UCS-INFO.1234

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1234, 4 октября 2004 г. *
*******************************************************************
Климат и общество

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: ВЫХОДИМ НА ФИНИШНУЮ ПРЯМУЮ

АКАДЕМИКИ
Академики протестуют против Киотского протокола
Президент Российской академии наук (РАН) Юрий Осипов направил президенту
России Владимиру Путину, премьер-министру Михаилу Фрадкову и и. о. министра
промышленности и энергетики Виктору Христенко отрицательное заключение
ученых о роли ратификации Киотского протокола для России.
В своем заключении ученые РАН отмечают отсутствие научного обоснования
Киотского протокола, его низкую эффективность для снижения концентрации
парниковых газов в атмосфере, как это предусмотрено Конвенцией об изменении
климата. По мнению экспертов РАН, требования Киотского протокола носят
дискриминационный характер, а его механизмы содержат экономические риски
для России.
«Газета.Ru», 18 мая 2004 г.

http://www.gazeta.ru/education/2004/05/18_n_109420.shtml

ИЗРАЭЛЬ
ПРИЗРАЧНАЯ ВЫГОДА
Киотский протокол не имеет научного обоснования и экономически вреден
для России
Многие люди принимают Киотский протокол на веру. Однако среди ученых
климатологов и среди экономистов высказываются сомнения по поводу научной
обоснованности этого документа. После международной конференции по климату,
которая была проведена по инициативе президента России Владимира Путина в
Москве осенью прошлого года, куда собралось более 2 тысяч специалистов,
вопрос стал еще более острым.
Владимир Путин, выступая на этой конференции, сказал, что мы будем
решать вопрос возможного присоединения к Киотскому протоколу и ратификации
Киотского протокола, но обязательно ставя на первый уровень национальные
интересы нашей страны. Поэтому возникло поручение президента целому ряду
министерств и Российской академии наук разобраться в этом вопросе. С января
месяца работает специальный Совет — семинар в Академии наук состоит из 26
видных ученых и специалистов РАН. За эти полгода мы провели 12 заседаний,
прослушали больше 20 научных докладов. 14 мая этого года было принято
суждение совета семинара Академии наук, о котором стоит сказать подробнее.
Первое. Киотский протокол не имеет научного обоснования и не указывает путь
для решения проблемы, которая в нем поставлена. Экономически очень затратные
меры Киотского протокола ведут к сокращению выброса парниковых газов лишь на
очень незначительную часть. Сейчас концентрация двуокиси углерода в
атмосфере 370 миллионных частей. За ближайшие 10 лет концентрация двуокиси
углерода вырастет на 20 миллионных частей. Выполнение Киотского протокола
замедлит рост содержания углекислого газа за 10 лет всего на одну-две
миллионные части. Об этом еще в Киото заявлял председатель
Межправительственной группы экспертов по изменению климата шведский
профессор Берт Болин. Следовательно, по нашему мнению, Киотский протокол
является неэффективным.
Второе. Экономический аспект Киотского протокола также не выдерживает
критики. Нам говорят: из-за промышленного спада 90-х годов Россия
значительно сократила выбросы парниковых газов, теперь у вас есть <запас>.
Торгуйте, зарабатывайте деньги, пока не достигнете уровня 1990 года. Нам
обещают, что так мы сможем заработать 30 или даже 40 млрд. долларов. Однако
оказывается, что наш <запас> быстро тает, потому что российская
промышленность растет. Есть расчеты, которые показывают, что за 5-6 лет
базовый уровень 1990 года будет достигнут. Даже если мы вначале будем
торговать квотами, мы можем заработать, по оценкам специалистов Института
Европы РАН, около 200 млн. евро. Зато по достижении уровня 1990 года мы
должны будем платить от 160 до 600 долларов за предотвращение выброса тонны
углерода. А сейчас мы будем продавать квоты по цене всего 4-5 доллара за
тонну диоксида углерода.
Недавний семинар, который прошел 7-8 июля в Российской академии наук с
участием иностранных специалистов, дал очень большой эффект. Кстати,
зарубежные ученые существенно подкрепили наши сомнения в целесообразности
ратификации Киотского протокола.
В реализации Киотского протокола есть и еще один неясный момент. Если,
скажем, какая-то страна Евросоюза произвела несколько <лишних> тонн
углекислого газа, которые превышают уровень 1990 года, то она должны снижать
уровень либо за счет внедрения новой технологии, либо покупать у кого-то
квоты. Покупать квоты можно у стран, которые не <вырабатывают> количество
углекислоты, определенное им протоколом. С точки зрения целей протокола
получается фикция, потому что для климата это ничего не дает: выбросы не
уменьшаются.
Кстати, у нас не решены два важнейших вопроса. Во-первых, вопрос о том,
какой величины ожидается ущерб от возможного изменения климата. А от этого
очень многое зависит для принятия коллективных решений. Стоимость тех мер,
которые могут предотвратить изменения климата, очень велика. Это триллионы,
десятки триллионов долларов США. Но тем не менее не определено, какой ущерб
от возможного изменения климата мы ожидаем. Возможно, он окажется ниже тех
затрат, которые подразумевает реализация Киотского протокола. И второе: не
определено, где тот предел, до которого мы можем допустить потепление,
которое не влияло бы существенно на саму климатическую систему. Не решив эти
два вопроса, трудно говорить о ценности Киотского протокола для
человечества.
И последнее. В своей недавней статье (см. <НГ> от 08.07.04) главный
научный советник правительства Великобритании сэр Дэвид Кинг заявил, что
<академик Юрий Израэль отмечает негативную роль для ратификации Киотского
протокола группы стран G-77 плюс Китай>. Я этого не заявлял, но считаю, что
легче было бы бороться с негативными последствиями изменения климата всеми
возможными силами различных стран.
Ю.Израэль, академик РАН, директор Института глобального климата
и экологии РАН, председатель семинара РАН «Пути предотвращения
антропогенных изменений климата и его возможных негативных последствий.
Проблема Киотского протокола».
«Независимая газета», 16 июля 2004 г.

