*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1264, 9 декабря 2004 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы
МУСОРНЫЕ СТРАСТИ В МОСКВЕ
Система санитарной очистки города на сегодняшний день хороша,
как никогда
10 июля 2004 г. состоялся Всероссийский рабочий съезд. В нем приняли
участие Межрегиональный профсоюз работников коммунального хозяйства и
Ассоциация <Мусорщики Москвы>. В адрес Мэра Москвы и Председателя МГД
Всероссийский рабочий съезд направил резолюцию <О ситуации, сложившейся в
системе санитарной очистки г. Москвы>. Ее подписал Председатель Совета
Профцентра, Председатель Оргкомитета Всероссийского рабочего съезда
М.Б.Кислюк.
Напомним основные тезисы резолюции.
1. Коммунальные предприятия практически полностью зависят от чиновников
на местах и боятся чиновников, от которых во многом зависят доходы и само
существование предприятий. Творческая инициатива предпринимателей не
поддерживается.
2. Решения в системе санитарной очистки города управленческие структуры,
чиновники принимают, не считаясь с мнением предприятий: ни в вопросах
разработки концепции санитарной очистки, ни в принятии законов об обращении
с городскими отходами — ни в каких других. Стремление Ассоциации <Мусорщики
Москвы> более активно участвовать в решении важных городских задач и более
успешно развивать свою деятельность чиновниками не поддерживается. Если
чиновники и идут на контакт, свои обещания не выполняют.
3. Тарифы на вывоз ТБО и нормы их накопления в Москве не меняются годами.
4. Совершенствование системы санитарной очистки — существенный элемент
устойчивого развития столицы. Необходимо принять безотлагательные меры для
исправления сложившейся ситуации в санитарной очистке города.
Ответ М.Б. Кислюку печатается ниже. Он направлен ему 6 октября 2004 г. и
подписан Первым заместителем начальника Управления по организации
обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города
Москвы Н.И.Сомичевым.
Уважаемый Михаил Борисович!
Направленная в адрес Мэра Москвы резолюция Всероссийского рабочего съезда
<О ситуации, сложившейся в системе санитарной очистки г. Москвы> нами
рассмотрена. Мы полностью согласны с утверждением, что решение проблем
санитарной очистки города от твердых бытовых отходов продолжает оставаться
одной из важнейших инженерно-экономических задач для обеспечения
санитарно-эпидемической и экологической ситуации в городе. Только в жилом
секторе города ежегодно образуется около 3-х миллионов тонн или 15 млн. куб м
твердых бытовых отходов (ТБО). Если их не вывозить хотя бы в течение недели,
нормальная жизнедеятельность в домовладениях города будет парализована. Таким
образом, от надежности и бесперебойности работы санитарной очистки города
зависит качество окружающей среды и качество жизни горожан.
На сегодняшний день говорить о катастрофичности ситуации, сложившейся в
системе санитарной очистки города, неправомочно. Напротив, эта отрасль
жилищно-коммунального хозяйства столицы динамично и эффективно развивается:
за последнее десятилетие созданы собственные производства по выпуску
контейнеров для ТБО, налажен выпуск собственных собирающих и большегрузных
транспортных мусоровозов, введены в эксплуатацию 7 мусороперегрузочных станций
(МПС), работают 3 мусоросжигательных завода (МСЗ). Благоприятный
инвестиционный климат, созданный благодаря усилиям Правительства Москвы,
позволил привлечь только в 2004 году инвестиции объемом более 350,0 млн. Евро
для реконструкции двух мусоросжигательных заводов. При этом, реконструкция
будет осуществляться в т. ч. с использованием оборудования российских
производителей и выполнением строительно-монтажных работ не менее 70 % объема
силами московских предприятий. Т.о., развитие системы санитарной очистки
города опосредованно создает новые рабочие места, позволяет наладить выпуск
оборудования, обеспечивающего санитарную очистку и утилизацию бытовых и
промышленных отходов, которое может быть использовано и в других регионах
России.
