*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1240, 17 октября 2004 г. *
*******************************************************************
Доходы и отходы
СВЕТ И ТЕНИ НЕФТЕДОБЫЧИ И НЕФТЕПОТРЕБЛЕНИЯ
ПРИРОДА
Суд решил…
В одобренной Президентом в 2003 году концепции экологической
безопасности страны отмечается, что экологическая безопасность -
обязательное условие устойчивого развития, к тому же выступает основой
сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества
окружающей среды. Но ни для кого не секрет, что многие природопользователи
не уделяют достаточного внимания вопросам экологии. Однако по мере
наращивания объемов производства вопросы охраны окружающей среды становятся
все острее.
Приведу примеры. С 1996 года в области прекратил свою деятельность
Алгинский химический завод. Однако загрязнение реки Илек бором
продолжается. Шестивалентным хромом загрязняет среду другой источник -
старые шламовые пруды Актюбинского завода хромовых соединений. Историческое
загрязнение Илека бором и хромом — проблема, разрешить которую нынче можно
лишь на уровне Правительства. Для того чтобы не произошло подобного
загрязнения окружающей среды в результате деятельности нефтедобывающих
предприятий, необходимо своевременно устранять допущенные нарушения. К
сожалению, трудно найти в регионе нефтяную компанию, которая не оказывала
бы вредного воздействия. Но самый крупный природопользователь среди
предприятий нефтегазового комплекса — ОАО «СНПС-Актобемунайгаз» — и самый
крупный загрязнитель. Только в этом году судами области было рассмотрено
несколько дел в отношении соблюдения этим ОАО природоохранного
законодательства. Так, в марте текущего года в результате аварийного сброса
нефтепродуктов допущено загрязнение поверхностных вод на территории,
прилегающей к реке Темир. Возникла опасность загрязнения подземных вод. По
результатам проверки была предъявлена претензия за нарушение природоохранного
законодательства. 16 июня экономический суд Актюбинской области взыскал с
нефтедобывающей компании 11,6 млн. тенге штрафа за сверхнормативное
загрязнение окружающей среды. Областной суд оставил без изменения решение
суда экономического.
Еще показательный пример. В феврале произошла аварийная утечка через
систему нефтеналивной эстакады ЦДНГ-12 НГДУ «Октябрьскнефть» ОАО
«СНПС-Актобемунайгаз», в результате чего пленка покрыла 2 252 квадратных
метра. За это предприятию была предъявлена штрафная санкция в размере
6,3 миллиона тенге.
В текущем году Кандыагашский транспортный прокурор подал иск на компанию
в связи с выявленным фактом незаконного строительства тридцатикилометрового
нефтепровода Кенкияк — Жанажол. При этом был уничтожен плодородный слой
почвы на сорока двух гектарах. Предприятие приступило к строительству, не
получив соответствующих разрешений на отвод земли. Актюбинское теруправление
охраны окружающей среды предъявило судебный иск о приостановке строительства
нефтепровода. Суд удовлетворил иск, потребовав возмещения 1,9 миллиона тенге
материального ущерба, нанесенного уничтожением плодородного слоя почвы.
Требования экологов возымели действие. Руководство акционерного общества
приняло решение построить новый нефтегазовый коллектор Кенкияк — Жанажол,
соответствующий требованиям, и сдать его в строй осенью этого года.
К тому же нашими проверками было установлено, что в ОАО введены в
эксплуатацию 14 скважин без технической рекультивации земучастков. В
шламовые амбары этих скважин должны были сбрасываться буровые растворы,
отходы нефти. Но, как выяснилось, нарушена гидроизоляция шламовых амбаров,
и токсичные отходы просачивались в землю. Кроме того, сюда же сбрасывались
бочки, ветошь, твердые бытовые отходы, отработанные шины. Это откровенное
нарушение статей Земельного кодекса, Единых правил разработки нефтяных и
газовых месторождений. Решением суда в июне приостановлена деятельность
этих скважин ОАО «СНПС-Актобемунайгаз» до полной технической рекультивации
земельных участков, отведенных под скважины, принято решение ликвидировать
шламовые амбары. Столь жесткая санкция, принятая в отношении предприятия,
объясняется тем, что шламовые отходы токсичны и стали источником загрязнения
подземных и поверхностных вод, растительного и животного мира, атмосферы.