http://ng.ru/politics/2004-07-16/2_kiot.html

ИЛЛАРИОНОВ
РОСТУ ВВП В РОССИИ МЕШАЮТ ТАРИФЫ, РУБЛЬ И КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ
считает советник Президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов
Валовый внутренний продукт на душу населения в России должен расти в год
на 9,3 процента, если власти РФ хотят добиться его удвоения к 2010 году, и
на 7,2 процента, если к 2012 году. Как передает Рейтер, об этом сообщил
журналистам советник Президента РФ по экономическим вопросам Андрей
Илларионов.
Президент России Владимир Путин в прошлогоднем послании парламенту
впервые обозначил удвоение ВВП за 10 лет как цель экономической политики
правительства. Считается, что автором этой идеи был Илларионов. В послании
этого года в конце мая Путин повторил эту задачу, и сказал, что если власти
сохранят темпы роста на уровне первого квартала 2004 года — восемь
процентов — ВВП может удвоиться уже к 2010 году.
«Нам нужен не абстрактный экономический рост, а удвоение ВВП на душу
населения, удвоения уровня жизни в России либо в течение 10 лет, либо, если
удастся удержать такие же высокие темпы роста, которые были зафиксированы в
первые четыре месяца этого года, к 2010 году», — сказал А. Илларионов.
Илларионов подчеркнул, что в 2003 году Россия вернулась после длительного
кризиса на среднемировой уровень, но пока еще серьезно отстает от того
уровня, на котором она находилась 25-30 лет назад относительно
среднемирового показателя.
«Для сокращения бедности главный инструмент — экономический рост, который
надо обеспечивать за счет экономической политики, а именно сокращения
непроцентных расходов, снижения тарифов естественных монополий, ослабления
курса рубля, обеспечения свободного доступа к жилью, здравоохранению,
образованию», — сказал советник Путина.
Однако, по его словам, нынешняя политика делает эти планы нереализуемыми.
«При таких темпах укрепления рубля, которые мы наблюдаем в последнее время,
задача также не может быть решена… При таких темпах роста тарифов, которые
предлагает сейчас Минэкономразвития, удвоение ВВП в течение 10 лет, не
говоря уж о 2010 году, становится невозможным», — сказал Илларионов, который
является одним из наиболее последовательных сторонников политики «слабого
рубля».
Илларионов также вновь выступил с критикой Киотского протокола, несмотря
на обещание Путина двигаться «ускоренными темпами» к ратификации протокола,
которое он дал Евросоюзу в обмен на поддержку вступления РФ во Всемирную
торговую организацию.
«Задача по удвоению ВВП и ратификации Киотского протокола — это вещь
несовместимые. Киотский протокол не совместим с интересами России.
Ратификация означает не только невозможность удвоения, но и сохранение
каких-либо приемлемых темпов роста и снижение уровня бедности», — считает
Илларионов. [ENWL-inf], 3 июня 2004 г.