В целях повышения эффективности системы санитарной очистки города от
твердых бытовых отходов Правительством Москвы в марте с.г. была принята
Концепция обращения с отходами производства и потребления города Москвы,
учитывающая все современные как европейские, так и мировые тенденции в сфере
обращения с отходами:
— избежание и сокращение образования отходов;
— утилизация отходов путем переработки и вторичного использования;
— сжигание не подлежащих переработке отходов;
— захоронение отходов, не подлежащих утилизации.
В разработке и обсуждении Концепции принимали участие как <чиновники>:
специалисты-экологи Департамента природопользования и охраны окружающей среды
г.Москвы, специалисты Управления по организации обезвреживания и переработки
отходов производства и потребления г. Москвы, имеющие уникальный опыт
строительства и эксплуатации объектов санитарной очистки; депутаты Мосгордумы,
так и представители научной общественности города: Академии коммунального
хозяйства им.К.Д.Памфилова, Московского института стали и сплавов и др.
Концепция была рассмотрена на заседании Правительства Москвы с участием
заинтересованных сторон. Планомерная реализация Концепции обращения с отходами
производства и потребления г. Москвы позволит:
— начиная с 2006 года направлять на внутригородские объекты санитарной
очистки (МПС, МСЗ, мусоросортировочные комплексы) — 100% объема ТБО,
образующегося в жилом секторе города;
— увеличить к 2010 долю промышленной переработки ТБО примерно до 72% (в т.ч.
33% за счет переработки на МСЗ; 27% за счет переработки вторичного сырья,
выделенного в системе селективного сбора на мусоросортировочных комплексах;
12% за счет переработки в компост биоразлагаемой фракции отходов).
— снизить к 2010 году долю ТБО, подлежащих захоронению на полигонах
Московской области до 28% (в основном, балластные фракции);
— сократить к 2010 году парк мусоровозов и бункеровозов на 350 единиц.
Ежегодный ожидаемый суммарный экологический эффект (предотвращение
выбросов вредных веществ от полигонов и автотранспорта) к 2010 году составит
более 2 500 тонн. Важнейшим условием развития системы санитарной очистки
города является совершенствование законодательной базы в сфере обращения с
отходами. Проект закона города Москвы <Об обращении с отходами производства
и потребления> внесен на рассмотрение Московской городской думы и прошел
первое чтение, а не принят кулуарно <чиновниками>, как утверждается в
резолюции.
Действующие в Москве Нормы накопления твердых бытовых отходов (ТБО) для
объектов санитарной очистки разработаны Академией коммунального хозяйства
им. К.Д.Памфилова (АКХ им. К.Д.Памфилова) в 1998г. по результатам проведенных
экспериментальных исследований по определению динамики накопления ТБО и КГМ
на различных категориях объектов жилого фонда и социально-культурной сферы,
на предприятиях и учреждениях города. Нормы накопления утверждены
распорядительными актами Правительства Москвы. Рекомендациями по определению
норм накопления твердых бытовых отходов в городах РСФСР (ОНТИ АКХ, 1982)
повторность проведения исследований динамики накопления ТБО регламентируется
в сроки 3…5 лет. В 2003 году по заказу Департамента жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы АКХ им К.Д. Памфилова были проведены
повторные экспериментальные исследования норм накопления ТБО для предприятий
и организаций Москвы. По результатам исследований в 2004 году подготовлен
проект распорядительного документа Правительства Москвы, который находится
на согласовании в органах территориальной и исполнительной власти города.
Решения в области тарифной политики принимаются Правительством Москвы с
учетом сложившегося уровня доходов жителей города. Сообщаем, что в период с
2000 г. по 2004 г. тарифы на вывоз мусора из домовладений города возросли
более чем в 2,5 раза. В резолюции затронута важная проблема, связанная с
вовлечением субъектов малого предпринимательства в сферу обращения с ТБО.
