*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1200, 8 августа 2004 г. *
*******************************************************************
Места заповедные
КГПБЗ: СМЕРТЬ ЗАПОВЕДНИКА СВОИМИ ГЛАЗАМИ
Уважаемый Г-н Федоров!
Хотел бы передать Вам для рассмотрения материал, который кажется
мне крайне актуальным. Я — биолог из Ростова-на-Дону, работаю в
заповеднике последние 4 полевых сезона. Хочу прривлечь внимание к
ситуации со строительством дороги и разрушения заповедных территорий.
* * *
Хотел бы поделиться своим видением проблемы прокладки автотрассы
через территорию Кавказского Государственного Природного Биосферного
Заповедника (КГПБЗ) на маршруте Гузерипль — Солох-Аул (реально — часть
трассы Майкоп-Сочи). Материал об этих работах (и протестах местных
экологов) мелькали в рассылке СППР, а также в сети Интернет. Сегодня я
вернулся из очередной научной поездки в КГПБЗ, где волею случая меня
занесло как раз в район проведения дорожных работ.
Начнем с общей картины. Наиболее активно идет строительство на участке
Гузерипль-пер.Партизанский. «В обработке» около 10 км будущей трассы.
Участки, близкие к Гузериплю, уже имеют уплотненное гравийное покрытие,
наведенные мосты, водостоки, выемки, проведены взрывные работы на скальных
участках. Прочие участки в разной степени готовности. Работает большое
количество тяжелой техники (насчитал 4 экскаватора, столько же катков, не
менее 5 грейдеров и бульдозеров, более 15 КаМАЗов отвозят грунты и щебень).
Заметим, это территория буферной зоны заповедника, где еще прошлым летом
туристам требовалось разрешение на проход и спецразрешение на сбор любых
растений и насекомых (для научных работников).
Особое возмущение вызывают действия работников, устанавливающих вдоль
дороги опоры ЛЭП (высоковольтной). Для установки одной опоры вырубается
делянка в лесу нередко площадью 300-400 кв.м., причем деловой лес
вывозится, а прочее (буковый подлесок, подростки пихты и т.п.) просто
отается кучами гнить. Никаких работ по восстановлению покрова леса не
производится.
Кроме собственно прорезаемой на местности дорожной полосы закладываются
огромные «карманы» по бокам трассы, где почва выравнивается, засыпается
гравием и уплотняется (под будущий асфальт). Из разговора с рабочими
выяснилось, что это — места под мотели, кафе и пр., причем уже
«закупленные». Заметим, всё это уже буфер заповедника, и с приближением
трассы строительство приближается к его ядру.
Из разговора с рабочими я узнал, что строительство этой трассы — далеко
не предел. Намечается также строительство дороги Азишская пещера -
Партизанский пер., которая пройдет через Инструкторское ущелье,
восстановление заброшенной с 1960-х гг. Старомезмайской дороги, с выходом
на Гуамку и Апшеронск (все эти точки лучше смотреть на карте). Все это
строительство идет или будет идти в буфере или основной зоне заповедника.
Думаю, не стоит напоминать о том, что обочины крупных трасс — это не что
иное, как длинные мусорные свалки. То же можно сказать о территории любого
мотеля. А как заманчиво поехать, никуда не удаляясь от дороги, половить в
горных речках форель (особенно, на электроудочку), пострелять кабанов и
оленей, почти не боящихся человека (я лично встречал тех и других, близко к
себе подпускавших). Все эти возможности с лихвой предоставит новая дорога.
А сотрудничество КГПБЗ с ЮНЕСКО и WWF, похоже, существует только в виде
надписей на ржавом щите возле Гузерипльского кордона заповедника. О том,
что администрация заповедника всеми силами старается не допустить на свою
территорию ученых, особенно занимающихся биомониторингом, я уже писал в
одной из заметок. Ситуация еще ухудшилась.
Несколько отойдя от дорожной темы, просто осветим ситуацию в КГПБЗ. На
территории широко ведутся незаконные и узаконенные с помощью взяток
администрации вырубки. Что представляет собой 500-летний пихтарник после
работы наших (не финских) лесорубов — просто нужно видеть (хотя лучше не
видеть). Почвенный покров на глубину 20 см после гусениц и колес УРАЛов
превращается в месиво, подлесок гибнет массово, к делянке, где пилят 1-2-3
дерева, прорезается просека, до зарастания которой (полного) пройдет 150-200
лет. Сейчас майкопские экологи (в т.ч. хранитель радуги Рудомаха) пытаются
хотя бы составить список таких вырубок. Дальше дело пока не идет.
Вскользь упомянем браконьерство в заповеднике. Мне удалось познакомиться
с бывшим лесничим, который предложил мне и еще нескольким экологам и
журналистам пройти с фотоаппаратами по «Тургеневским местам» КГПБЗ (коптильни
для рыбы, браконьерские засидки, стоянки, лабазы, места постановки капканов
и т.п.), все в ядре заповедника. Заметим, что в прессе, этот человек просит
своей фамилии не называть, опасаясь за жизнь.
Итак, будет ли жить КГПБЗ, уникальный природный объект? Студенты,
проводившие мониторинг в этой экспедиции (я возглавлял группу), говорят,
что через 2-3 года в этот район экспедиции не понадобятся — изучать будет
нечего, и я склонен с ними согласиться.
Надеюсь на Вашу помощь в распространении этой информации и дальнейшее
сотрудничество.
Л.Колбачев, биолог, РГУ, Ростов-на-Дону
linkp@novoch.ru, 7 августа 2004 г.