Наращивая объемы добычи углеводородного сырья, не должно это делать за
счет ухудшения качества окружающей среды и состояния здоровья населения.
Хотелось бы отметить, что наложение крупных штрафов, судебные
разбирательства, остановка деятельности объектов для нас не самоцель.
Главное — добиться устранения нарушений требований по охране окружающей
среды.
Мы требуем от природопользователей не просто устранения нарушений, но
и применения новых технологий, позволяющих бережно относиться к окружающей
среде. К примеру, ТОО «Таза-Мунай Актобе» внедрило установку по утилизации
жидких нефтешламов. Примененные в установке барабаны ротационного типа
сделаны из специального материала, позволяющего производить разделение
нефтешлама на воду и нефтесодержащие отходы. При этом полученная вода
безопасна. Нефтесодержащие отходы применяются для собственных нужд фирмы
по согласованию с главным экологическим экспертом области. Этот метод
утилизации — природоохранное мероприятие. К счастью, подобных предприятий
становится все больше. Нефтяники обязаны внедрять на месторождениях
безамбарный метод бурения скважин, полностью рекультивировать нарушенные
земли, очищать территории от производственных и бытовых отходов. Этого
требует закон.
А при оформлении разрешения на загрязнение окружающей среды на будущий
год мы потребуем применения передовых технологий. И примем более жесткие
экономические меры к природопользователям, допускающим нарушения. Пример
есть: в этом году облмаслихат утвердил ставки за загрязнение окружающей
среды, повысив их с 450 тенге за каждую тонну выбросов в атмосферу до 850.
Добавлю, что, вырабатывая решения по совершенствованию системы управления
охраной окружающей среды, МООС постоянно учитывает предложения теруправлений.
Много полезного дают практикуемые министерством выездные коллегии:
природопользователи вовлекаются в обсуждение и решение проблем регионов.
Думается, для стабилизации и оздоровления экологической обстановки
направляющим стратегическим документом станет новая концепция экологической
безопасности на 2004-2015 годы, учитывающая специфику и реалии уровня
развития государства.
А.Дадин, начальник Актюбинского областного территориального
управления охраны окружающей среды
«Казахстанская правда» (Алматы), 17.09.2004
БЕНЗИН
Что у нас в баках?
«Песок в бензине» — боль всех автомобилистов. Современный автомобиль,
отечественный или иномарка — конструкция очень сложная и чувствительная к
используемому топливу. Сегодня в СНГ действует много (по разным данным, от
10 до 50%) недобросовестных производителей и продавцов бензина, которые
своей продукцией способны нанести значительный вред автовладельцам, да и не
только им.
«Песок» в бензине.
Российские требования к бензинам практически идентичны европейским,
однако качество реализуемых в стране бензинов оставляет желать лучшего, мало
того, оно постоянно снижается. Все сильнее становится загрязненность
бензинов механическими примесями, водой и продуктами коррозии. Такие примеси
приводят к отказу деталей системы топливоподачи еще в гарантийный период,
а ведь эти узлы должны исправно работать весь срок эксплуатации автомобиля.
Проблема эта возникает из-за отступлений от нормативных требований к
организации, строительству и эксплуатации автозаправок и других объектов,
связанных с хранением и реализацией бензина. Так, при строительстве АЗС
используются не специальные емкости с защитными антикоррозионными покрытиями,
а бывшие в длительном употреблении железнодорожные цистерны. Для сравнения -
в Европе для этих целей используются емкости исключительно из нержавеющих
сталей. А российские емкости ко всему зачастую не очищаются, вода не
откачивается. К тому же при заборе бензина из таких цистерн часто не
используются устройства для фильтрации. Кроме выполнения требований к
эксплуатации емкостей, трубопроводов и АЗС есть еще способ минимизировать
или полностью исключить загрязнение бензинов мехпримесями — применять в их
составе многофункциональные присадки. Такие вещества должны вводиться в
состав бензинов еще на отгрузочных терминалах нефтеперерабатывающих заводов.
