*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1306, 6 марта 2005 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы
ЭКОЛОГИ ВСЕ ЕЩЕ РАЗМЫШЛЯЮТ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖАХ
Меньше дыма
Штрафы за вредные выбросы могут увеличить
Российские предприятия могут потерять право платить за загрязнение
природы по льготным ставкам. Ростехнадзор предлагает правительству не
давать бизнесменам инвестиционных отсрочек на модернизацию производства.
А чтобы облегчить сбор платежей, ведомство хочет радикально сократить
сам список вредных для экологии веществ.
В электроэнергетике экологические
платежи составляют 0,05% от затрат
предприятий на производство,
в топливной промышленности — 0,04%.
Самая высокая доля затрат на
экологические мероприятия в цветной
металлургии и производстве
целлюлозы — 0,1% и 0,12%.
По данным Минэкономразвития, негативное воздействие на природу в России
оказывают 300 000 предприятий. По закону об охране окружающей среды за это
надо платить. Система экологических платежей, действующая в России с начала
1991 г., предусматривает отчисления в бюджет по 400 видам загрязняющих
веществ. За превышение нормативов размер платежа увеличивается в пять раз.
Региональные чиновники устанавливают для каждого предприятия «временный
индивидуальный норматив» допустимых выбросов. Теоретически, пока он
действует, компания должна инвестировать в природоохранные технологии и
уменьшить загрязнение. На деле же, как признают опрошенные «Ведомостями»
промышленники и эксперты, этого не происходит. По словам директора по охране
природы Всемирного фонда дикой природы Евгения Шварца, временные нормативы,
по сути, позволяют предприятиям беспрепятственно вредить окружающей среде.
В результате в 1994-2004 гг. уровень промышленного загрязнения воздуха, воды
и почвы ежегодно рос в среднем на 5%, констатирует замначальника
департамента Минприроды Амирхан Амирханов.
Решить эту проблему раз и навсегда предлагает Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному контролю (Ростехнадзор). Как
говорится в ее докладе к заседанию правительства (копия есть в распоряжении
«Ведомостей»), временные нормативы для предприятий предлагается отменить.
А экологические платежи предлагается взимать по двум ставкам — нормативной,
установленной для всех, и сверхнормативной. Таким образом, предприятия можно
будет стимулировать к экологически чистому производству, считают авторы
доклада.
Представители Минпромэнерго, Минприроды и Минэкономразвития заявили
«Ведомостям», что их ведомства в целом разделяют предложения службы. При
этом Минэкономразвития, по словам федерального чиновника, знакомого с
ситуацией, считает целесообразным сократить список загрязняющих веществ
более чем вдвое. При этом регионам нужно оставить право расширять список
загрязняющих веществ.
Промышленники встретили идеи Ростехнадзора настороженно. Ревизоры на
местах наверняка будут стараться измерять вредные выбросы в пользу бюджета,
а не предприятий, подозревает глава ярославского «НТМ-Холдинга» Николай
Тонков. «Предложения Ростехнадзора приведут к повышению фискальной нагрузки
на промышленность», — уверен вице-президент «Норильского никеля» и
председатель комитета ТПП по экологии Сергей Алексеев. Лучше бы правительство
отменило нормативные платежи для промышленности, считает он. А главный
эколог «Северстали» Николай Архипов уверен, что список нормативов по
выбросам нужно подвергнуть пересмотру с участием ведущих медицинских
институтов, чтобы предприятия платили за действительно вредные для человека
загрязнения.
Минприроды считает оправданными нормативные платежи за вредные выбросы,
говорит Амирханов: «Главный принцип международного и российского
экологического законодательства — загрязняющий платит». Другое дело, что
предприятия надо не только штрафовать, но и давать им налоговые льготы за
экологические инвестиции, добавляет он. Но таких мер доклад Ростехнадзора
не содержит. А председатель общества «Экозащита» Владимир Сливяк отмечает,
что возможность расширять список вредных веществ на региональном уровне
позволяет компаниям с административным ресурсом использовать новую систему
в целях недобросовестной конкуренции.
Эксперты согласны с идеей сокращения списка загрязняющих веществ. В
мировой практике их список обычно не превышает сотни, говорит Алексеев. К
тому же после административной реформы федеральным ведомствам стало сложнее
контролировать сбор экологических платежей на местах, добавляет Шварц
из ВВФ. О.Проскурнина, «Ведомости», 3 марта 2005 г.