АКАДЕМИЯ НАУК
СОВЕТ-СЕМИНАР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ПО ПРОБЛЕМАМ ИЗМЕНЕНИЯ
КЛИМАТА И КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
Киотский протокол не имеет отношения к охране окружающей среды и несет
угрозу национальной безопасности
По мнению ученых Российской академии наук, Киотский протокол не решит
проблем загрязнения окружающей среды. Более того, он отвлечет значительные
финансовые ресурсы от решения реальных проблем, стоящих перед российским
обществом. Таким образом, ратификация Киотского протокола несет угрозу
национальной безопасности России.
Новые выводы о последствиях возможной ратификации Киотского протокола
сделали 24 сентября члены Российской академии наук. Ученые подтвердили, что
вопреки распространенному заблуждению углекислый газ (СО2) не является
токсичным веществом, не загрязняет атмосферу и не причиняет непосредственного
вреда человеку даже в случае многократного увеличения его нынешней
концентрации в атмосфере. Появившиеся в последнее время утверждения о
положительном влиянии Киотского протокола на состояние окружающей среды НЕ
имеют под собой никаких оснований. Расходы на ограничение эмиссии СО2
сокращают возможности финансирования очистки промышленных выбросов от
действительно токсичных загрязнителей атмосферы. Таким образом, требования
Киотского протокола являются неэффективными как с точки зрения борьбы с
загрязнением окружающей среды, так и с точки зрения уменьшения ущерба для
здоровья людей.
24 сентября 2004 года в Российской академии наук (РАН) состоялось
очередное заседание Совета-семинара по проблемам изменения климата и
Киотского протокола. В работе Совета-семинара приняли участие советник
президента РФ Андрей Илларионов, главный государственный санитарный врач
России Геннадий Онищенко, директор Института глобального климата и экологии,
академик РАН Юрий Израэль, академик РАН Георгий Заварзин, доктор
физико-математических наук Алексей Рябошапко, ведущие российские ученые
в области климатологии, экологии, биологии, энергетики, гидродинамики,
системного анализа.
В докладе доктора физико-математических наук Алексея Рябошапко было
убедительно продемонстрировано, что ограничения на выбросы углекислого газа,
предусмотренные Киотским протоколом, НЕ сокращают выброс вредных веществ,
наносящих вред экологическому состоянию страны и здоровью граждан. В случае
ратификации Россией Киотского протокола огромные финансовые и человеческие
ресурсы будут сосредоточены на борьбе с углекислым газом и иными парниковыми
газами, не являющимися токсичными. В то же время эти ресурсы будут отвлечены
от сокращения выбросов действительно токсичных, вредных и опасных для
человечества веществ: окислов азота, бензапирена, бензола, формальдегида,
фенолов, сероводорода, свинца, других тяжелых металлов.
Главный государственный санитарный врач России, руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Геннадий Онищенко рассказал об основных угрозах здоровью российских граждан.
Главными причинами заболеваемости и смертности в России выступают высокий
уровень загрязнения окружающей среды токсическими веществами, бедность
населения, низкий уровень диагностики, невысокое качество медицинского
оборудования и недостаточное его распространение по территории страны.
Средства на охрану здоровья может дать только быстрое экономическое развитие
страны. Геннадий Онищенко сообщил, что углекислый газ не относится к числу
вредных, токсичных и загрязняющих окружающую среду веществ.
Как отметил академик РАН Юрий Израэль, в результате ратификации Киотского
протокола общественность может прийти к ошибочному выводу, будто таким
образом решаются проблемы загрязнений и устойчивого развития. «При этом
вопросы климата и собственно экологии будут начисто забыты (как, впрочем,
забыты и сейчас). Киотский протокол — это лишь торговое соглашение».
Советник президента Андрей Илларионов представил доклад «Экономические
последствия принятия Киотского протокола». Вывод Андрея Илларионова: «В
условиях ратификации Киотского протокола удвоение ВВП в течение 10 лет
невозможно». В результате его ратификации Россия окажется в группе кризисных
стран с очень низкими или даже отрицательными темпами роста. После
достижения Россией лимита на эмиссию углекислого газа, установленного
Киотским протоколом (наиболее вероятные сроки — 2008-2011 гг. в зависимости
от сценария развития событий), неизбежно абсолютное сокращение экономического
потенциала России и абсолютное снижение среднего уровня жизни в стране.