Присадки обеспечат защиту топлива от мехпримесей по всей технологической
цепочке «производство бензина — отпуск конечному потребителю», будут
препятствовать накоплению воды в емкостях и баках автомобилей. За рубежом
такие многофункциональные присадки применяются более 10 лет. В США с 1995
года предписано обязательное их применение. В Европе законодательных
требований нет, однако практически все реализуемые бензины содержат
многофункциональные присадки. В российских государственных стандартах есть
только упоминание о возможности использования присадок. Конструкторские
службы российских автозаводов, проведя подробное исследование засоренных
мехпримесями узлов автомобилей (например, топливных фильтров), пришли к
выводу, что необходимо пересмотреть стандарты, а лучше всего — ввести
требования по обязательному применению многофункциональных присадок в
Постановление о введении на территории России норм токсичности стандарта
«Евро-2″. Не все присадки одинаково полезны. Сегодня в России допущены к
производству и применению около десяти различных железосодержащих
присадок-антидетонаторов на основе ферроценов. Госстандарт разрешает
применять присадки на основе ферроцена, но только в низкооктановых бензинах.
А при изготовлении высокооктановых бензинов использование таких веществ
запрещено. Но многие организации, специализирующиеся на сбыте бензина,
сейчас имеют право и производить его. И если нефтеперерабатывающие заводы
делают достаточно качественный бензин, соответствующий ГОСТу, то небольшие
нефтебазы, и даже АЗС бесконтрольно используют вредные присадки. По каналам
Интернета и другими способами к реализации предлагается ферроцен китайского
производства в виде «быстрорастворимого порошка» (сейчас применение
ферроцена в Китае запрещено, поэтому оттуда в Россию эти присадки везут
грузовиками). Он достаточно дешев, порядка 600 рублей за килограмм. При
добавлении 150 грамм ферроцена в тонну бензина октановое число повышается
на 5-6 единиц. Это очень заманчиво для недобросовестных производителей. И
губительно для автомобилей: если ферроцен передозировать, то начинаются
серьезные проблемы. Когда в автомобиль заливается бензин, содержащий большое
количество ферроцена, очень быстро выходят из строя свечи зажигания. Вместо
положенных 30 тысяч километров пробега они выдерживают только 3-5 тысячи.
Испытания показали, что в результате эксплуатации двигателя с таким
бензином на свечах (камера сгорания тоже от этого не застрахована)
появляется бурый осадок. Он представляет собой окись железа, проще говоря, -
обыкновенную ржавчину. Осадок шунтирует электроды и искра не проходит. Для
впрысковых двигателей, особенно оснащенных системой снижения токсичности,
применение ферроценосодержащего бензина еще более губительно. Когда портятся
свечи, начинаются пропуски зажигания. Несгоревший бензин попадает в
нейтрализатор, там воспламеняется, и нейтрализатор плавится. Не исключено
и возгорание автомобиля. Страдают все. И автозаводы, и автовладельцы, и
природа. Ведь если такие присадки будут употребляться и в дальнейшем,
выполнение норм токсичности стандарта «Евро-2″, а тем более «Евро-3″ и выше
не представляется возможным. Российские автопроизводители активно борются
против применения антидетонационных присадок на основе ферроцена при
производстве всех видов бензинов, проводит научные исследования, направляет
в государственные инстанции их результаты. Однако, несмотря на возражения
предприятий российского автопрома, которого поддерживает комитет Ассоциации
автомобильных инженеров, в феврале этого года Госстандарт РФ вновь принял
положительное решение о применении ферроценов при производстве
низкооктановых бензинов. Это дает повод к злоупотреблению ферроценами, к
применению таких присадок и при производстве высокооктановых бензинов.
Российским автовладельцам опять остается придирчиво выбирать АЗС, возить
с собой запасные свечи. Холодный запуск двигателей — на заводе и в городе.