Правительством Москвы предпринимаются шаги по созданию условий для развития
предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в т.ч. и
санитарной очистки города. Постановлением Правительства Москвы от 30.03.04 г.
No 175-00 предусматривается подготовка распорядительных документов и правовых
актов по обеспечению благоприятных условий деятельности субъектов малого
предпринимательства, установления льгот для них, а также разработка нормативной
документации и территориальных схем размещения мини-пунктов и передвижных
комплексных пунктов сбора, сортировки и первичной переработке ТБО. Вместе с
тем, следует отметить, что на сегодняшний день вывоз ТБО с территории города
осуществляется более чем 80 транспортными предприятиями. Причем, 50% мусора
в Москве вывозится сегодня 10-ю предприятиями, а остальные 50% — более чем
70-ю предприятиями, в основном субъектами малого предпринимательства. Кроме
того, малый бизнес нашел свое применение и в сфере селективного сбора,
сортировки и переработки вторичного сырья. Для развития системы сбора и
переработки вторсырья в 1995 году в Москве была создана негосударственная
структура — Ассоциация <Вторэкоиндустрия>, в составе которой действуют 6
производственно-заготовительных предприятий с сетью приемных пунктов. Хорошим
примером привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами является
мусоросортировочная станция, построенная без привлечения бюджетных
ассигнований и средств налогоплательщиков предприятием <Спецавтосервис> на
территории МПС No 3 в Северо-Восточном округе столицы. Список предприятий
малого бизнеса в сфере обращения с отходами можно было бы продолжить.
Касательно конфликтной ситуации, приведшей к расторжению договоров на
вывоз мусора между ООО <Спецкоммунтехника> и рядом ГУП ДЭЗ районов СВАО,
сообщаем следующее. В соответствии с установленном в городе Москве порядком
(постановление Правительства Москвы от 27.01.98 No 62) формирование объемов
городского заказа по вывозу твердых бытовых отходов с территорий домовладений
находится исключительно в компетенции префектур административных округов и
производится на основе результатов конкурсов, проводимых Управами районов и
Дирекциями единого заказчика. Префектурой СВАО была проведена работа по
урегулированию возникшей конфликтной ситуации (суть конфликта изложена в
публикации в газете <Московская среда>, No 30 11-17.08.04 г. (прилагается).
В частности, префект и первый заместитель префекта округа встречались с
работниками и руководством предприятия ООО <Спецкоммунтехника>, в префектуре
округа состоялось совещание с участием глав Управ районов и руководства ООО
<Спецкоммунтехника>. О результатах разрешения сложившейся конфликтной ситуации
первым заместителем префекта СВАО И.Н. Колесниковым была направлена информация
в аппарат Мэра и Правительства Москвы.
Первый заместитель начальника Управления Н.И. Сомичев
От редакции
Из письма, подписанного чиновником высокого ранга, можно сделать два
вывода:
— система санитарной очистки города развивается чрезвычайно гармонично и
характеризуется весьма высокой эффективностью, проблемные (а тем более
негативные) моменты отсутствуют;
— целый ряд вопросов, отмеченных в резолюции съезда, оставлен без внимания
(зависимость существования коммунальных предприятий от воли чиновников,
игнорирование мнения предприятий и Ассоциации <Мусорщики Москвы> при решении
задач санитарной очистки города), либо на эти вопросы даны ответы-отписки
(совершенствование законодательной базы, разработка концепции, тарифная
политика и др.).
Давайте попробуем вести дискуссию доказательно.
Состояние системы санитарной очистки города характеризуют два критерия:
чистота города (оценивается визуально) и количество захораниваемых отходов
(выражается в процентах от общего количества образующихся ТБО — чем численное
значение критерия ниже, тем выше уровень санитарной очистки города).
Москва на сегодня город чистый — это видно невооруженным глазом. Чистота
обеспечивается своевременным вывозом ТБО из мест их образования. Заслуга в
этом видится и в деятельности коммунальных предприятий, и в развитии
соответствующих производств по выпуску оборудования; велика, естественно,
роль и управляющих структур.