Академик РАН, председатель комитета Российской академии наук по
системному анализу Георгий Заварзин сформулировал следующий подход к решению
вопроса о ратификации или не ратификации Киотского протокола: «Всякое
действие, ведущее к сокращению рабочих мест, недопустимо».
Профессор Олег Сорохтин обратил внимание на положительное воздействие
повышенной концентрации углекислого газа на продуктивность лесов и
урожайность сельскохозяйственных растений. Многочисленные опыты показали,
что в условиях более высокой концентрации углекислого газа урожайность
сельскохозяйственных растений увеличивалась на 10-30%.
На семинаре отмечалось отсутствие примеров негативного воздействия
повышенной концентрации углекислого газа на здоровье человека в пределах ее
многократного роста по сравнению с нынешним уровнем. За последние полтора
века концентрация углекислого газа в атмосфере планеты увеличилась на 30%.
В соответствии с наиболее радикальными сценариями развития концентрация СО2
в атмосфере к концу нынешнего столетия может удвоиться.
Ученые обратили внимание на то, что отсутствие связи между
концентрацией углекислого газа и уровнем загрязнения атмосферного воздуха
продемонстрировано во многих странах мира. Оно объясняется различием в
технологических процессах, результатом которых является эмиссия углекислого
газа и токсичных загрязнителей. Если значительная часть эмиссии СО2
формируется в энергетике и металлургии, то основными источниками токсичных
выбросов являются транспорт, химическая промышленность и некоторые другие
промышленные производства. Таким образом, ограничение на эмиссию СО2
фактически не оказывает воздействия на выбросы в атмосферу реальных
загрязнителей воздуха.
Более того, современные технологии очистки окружающей среды от
загрязнителей основываются на химических реакциях связывания токсикантов,
одним из результатов которых становится дополнительная эмиссия углекислого
газа. Возможная ратификация Киотского протокола, таким образом, означала бы
существенное замедление или даже полное прекращение работ по очистке
окружающей среды.
В России под воздействием повышенных концентраций вредных веществ (в
некоторых городах — десятикратно превышающих допустимый уровень) проживает
примерно 30 млн чел. Миллионы российских граждан страдают от болезней,
вызываемых или усугубляемых загрязнением окружающей среды. Десятки тысяч
преждевременных смертей также связаны с качеством атмосферного воздуха.
Таким образом, финансирование мероприятий по сокращению эмиссии углекислого
газа является не просто бессмысленным с точки зрения экологии, но и опасным
для здоровья людей. Возможная ратификация Россией Киотского протокола
ёоказалась бы дорогостоящей операцией по ухудшению экологической ситуации
в Российской Федерации.
Дискуссия на заседании Совета-семинара РАН об экологических последствиях
возможной ратификации Киотского протокола возникла в связи с резолюцией
прошедшего в Москве 16 сентября 2004 г. так называемого Социального форума
по изменению климата, призвавшего президента и правительство России к
ускорению процесса ратификации Киотского протокола. Участники Совета-семинара
РАН попытались найти объективные основания для установления связи между
требованиями Киотского протокола и проблемами загрязнения окружающей среды,
здоровья и смертности населения. Однако авторы обращения Социального
форума не смогли представить каких-либо оснований для своих утверждений.
Выступивший на заседании Совета-семинара сторонник ратификации Киотского
протокола, организатор Социального форума по изменению климата,
член-корреспондент РАН Владимир Захаров НЕ смог назвать ни один из
парниковых газов, который относился бы к загрязняющим или токсичным
веществам. Он также признал, что по своим тенденциям эмиссии парниковых
газов и загрязняющих веществ не только не совпадают, но часто
разнонаправлены.
Справка: Совет-семинар по проблемам изменения климата и Киотского
протокола был создан в Российской академии наук по инициативе президента
РФ Владимира Путина, который просил ученых высказать мнение относительно
целесообразности ратификации этого протокола Российской Федерацией. В мае
2004 г. российские академики заявили, что Киотский протокол не имеет
научного обоснования, неэффективен с точки зрения достижения целей Рамочной
Конвенции ООН об изменении климата и несет для России существенные риски,
связанные с ограничением темпов роста российского ВВП.
ИА Интегрум-Техно: Новости компаний (Москва), 27 сентября 2004 г.