Зима не за горами, и скоро с проблемой холодного пуска двигателя
столкнутся как автовладельцы, так и автопроизводители. Один из показателей,
влияющий на пуск двигателя зимой, — давление насыщенных паров. По стандарту
в «зимнем» топливе оно должно составлять 60-95 килопаскалей. Чаще всего на
городские АЗС, а также на автозаводы поставляются «зимние» бензины,
испарительные характеристики которых находятся на нижнем пределе этого
диапазона, то есть составляют примерно 60-65 кПа. Использование бензина
с таким давлением позволяет производить беспроблемные пуски двигателей при
температуре до 15 градусов мороза. Но для пуска двигателей при температурах
ниже минус 20 градусов необходимо использовать бензины с давлением
насыщенных паров минимум 80 кПа. Парадокс, но в заснеженной России такой
бензин встречается крайне редко. Давление насыщенных паров определяется
наличием в бензине легкоиспаряемых фракций. При транспортировке, фасовке и
хранении топлива они улетучиваются, испарительные характеристики становятся
ниже, а количество бензина в емкостях уменьшается примерно на 1-3%, что в
масштабах сотен железнодорожных цистерн весьма ощутимо. Именно из-за
опасения таких потерь даже крупные отечественные нефтеперерабатывающие
заводы с большой неохотой приступают к производству «зимних» бензинов.
Порой они начинают их поставки на АЗС не как положено по ГОСТу, с 1
октября, а с декабря, а то и совсем не вносят выпуск «зимнего» топлива в
свои планы. В свое время автозаводы, выпускающие автомобили с впрысковыми
двигателями, для которых нужен качественный «зимний» бензин, обращались к
компаниям-производителям светлых нефтепродуктов, чтобы те выпускали
высокооктановый бензин с давлением насыщенных паров, близким к верхнему
пределу. Но нефтеперерабатывающие предприятия ответили о своей невозможности
выпуска такого топлива, и о том, что показатели бензина, отгружаемого в
адрес автозаводов, и на АЗС, полностью соответствуют нормам ГОСТа. Однако
давление насыщенных паров в таком топливе слишком низкое. Стоит небольшому
количеству легких фракций испариться, и бензин теряет свойства необходимые
для нормальной работы двигателя в условиях русской зимы. Если на заводах
качество поступающего топлива контролируется в специальных лабораториях, то
бензин, продаваемый на АЗС, вообще никакому контролю не подвергается. Какого
качества топливо поступает на заправочные станции, не знают порой даже
владельцы АЗС.
Предъявить владельцу конкретной АЗС обвинение в продаже
несоответствующего топлива достаточно сложно. Госстандарт, в свою очередь,
продекларировав требования к топливу, не может вести постоянный контроль,
взятие проб и их анализ — на это нет средств. Российские автозаводы шлют
в федеральные инстанции подкрепленные результатами исследований письма, в
которых говорится о том, что нужно организовать систему контроля за
качеством топлива на государственном уровне. Обращения эти пока остаются
без ответа.
М.Пантелеев, АНО «Ваш выбор — Самара», 7.10.2004 г.
НЕФТЕШЛАМЫ
Зловредные гудроны: наконец-то прорыв!
Почти 150 лет на предприятиях нефтехимической и нефтеперерабатывающей
промышленности Россииэтих отраслей уже образуется огромное количество
отходов производства — кислого гудрона и отработанной серной кислоты.
Образуются они при очистке масел (трансформаторных, конденсаторных,
медицинских, парфюмерных и др.) концентрированной серной кислотой или
олеумом. Эти промотходы являются одним из самых мощных источников загрязнения
окружающей среды, они складируются на открытом воздухе в прудах-накопителях,
«копанях», занимающих большие площади. На территории России складировано
несколько миллионов тонн (!) кислых гудронов, которые загрязняют окружающую
среду, в том числе открытые водоемы и подземные воды, а также отрицательно
влияют на здоровье населения. К примеру, накопители кислых гудронов, в
Козинском лесничестве (25 км в сторону г. Балахны Нижегородской области -
прим. ред.) являются одним из потенциальных источников загрязнения
крупнейшего в области подземного месторождения (Тепловского водозабора)
питьевой воды, снабжающего водой город химиков Дзержинск.