Что касается второго критерия, то на нем придется остановиться подробнее,
ибо именно вокруг него начинаются игры в эффективность системы санитарной
очистки города. Дело в том, что точное количество образующихся в Москве ТБО
неизвестно. Автовесов на свалках и мусоросортировочных станциях (МСС) нет.
Автовесы есть только на двух действующих на сегодня мусоросжигательных
заводах (МСЗ) и мусороперегрузочных станциях (МПС), но и там они задействованы
не всегда.
Лжеинформация о высокой эффективности системы санитарной очистки города
базируется на завышенных цифрах реальной производительности действующих
объектов промышленной переработки ТБО и выделенного вторсырья и заниженных
цифрах реального количества образующихся в городе ТБО. Руководители подотрасли
принимают в расчетах годовое количество ТБО в Москве 3,25 млн. т (в т.ч. в
жилом секторе 2,1 млн. т), — это опубликовано, например, в Концепции обращения
с отходами производства и потребления города Москвы (Постановление
Правительства Москвы от 23.03.04 No 164-ПП). <Промышленной переработке на
трех заводах подвергается 24 % ТБО> — это прозвучало недавно на телепередаче
<Деловая Москва> на ТВЦ (см. <Вестник>, No 10-11 за 2004 г.). Отсюда годовая
производительность заводов составляет аж 780 тыс. т ТБО. Количество собранного
вторсырья, судя по Концепции, находится на уровне 400 тыс. т/год. Отсюда
степень утилизации ТБО достаточно высока — 36,3 %. Иными словами захоронению
на сегодня подвергается 63,7 % образующихся отходов. Совсем неплохо, если бы
это было действительно так!
Давайте сделаем более реалистичную оценку эффективности системы. В
принципе, мы такую оценку уже публиковали. Мы отвечаем за нашу позицию, готовы
выслушать и обсудить все контрдоводы и замечания, готовы отстоять свою точку
зрения. Но никаких возражений до сих пор нет, <система> на контакт не идет.
(Это, между прочим, тоже один из показателей ее уровня). Поэтому придется
повториться.
Приближенно количество ТБО в жилом секторе города можно определить, исходя
из численности населения — около 10 млн. человек, и действующих (но уже 6 лет,
вопреки даже устаревшим правилам, не меняющихся!!) норм накопления ТБО — 262
кг/год или 1,31 м3/год на человека. Принимая, что доля отходов нежилого
сектора Москвы в общей массе ТБО составляет не менее 30 %, можно определить
общее количество ТБО города. Оно составляет, по формальным признакам, не
менее 3,7 млн. т/год. Однако, эту цифру на сегодня следует считать сильно
заниженной по двум причинам: не учитывается многомиллионная армия приезжих,
нормы накопления ТБО у жителей сильно занижены.
Реальную цифру могут дать только экспериментальные исследования (при
условии, что они проводятся объективно). Расчетная оценка может базироваться
на следующем:
— средний годовой прирост объемов образования отходов составляет 3-4 % (см.
<Концепцию>), базовая точка отсчета — 1998 г. (дата разработки действующих
норм — 262 кг/год на человека);
— в европейских городах у одного жителя образуется 350-450 кг/год ТБО (до
500 кг/год), а Москва уже мало от них отличается;
— во многих городах России действующие нормы накопления ТБО заметно выше,
чем в Москве и составляют (м3/год на человека): в Новокузнецке и Кемерово -
1,6, в Петрозаводске — 1,59, в Братске — 1,5, в Новгороде, Череповце, Кирове
и Иваново — 1,4.
Иными словами, в Москве нормы накопления ТБО на 10-20 % ниже, чем в других
российских городах (что противоречит здравому смыслу, ибо в Москве много выше
потребление товаров на душу населения) и по крайней мере на 25-35 % ниже, чем
в европейских городах. Поэтому реально сегодняшняя норма накопления ТБО должна
быть выше на 20-25 %.
