UCS-INFO.1259

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1259, 22 ноября 2004 г. *
*******************************************************************
Шаги индустрии

КРАСНОДАРСКИЕ ВЛАСТИ НАЕХАЛИ НА «ТОЛЬЯТТИАЗОТ»
(Каковы истинные причины приостановки строительства аммиачного
терминала на Тамани?)

Сенсацией последнего времени стала приостановка в начале ноября
2004 г. различными государственными структурами Краснодарского
края строительства аммиачного терминала корпорации «Тольяттиазот»
на Таманском полуострове. На фоне предшествовавшей этому гласной и
негласной поддержки этого проекта, столь серьезные меры с их стороны
против «Тольяттиазота» стали для всех полной неожиданностью.
В ходе проведенных различными контрольными органами проверок
было выявлено более 20 грубых нарушений при строительстве
аммиачного терминала. Экологическая и социальная опасность
реализации этого проекта получила самое широкое освещение в
средствах массовой информации. Откровенное презрение к требованиям
закона со стороны хозяина корпорации «Тольяттиазот» Владимира
Махлая было широко показано по телевидению. Махлай, ничего и
никого не стесняясь, забыв, что существуют какие-либо этические
нормы, грубо перебивал вице-губернатора Краснодарского края,
других представителей власти и упорно доказывал свое. Не только
сам хозяин «Тольяттиазота» из всех сил хочет доказать, что
«Тольяттиазот» ничего не нарушал. Его подчиненные идут еще дальше.
В интервью газете «Коммерсант», представитель кампании утверждает:
«заявление МЧС просто никто не принимает всерьез, потому что
подобных предписаний уже было очень много, но, несмотря на это
строительство терминала близко к завершению». Короче, плевать нам
на все ваши предписания и законы, строили, строим, и будем строить.
«Тольяттиазот» ведет себя на Кубани беззастенчиво нагло, как
имперский завоеватель где-нибудь в Африке или Новой Гвинее. За
долгие «хозяйствования» «Тольяттиазота» на Кубани все сумели
убедиться, что его хозяину совершенно наплевать на судьбу этой
земли и ее жителей. Бешеные прибыли от наличия собственного
химического порта на Черном море — единственное, что его волнует.
И, честное слово, просто ЧРЕЗВЫЧАЙНО хотелось бы верить, что
краевые власти этими своими действиями решили поставить заслон
этой колониальной политике. Что они наконец-таки вспомнили об
интересах населения, о необходимости строгого контроля над
соблюдением законов, о том, что нужно спасти уникальную в
природном и культурно-историческом отношении землю Тамани. Однако
пока все свидетельствует о том, что это, скорее всего, не так.
К сожалению, имеющаяся информация о происходящих событиях,
говорит о том, что совпадение действий властей с интересами
жителей Тамани, которые давно протестуют против строительства
аммиачного терминала, является только внешним и временным. Власти
края совершенно не добиваются того, чтобы на уникальной земле
Тамани не появилось такого чрезвычайно опасного объекта как
аммиачный терминал. Нет, они полностью «за», пусть будет, и чем
крупнее, тем лучше. Наоборот, им мало одного только аммиачного
терминала. По их планам, надо здесь сосредоточить перевалку всей
гадости, какую только можно придумать, от нефти и нефтепродуктов,
всяческой химии, до ядерных отходов. Именно на Тамани ими намечено
строительство самого опасного порта на Черном море -
нефтехимического порта «Железный Рог». И их нынешняя кампания
против «Тольяттиазота» имеет в своей основе намерения совершенно
далекие от заботы об охране природы или безопасности местного
населения. Просто «Тольяттиазот» необходимо несколько подвинуть,
чтобы была возможность и другим компаниям участвовать в
строительстве крупнейшего нефтехимического порта. «Тольяттиазот»,
пользуясь правом и возможностями первого, захватил самые лучшие и
удобные земли в окрестностях курортного поселка Волна, на месте
которого власти хотят возвести порт. И другим кампаниям сейчас
сложно разместить здесь их терминалы и хранилища. Прежде всего, -
новому фавориту кубанских властей, уже известной таманцам компании
«Таманьнефтегаз», которая сменила хозяина и теперь является
подразделением компании «Русский мир» (ОТЭКО) и вновь
вознамерилась наладить через Тамань экспорт сжиженных
углеводородов и нефтепродуктов. «Тольяттиазот» просто слишком
обнаглел и подзабыл, кто на Кубани (и на Тамани) в доме хозяин и
по-хорошему понимать требования краснодарских властей разучился. И
ему сейчас преподносится урок, чтобы он это вспомнил.
Наезд на «Тольяттиазот» обставлен в духе лучших традиций
современных политтехнологий. Подобную методику краевые власти уже
много раз применяли в последние годы, устраняя неугодных
политиков, таких как бывшие мэры крупнейших кубанских городов:
Новороссийска (В.Прохоренко), Сочи (А.Мостовой), Краснодара
(Н.Приз). Жесткая борьба с ними шла не по причине того, что они
никуда не годились, не из-за радения за какое-либо социальное
благо или справедливость, а за элементарный передел сфер влияния и
контроль финансовых потоков. То же самое имеет место и сейчас в
отношении «Тольяттиазота». И, скорее всего, как только Махлай
уступит нажиму властей и согласится со всем, что от него требуют
(совсем не по экологической части), этот наезд прекратится. После
чего на все нарушения со стороны его компании, какими бы они ни
были, как и в прежние времена, будут снова закрыты глаза.
И, тем не менее, то, что краснодарские власти вскрыли
экологические нарушения при строительстве аммиачного терминала -
это очень серьезный шаг. Экологическая общественность и население
Таманского полуострова, уже на протяжении шести лет борющиеся со
строительством этого смертоносного объекта, какими бы ни были
истинные причины действий краснодарских властей, приветствуют их.
Многие доводы и аргументы общественности против строительства
этого терминала, наконец-таки, получили свои подтверждения.
И что не менее важно, произошедшие события дают новый импульс
общественному сопротивлению строительству аммиачного терминала на
Тамани. Казалось бы, уже совсем потерявшему надежду на успех.
Шансы спасти Тамань все-таки есть!
А.Рудомаха, Экологическая Вахта по Северному Кавказу
taoom@seu.ru, 18 ноября 2004 г.

Комментарии запрещены.