ГРИНПИС
Россия ратифицирует Киотский протокол
30 сентября 2004 г., Москва. Сегодня Правительство РФ приняло
официальное решение направить в Госдуму для рассмотрения законопроект о
ратификации Киотского протокола. На основании поручения В.Путина от 11
сентября 2004 г., все ответственные министерства и ведомства (МИД, МПР,
Минэнерго, Минэкономразвития и Минюст) согласовали проект закона о
ратификации и передали его в Правительство. Это — первый реальный шаг для
ратификации Протокола, сделанный Россией с момента подписания документа в
1999 году.
Киотский протокол — единственный механизм, который смогло выработать
мировое сообщество для предотвращения наступающих климатических изменений.
Его уже ратифицировали 124 государства, среди которых страны EC, Япония,
Канада и многие др.
«Киотский протокол вообще не вступит в силу, если Россия его не
ратифицирует, — говорит Наталья Олефиренко, координатор климатического
проекта Гринпис России, — а затягивание ратификации не только не позволяет
большинству стран мира принимать согласованные меры по предотвращению
изменений климата, но и лишает Россию крупных инвестиций».
Естественно, что серьезное противодействие ратификации Протокола
оказывал ряд американских нефтяных компаний, но не только. Представители
некоторых крупных российских компаний, чья деятельность базируется на
использовании ископаемого топлива, также были против. Тем не менее,
процедура ратификации Протокола может быть завершена уже до конца этого
года.
«Безусловно, реализация Киотского протокола не сможет кардинально
изменить ситуацию; это лишь первый шаг, и в будущем все страны должны
взять на себя еще более высокие обязательства по сокращению выбросов
парниковых газов, — добавляет Стив Сойер из Гринпис Интернэшнл. — Киотский
протокол, повторю, лишь первый шаг, и именно этот шаг должна сделать Россия».
info@greenpeace.org.ru, 1 октября 2004 г.