Почему нормы накопления ТБО <заморожены> и не корректируются 6 лет, хотя
за этот период они дважды должны были измениться в сторону увеличения (даже
по рекомендациям 1982 г.) — московские чиновники ответ не дают и скорее всего
не дадут. Судя по письму Н.И. Сомичева, в настоящее время нормы накопления ТБО
пересматриваются <для предприятий и организаций Москвы>. А как же для жилого
фонда? Что, нормы <заморожены> навечно? Если это так, то <эффективность>
системы санитарной очистки города будет расти сама собой, почти без усилий!
Только проблема ТБО решаться при этом не будет, что чиновников, видимо, не
очень волнует. С большой степенью вероятности можно считать, что в Москве
ежегодно образуется никак не меньше 5 млн. т ТБО (суммарно в жилом и нежилом
секторе города).
Остается определиться с производительностью двух мусоросжигательных
заводов — МСЗ No 2 и МСЗ No 4 (МСЗ No 3 остановлен на реконструкцию на 3-4
года). По отчетным данным, производительность каждого из действующих заводов
составляет 120 тыс. т/год, суммарно — 240 тыс. т/год. Отсюда на сжигание в
Москве направляется 4,8 % (а не 24 %, как утверждает официальная система!).
Но в действительности и эта цифра завышена почти в два раза. Дело в том, что
МСЗ No 4 (Рудневский завод) как перерабатывающий объект практически не
действует, его запустить на постоянную работу так и не удалось. Скандал с
этим фактом пытаются оттянуть, используя различные методы: создается иллюзия
приема ТБО (но направляются они не на переработку, а на мусороперегрузку),
устраиваются <шоу> для прессы и депутатов МГД с демонстрацией ручной
сортировки ТБО и т.д. и т.п. Но, как говорится, шила в мешке не утаишь и в
недалеком будущем тайное станет явным. Даже если принять, что на Рудневском
заводе удастся (не мытьем так катанием) перерабатывать в обозримом будущем
30-40 тыс. т/год ТБО, то всего в Москве будет сжигаться около 3 % ТБО.
Для определения общей степени утилизации ТБО в Москве необходимо учесть
количество отсортированного и собранного вторсырья.
Судя по Концепции, в качестве вторичных ресурсов в Москве собирается около
0,4 млн. т ценных компонентов ТБО. Эта цифра явно завышена, ибо система
селективного сбора в Москве масштабно не работает: в жилом секторе процесс
находится в зачаточном состоянии (любой москвич ответит — в процессе
селективного сбора он не участвует), а в нежилом секторе извлечение ценных
компонентов, конечно же, еще не достигло 35 %. Поэтому, скорее всего, выход
вторсырья в Москве вряд ли превышает 0,2 млн.т.
Следовательно общая степень утилизации ТБО в Москве — всего 7 % (3 %
подвергаются сжиганию, 4 % — выделяют в качестве вторсырья).
На свалки Подмосковья, как и 30 лет назад, вывозят 93 % от общего
количества образующихся ТБО! Это основной показатель, характеризующий
сегодняшний уровень санитарной очистки города, хотя за последние 8 лет в
Москве построено 9 новых промышленных объектов. Москва вкладывает большие
средства в решение проблемы (из письма Н.И. Сомичева: только в 2004 году
привлечены инвестиции объемом более 350 млн. евро!), но проблема не решается.
Так в чем же заключается динамичное и эффективное развитие системы санитарной
очистки города как подотрасли ЖКХ? Ведь как и 30 лет назад вся <утилизация>
ТБО базируется на функционировании двух МСЗ! И на чем базируется планирование
<снизить к 2010 году долю ТБО, подлежащих захоронению на полигонах Московской
области до 28 %> (в Московской области полигонов нет, есть только свалки -
прим. Ред.), если сегодня захоранивают 93 % отходов? Ни одной стране в мире
не удавалось за 5 лет сократить количество захораниваемых отходов на 65 %.