Только в Нижегородской области кислых гудронов накопилось примерно 250
тыс. тонн. Из них — 10 тыс. тонн находятся в Сормово, остальные — в Козинском
лесничестве. И все — в отрытых прудах-накопителях. На Ярославском
нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) им. Д.И.Менделеева их накопилось около
500-600тыс. тонн. Практически на всех HПЗ России и СНГ (их 44) имеются
подобные отходы.
Что же такое кислые гудроны? Отходы, опасного производства, обреченные
навечно лежать в нашей многострадальной земле и отравлять своими токсичными
компонентами грунтовые воды, которая затем может попасть в водоразборную
колонку или колодец, — или ценный вторичные ресурс, которые может вернуться
в производственный цикл, и далее неоднократно приносить людям пользу и
конкретную финансовую выгоду?
Для справки:
Кислые гудроны — это серная кислота плюс некоторое количество
углеводородов, в основном тяжелых. Окружающей среде в первую очередь вредит
кислота, она попадает в воздух, загрязняет воду, землю. Кислые гудроны
представляют собой смолообразные высоковязкие массы, содержащие
разнообразные органические соединения, свободную серную кислоту и воду.
Как говорят ученые в настоящее время существуют несколько разных
технологий по переработке кислых гудронов, но до недавнего времени все эти
многочисленные попытки использовать кислые гудроны не находили применения
на практике. Почему? Все дело, в том, что они не были комплексными и не
решали всех проблем переработки кислых гудронов.
Ученые из НИИ химии Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского
под руководством доктора химических наук, профессора, Лауреата
Государственной премии СССР, заслуженного деятеля науки и техники РФ Аркадия
Даниловича ЗОРИНА изобрели абсолютно новую высокоэффективную технологию по
утилизации кислых гудронов. Изначально химический факультет ННГУ занимался
получением особо чистых веществ для микроэлектроники и этот коллектив также
является разработчиком технологий по детоксикации наиболее токсичных видов
химического оружия — люизита и зомана. Однако наступили другие времена,
перестройка, забвение для многих научных разработок. Пришлось нижегородским
химикам заниматься другими вопросами, другими технологиями.
Технология, которую разработали в ННГУ защищена двумя патентами
Российской Федерации. Вкратце ее суть такова: органическая часть
подвергается управляемому тонкопленочному крекингу с одновременным
получением котельного топлива и кокса; неорганическая составляющая — серная
кислота — перерабатывается в гипс; управляемый крекинг осуществляется в
оригинальном реакторе при атмосферном давлении в режимах, составляющих
ноу-хау технологии. Свободный от серной кислоты гудрон обезвоживается, часть
подготовленного таким образом гудрона направляется в реактор управляемого
крекинга. Продуктами крекинга являются жидкое топливо и кокс. Жидкое
(котельное) топливо пользуется повышенным спросом во всех регионах страны,
кокс — твердое топливо, служит сырьем для производства весьма качественного
активированного угля, для производства электродов и других графитовых
материалов. Стабилизированное жидкое топливо может использоваться по прямому
назначению или смешиваться с частью оставшихся нейтрализованных гудронов с
получением мазута марки М-100.
Внедрение технологии по переработке кислых гудронов ведется при активном
участии инвестора ООО «Айвотек» (г. Москва), сейчас заканчивается этап
проектных работ по созданию опытно-промышленной установки производительностью
5000 тонн в год по сырью. Установка будет размещена в Сормовском районе
г.Нижнего Новгорода.
Для справки:
Из 1000 кг кислых гудронов по новой технологии получаются:
~600 кг жидкого топлива; ~110 кг кокса; ~60 кг газообразных углеводородов;
~230 кг гипса.
Из 600 кг жидкого топлива, путем смешения с очищенным гудроном, можно
получить до 1400-1500 кг мазута марки М-100.
Технология и перерабатывающие кислый гудрон установки могут быть
тиражированы и использованы на самих НПЗ, где имеются пруды с кислыми
гудронами. Более того, установки могут быть применены для переработки таких
нефтесодержащих загрязнителей окружающей среды как: прямогонные гудроны,
нефтешламы, застарелые мазуты, нефти и др.