СПЕЦИАЛИСТ
Киотская глупость Кремля
Сегодня Россия приняла решение присоединиться к так называемому
Киотскому протоколу. Для большинства граждан… этот шаг мог остаться
незамеченным, хотя на самом деле — он касается всех и каждого. Чем
грозит России вступление в международный Киотский клуб, благо это или
зло для россиян и страны в целом, размышляет… профессор Института
системного анализа РАН Петр Хомяков.
Вопрос о ратификации Киотского протокола должен решаться не из
каких-либо абстрактных соображений, а тем более из соображений
политиканских. Прежде чем бороться с глобальным потеплением, надо
ответить на вопрос, что оно несет России.
Как ученый секретарь идущих уже около 15 лет исследований по теме:
Влияние глобальных изменений природной среды и климата на экономику и
здоровье населения России могу ответственно заявить:
1. Глобальное потепление несет России гораздо больше плюсов, чем минусов.
Экономия от идущего потепления только в отраслях ТЭК составляет уже сейчас
не менее 5 миллиардов долларов в год.
2. Отрицательные последствия глобального потепления сильно преувеличены.
В частности преувеличено отрицательное значение потепления для газовой
отрасли России. Суммарные затраты на компенсацию этих отрицательных
последствий не превышают 200 миллионов долларов, что не сравнимо с выигрышем
в других отраслях ТЭК, не говоря о сельском, лесном, водном хозяйстве,
возможностях освоения северных районов и т.д., где последствия потепления
в основном положительные.
3. В целом положительно влияние глобального потепление и на здоровье
населения подавляющего большинства регионов России.
4. Таким образом, борясь с глобальным потеплением, Россия будет бороться
за ограничение собственных выгод. Кто уполномачивал вас на такой альтруизм
за наш счет, господа депутаты?
5. Однако отрицательные последствия потепления и на другие регионы мира
проблематичны.
6. Более того, сейчас доказано, что а) потепление не столь катастрофично,
как его рисуют, и б) его причинами являются ряд факторов, в числе которых
выбросы углекислого газа занимают одно из последних мест.
7. Единственной причиной борьбы с глобальным потеплением является борьба
ряда стран за ограничение промышленного роста в других странах и консервацию
неравномерности экономического развития впредь.
8. Ратифицировав Киотский протокол, Россия станет не только бороться с
собственными выгодами, но и возьмет обязательство ограничить свой
промышленный рост. Как говориться, глупость в квадрате.
Такому, не побоюсь этого термина, клиническому поведению может быть
только одно объяснение, а именно, желание определенных чиновничьих
группировок торговать квотами на выброс углекислого газа. Ценою набрасывания
новых удавок на российский реальный сектор, российские чинуши хотят получить
новый источник сверх доходов.
Это лучшая характеристика менталитета нынешней исполнительной власти.
Не умея ничего наладить, она хочет в прямом смысле слова торговать
воздухом. Иного она просто не умеет.
Не лучшим образом характеризуют перипетии борьбы за ратификацию
протокола и депутатский корпус. Игнорируя мнение крупнейших ученых России,
депутаты Думы показывали свою вопиющую безграмотность и злобную ненависть
к интеллекту и профессионализму вообще. Этот депутатский корпус является
великолепной характеристикой нынешнего российского режима вообще серого,
полуграмотного, мелкого и злобного.
С таким режимом Россия погибнет и без всемирного потопа. Погибнет сама,
что называется, на ровном месте.
Это я могу утверждать как специалист по прогнозированию.
Доктор технических наук, профессор П.М.Хомяков

http://www.pravda199.ru/articles/2004/09/30/1743/

30 сентября 2004 г.

Комментарии запрещены.