Грош цена всем прогнозам, если они базируются на подтасовке фактов и
порочной политике! Создавшаяся ситуация, которую с полным основанием можно
назвать критической, во многом является результатом отсутствия в городе научно
обоснованной концепции и стратегии решения проблемы ТБО. Концепция должна дать
ответ на вопросы: как решать проблему муниципальных отходов с наименьшими
затратами и без негативного экологического влияния, как системно объединить
все элементы управления ТБО (сбор, транспортировку, сортировку, переработку,
захоронение), как наилучшим образом реализовать программу ресурсосбережения,
в строительство каких объектов необходимо вкладывать средства. К сожалению,
такой концепции на сегодня нет.
Некорректно выдавать за концепцию управления ТБО документ под названием
<Концепция обращения с отходами производства и потребления города Москвы>,
ибо в нем нет ответов на поставленные вопросы. Он, правда, недавно одобрен
Правительством Москвы, но свое мнение о нем на заседании Правительства очень
четко выразил В.П. Шанцев (см. <Вестник> No 4 за 2004 г.): <Вы (Л. Федоров -
начальник Управления по организации обезвреживания и переработки отходов
производства и потребления города Москвы, — прим. Ред.) ничего нового не
рассказываете. Вы нам агитацию проводите, что это хорошо. Вы объясните нам,
как это сделать! Вы все время нас убеждаете, что отходы надо селективно
сортировать. Что нам надо сделать в городе конкретно?> Ответа на этот вопрос
не последовало, ибо доложенный Л. Федоровым Правительству Москвы документ не
содержал сведений, как оптимизировать в Москве систему управления ТБО, как
решать проблему муниципальных отходов. Зато теперь такой документ можно
использовать как прикрытие при осуществлении <политики по интересам>.
Так может быть поэтому и не допустили к разработке концепции Ассоциацию
<Мусорщики Москвы> (она обращалась к П.Н. Аксенову, Н.В. Павлову еще в
2003 г.) и Московский институт стали и сплавов (Н.И. Сомичев ошибочно посчитал
его участником работы — даже Мэра Москвы чиновники ослушались и близко к
работе институт не подпустили). Очевидно, Управлению был нужен именно тот
документ, который через процедуру утверждения ему удалось провести. А ведь
Ассоциация предлагала рассмотреть альтернативный вариант концепции и
Мосгордума ее поддержала (см. <Вестник> No 3 за 2003 г.). Жизнь показала, что
конкурентная среда в этой сфере напрочь отсутствует. Все вопросы решает узкий
круг лиц, свежие силы не допускаются, мнение предприятий не учитывается,
гласность отсутствует в принципе. Кто и что на это может возразить?
Тоже самое можно сказать и о Законе города Москвы <Об обращении с отходами
производства и потребления>, прошедшем первое чтение в МГД. Новый закон не
способствует в должной мере решению вопросов экологической безопасности
города. Ассоциация <Мусорщики Москвы> выступила по радио, направила в МГД
обоснованные критические замечания (к сожалению, их оставили без внимания):
нет четкости в определениях, неверно сформулирован целый ряд понятий,
некоторые необходимые понятия вообще отсутствуют, закон не обязывает решать
проблему опасных бытовых отходов (и это в то время, когда в Москве строятся
МСЗ!) и не гарантирует правдивую информацию в сфере обращения с отходами, в
законе не устанавливается периодичность пересмотра норм накопления отходов
потребления и регулирования тарифов и т.д. и т.п. (см. <Вестник> No 8-9 за
2004 г.).
Что касается тарифной политики, то хотелось бы отметить, что она должна
являться составной частью планово-экономической политики в системе санитарной
очистки города. Ассоциация <Мусорщики Москвы> никогда не выступала за огульное
повышение платежей населения за ТБО. Тариф во времени должен корректироваться -
это факт, но платежи населения необходимо свести к минимуму, т.е. тариф должен
рассматриваться в контексте с повышением эффективности функционирования
системы санитарной очистки города. Напомним, что платежи населения расходуются
не только на вывоз ТБО, но и на эксплуатацию промышленных объектов города.