Д.Левашов, «Берегиня» No 6 (2004), levashow@mail.ru
НЕФТЕРАЗЛИВЫ
Здравствуйте уважаемые господа!
Позвольте обратить ваше внимание на то чтобы ознакомить вас со
стратегически важным товаром предлагаемым одним из членов нашей
Торгово-промышленной палаты, ООО «Оборонконверс».
Учитывая мировой опыт борьбы с нефтяными загрязнениями океана и
прибрежных территорий, наши специалисты разработали потенциально новый
экологически безопасный, сделанный на основе Сахалинского месторождения
сфангового торфа, и превосходящий по своим поглощающим свойствам мировые
аналоги, в данной области товаров, нефтесорбент(НСТ). Ниже вы можете
ознакомится с кратким описанием данного вида продукции.
Технические характеристики
НСТ — сыпучее, гидрофобное вещество от коричневого до
темно-коричневого цвета с насыпной массой 0,14-0,16 т/куб, м. Один
килограмм НСТ способен сорбировать до 6 литров дизельного топлива.
НСТ способен сорбировать любую углеводородную жидкость (нефтепродукты,
лаки, краски, гидравлические жидкости, растительные масла и т.п.)
НСТ используется для нейтрализации загрязнений грунта и воды от нефти
и нефтепродуктов:
— НСТ позволяет оперативно проводить ликвидацию загрязнений грунта и воды
при аварийных разливах;
— повысить эффективность действующих систем очистки стоков промышленных
предприятий.
Нефтесорбент, практически, мгновенно связывает нефть и нефтепродукты,
предотвращая их дальнейшее распространение на незагрязненные территории.
В профилактических целях НСТ может быть использован в местах хранения
нефтепродуктов, морских и речных портах, заправочных станциях, автостоянках,
судах, авторемонтных мастерских, нефтеперекачивающих станциях, буровых
установках, нефтепромыслах и т.д., создавая оперативные запасы НСТ, со
сроками хранения до 5 лет.
ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ОЧИСТКЕ НЕФТЯНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ
Апрель 1992 г. — пойма реки Кыдыланьи, Северный Сахалин (период вскрытия
реки ото льда)
В результате аварийного порыва нефтепровода произошел разлив нефти в
объеме 50 кубометров.
Талыми водами нефть смывалась в притоки реки и далее в Пильтунский
залив. Для очистки применяли НСТ, путем нанесения на поверхность воды в
ручьях и реке. Насыщенный сорбент собирали сетчатым заграждением. Работы
продолжались четыре дня.
Содержание нефти в воде реки не превысило предельно допустимых
концентраций.
Март 1994 г. Набильский залив, Северный Сахалин
В результате аварийного порыва нефтепровода, на лед залива вытекло
30 кубометров сырой нефти.
Работы по очистке проводили в течении 15 суток. Насыщенный сорбент
сжигали на поверхности воды.
Октябрь 1994г. — остров Шикотан, Южные Курилы
В результате катастрофического землетрясения произошел разлив 1924
тонн нефтепродуктов.
Работы по очистке загрязнений продолжались 40 дней. Высокую
эффективность показала технология совместного применения UNI-REM и НСТ.
Июнь-сентябрь 1995г. — Северный Сахалин
В результате Нефтегорского землетрясения произошли порывы нефтепроводов
и внутрипромысловых сборных коллекторов.
На воду и грунт разлито более 2000тонн сырой нефти. Общая площадь
загрязнений на грунте превысила 20 га.
Работы по очистке проводили с июня до октября месяца 1995 г.
При вашей заинтересованности наши специалисты могут провести обучение
по применению НСТ.
В результате работы нефтесорбента, конечным продуктом его деятельности
являются нефтеразлагающие микроорганизмы, углекислый газ, вода и производные
жирных кислот, которые являются питательной средой для растений и почвенных
бактерий.
С уважением, Сахалинская Торгово-промышленная палата
mailto:infodep_scci@svtc.ru, 7 октября 2003 г.