нефтепроводу. В Грузии дело снова доходит до
демонстраций. Так, в конце июня полиция выступила против жителей деревни
Крцаниси, расположенной вблизи от Тбилиси. Жители требовали компенсацию
за землю, которая придет в негодность в результате строительства
нефтепровода. Глава консорциума тогда коротко ответил, что он, мол,
соблюдает все плановые задания. Кстати, они устанавливались в ходе
переговоров еще с прежним правительством во главе с Эдуардом Шеварднадзе.
Министр окружающей среды Тамара Лебанидзе теперь заявляет, что они не
отвечают требованиям. Тем временем, вопрос теперь обсуждается на высшем
уровне: президент Грузии Михаил Саакашвили уже встречался в Лондоне с
главой ВР Лордом Брауном (Lord Browne).
NICK REIMER, «Die Tageszeitung», Германия, 29 июля 2004 г.
СТРОИТЕЛЬСТВО БТД ПРИОСТАНОВЛЕНО
Министр Охраны окружающей среды и Рационального использования Природных
Ресурсов Тамара Лебанидзе постановила, что строительство
Баку-Тбилиси-Джейхан нефтепровода будет временно приостановлено на две
недели с 20 июля, 2004.
Приостановка распространяется на 17 километровый участок строительства,
проходящий через Боржомское ущелье. Причина приостановки является нарушение
сроков указанных в <природоохранном разрешении>, выданном Министерством
Охраны окружающей среды 30 ноября, 2002 года.
Министерство утверждает, что девятый пункт соглашения, в котором
рассматривается вопрос о мерах безопасности, не был выполнен.
Экономическое и политическое значение нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан
высоко, и временная приостановка, кажется, не угрожает его завершению.
Проблема состоит в том, что участок нефтепровода, который проходит через
Боржомское ущелье, недавно, стал причиной большого скандала. Большое число
людей выражает беспокойство, что трубопровод перечет ущелье, где находится
уникальный источник минеральной воды.
В интервью газете <24-Часа>, министр Лебанидзе согласилась с мнением,
что маршрут трубопровода был выбран неправильно. <Если бы теперь вопрос
выбора маршрута был на повестке дня, мы во чтобы то ни стало, выбрали бы
другой маршрут.
В то время были две альтернативы: или маршрут нефтепровода должен был
пройти через гору Каракая, или маршрут должен был пройти через
Ахалкалакский район. Инвесторы были категорически против маршрута через
Ахалкалаки, из-за соседства с Российской военной базой и нестабильности
в регионе.
Что же касается маршрута через гору Каракая, по мнению инвесторов, он
был слишком дорог. Вместо этого планировщики обратились к Боржомскому
ущелью, и правительство Шеварднадзе согласилось на это если будут обеспечены
гарантии безопасности.
В Боржомском ущелье очень пересеченная местность и здесь необходимы
особые меры для защиты окружающей среды, чтобы минимизировать такую
опасность, как оползень. <Мтавари Газета> процитировала Тамару Лебанидзе,
сказавшую, что BP согласилась выполнить эти условия в 2002 году.
Однако, по мнению госпожи Лебанидзе, правительство Шеварднадзе должно
было действительно приложить все усилия для изменения направления маршрута
в прошлом.
В соответствии с высказыванием Георгия Вашакмидзе, представителя Грузии
на межправительственной комиссии по выполнению проекта Баку-Тбилиси-Джейхан,
<Будет невозможно возобновить строительство трубопровода, пока все условия
не будут выполнены>.
Госпажа Лебанидзе сообщила газете <Резонанс>, что BP подчинилась
требованиям министерства, и она возобновит строительство через две недели.
Тем временем, должностные лица говорят, что две недели — достаточно времени,
чтобы найти решение и что это не задержит продвижение нефтепровода.
The Georgian Messenger, 26 июля 2004 г. (info@cenn.org, 6 августа 2004 г.)