Основной резерв повышения эффективности подотрасли — реализация масштабной
программы ресурсосбережения, повышение эффективности капиталовложений,
перепрофилирование ненужных городу объектов. Ассоциация разработала свои
предложения, но их почему-то даже обсуждать никто не хочет. Более того, именно
активная позиция в этом вопросе на коллегии в СВАО в конце марта с.г. вызвала
недовольство зам. Префекта и привела к серьезному конфликту с предприятием
<Спецкоммунтехника> — одного из членов Ассоциации. А ведь всего-то навсего
руководитель предприятия выступил с деловой критикой и дал свои предложения
по организации в СВАО сбора вторсырья!
Зависят или не зависят коммунальные предприятия от чиновников на местах -
вопрос праздный. Однозначный ответ на него дают события в СВАО. Волею
заместителя Префекта СВАО предприятие <Спецкоммунтехника> оказалось в условиях
полномасштабного административного террора. Вот правомочная просьба прекратить
террор и обозначена в резолюции Всероссийского рабочего съезда, направленной
Мэру Москвы и Председателю МГД.
Судя по ответу Н.И.Сомичева и приложения к письму, подписанного
И.Н.Колесниковым, игра чиновниками профессионально ведется <в одни ворота>.
Считаем необходимым отстоять честь, достоинство и, если хотите, жизнь
предприятия <Спецкоммунтехника> и отвести клевету.
По версии чиновника (письмо в Аппарат Мэра и Правительства Москвы от
09.07.04, No 613484), в апреле с.г. ДЕЗы восьми районов СВАО направили
предприятию <Спецкоммунтехника>, с которым у них заключен договор на вывоз
ТБО в 2004 г., <письменные обращения, в которых просили ускорить замену
контейнерного парка>. (Замена устаревшего контейнерного парка предусмотрена
условиями тендера: Протокол No 69-2003/29 заседания конкурсной комиссии в
декабре 2003 г., — прим. Ред.). А предприятие <Спецкоммунтехника>, в ответ
на эти письменные обращения столь безобидного содержания, предложило
расторгнуть договора и заключить новые <на условиях повышения тарифов за
вывозимый мусор>. На переговорный процесс ДЕЗы не пошли и 6 договоров из
8 оказались расторгнутыми с 1 июня с.г. Что и требовалось доказать. В этом,
по версии чиновника, и заключается конфликт, виновата в котором исключительно
<Спецкоммунтехника>, которая и потеряла львиную долю заказов. Вроде бы все
предельно просто и, главное, понятно. Виною всему <акульи аппетиты>
предприятия.
Поражает нежелание чиновника от Префектуры, направившего письмо в Аппарат
Мэра и Правительства Москвы, дать правдивое <разъяснение> по поводу конфликта!
К сожалению, правдивая информация не нашла отражения и в газете <Московская
среда>, на которую чиновник ссылается как на истину в последней инстанции. А
ведь многие газеты (<Округа. Север, Северо-Восток>,
<Московский Мусорщик>, <Известия> и др.) правдиво изложили суть дела. Ответ
<Московской среде> мы направили, возражений мы не получили.
Да, <Спецкоммунтехника> предложила ДЕЗам (письма им переданы 19 мая с.г.)
перезаключить с 1-го июня договора на вывоз ТБО на новых условиях (включая
повышение тарифов). Но ведь это всего лишь ответ на скоординированные
чиновником противоправные действия ДЕЗов, когда все они практически
одновременно (с 16 по 28 апреля с.г.) прислали письма одинакового
ультимативного содержания, предъявив заведомо невыполнимые условия и загнав
тем самым предприятие в тупик. Почему этот факт игнорируется? И что делать
предприятию, когда оно одновременно от всех заказчиков получает
письма-ультиматумы, аналогичные приведенным ниже (для примера взяты ГУПы
ДЕЗ районов Алтуфьевский и Южное Медведково).
Великая сермяжная правда заключается в том, что требование ДЕЗов
противоречат договорным условиям! Согласно договорам, установлены контейнеры
емкостью 0,75 м3; требование тендера закупить и установить в районах новые
контейнеры этого типа выполнено, устаревший контейнерный парк заменен уже
в феврале с.г., т.е. свои обязательства <Спецкоммунтехника> выполнила
(установлено 2100 новых контейнеров: акт приемки-передачи объекта лизинга к
договору лизинга No ДЛ-81/4 от 4,11,2003 г.).
Требование ДЕЗов перейти на контейнеры большего объема — 0,8 м3 и 1,1 м3
не просто противоправно по существу, но и заведомо невыполнимо, поскольку
одновременно требуется замена всех мусоровозов! И может ли
<Спецкоммунтехника> реально выполнить это требование, взятое с потолка?
Откуда взять средства? Вот и пошли ответные письма: хотите новую технику,
вопреки подписанным условиям договоров на 2004 год, перезаключите договора
на новых условиях. У предприятия средств нет, тем более, что оно строит
сортировочный комплекс на кредитной основе. Но ДЕЗы на переговоры даже не
пошли! Они стали <уведомлять> о разрыве договорных отношений. Одно из таких
уведомлений (заметьте: <с согласия префектуры СВАО>!!) приведено ниже.
В итоге <Спецкоммунтехника> незаконно лишилась договоров на обслуживание
6 из 8 территорий, что привело к вынужденному увольнению работников и
сокращению зарплаты. А ведь предприятие обслуживало эти территории много
лет и без существенных нареканий! Т.о., зам. Префекта СВАО, направивший
информацию о конфликте в аппарат Мэра и Правительства Москвы, извратил
факты. К тому же он не счел нужным дать информацию о последующих событиях,
направленных на уничтожение предприятия <Спецкоммунтехника>. Вот их
неполный перечень:
— 7 июня с.г. предприятие лишили рембазы и участка мойки мусоровозов,
расположенных на той же промплощадке (в нарушение инвестиционного контракта
предприятия и города). Рембаза и участок мойки мусоровозов переданы в
аренду предприятию, не имеющему к промплощадке никакого отношения. На
сегодняшний день эти объекты опечатаны, ими никто не пользуется. Работа
<Спецкоммунтехники> в части ремонта автопарка (около 80 единиц техники!)
полностью парализована, качество оказываемых услуг по вывозу ТБО снижается;
— искусственно усложняется повседневная работа (невозможно пролонгировать
договор на аренду земли, отключены все телефоны, самовольно захвачена часть
арендуемого земельного участка другим предприятием и пр.);
— делается все возможное, чтобы не дать закончить строительство
сортировочного Комплекса (между прочим, строительство выполняется по
постановлению Правительства Москвы No 442 от 13 июня 2000 г.).
Парадокс заключается в том, что постоянным нападкам, травле подвергается
предприятие, которое, во исполнение постановления Правительства Москвы,
строит важнейший для города промышленный объект без привлечения бюджетных
средств! По своему содержанию и назначению объект аналогов не имеет!
Считаем, что по сути организованного чиновником конфликта и по сути
реального состояния системы санитарной очистки города в заблуждение введены
Мэр, Правительство Москвы, Префект СВАО и, если хотите, москвичи.
Ответ чиновников на резолюцию Всероссийского рабочего съезда <О ситуации,
сложившейся в системе санитарной очистки г. Москвы>, считаем не просто
отпиской, а стремлением скрыть критическую ситуацию сегодняшнего дня в этой
сфере ЖКХ. От этого страдают дело и люди. Поэтому повторное обращение в
адрес Мэра Москвы и Председателя МГД необходимо.
Прислал: trussia@diala.greenpeace.org, 8 декабря 2004 г.