*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1316, 22 марта 2005 г. *
*******************************************************************
Химия на пленере
АММИАЧНЫЙ ТЕРМИНАЛ НА ТАМАНИ ВСЕ СТРОЯТ, СТРОЯТ…
НА ТАМАНИ ПРОШЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ПОВОДУ ЖЕЛЕЗНОГО РОГА
В станице Тамань состоялись общественные слушания по вопросу
размещения на территории Таманского сельского округа в районе мыса
Железный Рог перегрузочного комплекса по перевалке нефти,
нефтепродуктов и сжиженных углеводородов.
Проект перегрузочного комплекса предоставило закрытое акционерное
общество «Таманьнефтегаз», пришедшее в район еще десять лет назад. За это
время ЗАО успело сменить собственника, привести свои инвестиционные
начинания в соответствие с требованиями законодательства и теперь готово
приступить к строительству объектов комплекса.
По планам ЗАО, строительство будет вестись в течение двух лет.
Проектная мощность комплекса — 10,5 миллиона тонн грузов в год.
Предстоит построить 15 резервуаров и 48 емкостей на 100 тысяч тонн
нефтепродуктов. Будет возведена перегрузочная морская эстакада с
рейдовым островным причалом для отгрузки нефти на расстоянии 3,3
километра от берега.
Вместе с тем жители станицы Таманской и близлежащих поселков по ходу
слушаний неоднозначно восприняли предложенный проект. Основной протестный
мотив: инвесторы не выполняют своих обязательств по решению социальных
программ. Используя на территории округа парк большегрузной техники, в
том числе специального назначения, строители мало заботятся о сохранности
дорог, окружающей природной среды, поселковой инфраструктуры — в
частности, в поселке Волна.
Жителей прибрежных населенных пунктов заботит, как строительство
морских эстакад повлияет на миграцию рыб и состояние рыбоводства,
сохранение донной флоры и фауны, а на берегу уникального древнего
культурного слоя.
Многие участники дискуссии предложили инвесторам заключить с
муниципальными властями договоры экономического сотрудничества,
выработать совместную программу решения социальных и природоохранных
проблем округа, чтобы жители окончательно поняли, что на их территорию
пришли не временщики, а созидатели.
«Пресс-служба администрации Темрюкского района», 21 декабря 2004 г.
http://www.yuga.ru/news/44574/index.html
Источник: ies@nc.ru, 15 января 2005 г.
БИТВА ЗА ТАМАНЬ
Как, по логике, осваивать сегодня черноморский берег — главный курорт
России? Cтроить новые гостиницы, чтобы отдыхалось не хуже, чем в Турции?
разбивать виноградники, чтобы делать легкие отечественные вина? не угадали:
лучше соорудить аммиачный терминал.
Миниатюрный пятачок между Черным и Азовским морями, занимающий
всего несколько квадратных сантиметров на карте, давно стал верным
поставщиком горячих новостей. Здесь находится редкий теплый уголок
в вечно заснеженной стране, сюда каждое лето устремляется чуть ли
не каждый третий наш соотечественник. Вопреки логике в благодатном
крае периодически затеваются мегапроекты, грозящие еще сильнее
урезать коротенький список российских курортов.
Некоторое время назад было объявлено о сооружении моста через
Керченский пролив, призванного заменить морально устаревшую
паромную переправу и укрепить дружбу между народами. Несмотря на
то, что патронировать стройку века взялся столичный мэр, дело не
пошло. Возможно, здраво оценив размеры требуемых финансовых
вливаний, авторы идеи поняли, что паром еще не совсем устарел. А
быть может, преувеличенными оказались надежды на интернационализм:
этот вывод напрашивался сам, когда руководство дружественных
государств рассматривало друг друга в морские бинокли под
бдительным оком доблестных украинских пограничников, устанавливающих
колючую проволоку и противотанковые ежи со своей стороны косы Тузла.
Еще одним проектом современности стало строительство терминала
по перевалке жидкого аммиака в районе мыса Железный Рог на
Таманском полуострове. По сути, это сооружение — аналог терминала
по перегрузке нефти на корабли для последующей транспортировки — с
той лишь разницей, что опасность во много раз выше. Аммиак -
сильнодействующее ядовитое вещество, утечка которого может
привести к катастрофическим последствиям.
С самого начала было понятно, что аммиачный терминал — не
ветряная мельница и озонировать черноморский воздух не будет. Но
масштабы сопутствующих инвестиций обещали превратить Тамань — по
лермонтовскому определению, «самый скверный городишко из всех
приморских городов России» — в уездный Монте-Карло. Вот почему
долго строили своим чередом, невзирая на громкие протесты
активистов-экологов и подбадриваемых ими местных жителей.
Основная претензия борцов за свежий воздух, как нетрудно догадаться, -
потенциальная экологическая опасность проекта. Отечественное Черноморское
побережье славится предельно близким соседством курортов с промышленными
центрами, а тут еще и яды… В 20 километрах от стройплощадки — детский
курорт Анапа, чуть дальше — Новороссийск и Геленджик, так что вред от
возможной аварии или теракта (его особо страшатся любители природы) может
быть колоссальным.
Впрочем, сегодня все эти угрозы лишь теоретические, и их можно было
бы списать на слабую психику экологов-правдолюбцев, если бы делом не
заинтересовалась прокуратура. После проведения ряда проверок строительство
решили на время заморозить. Рассказывает прокурор Краснодарского края
Сергей ЕРЕМИН: — Фактически терминал химической компании «Тольяттиазот»
строится с 1999 года. Долго строительство велось без заключения
государственной экологической экспертизы. Начиная с 2001-го в прокуратуру
стали поступать многочисленные обращения — от контролирующих органов,
представителей общественных организаций, депутатов. Провели проверки — и
справедливость жалоб подтвердилась. Строительство велось без разрешений на
строительство, без правоустанавливающих документов на землю, наконец без
заключения государственной экологической экспертизы. В ноябре 2002-го по
протесту прокуратуры было отменено постановление главы администрации края,
разрешающее в виде исключения осуществлять параллельно проектирование и
строительство объекта.
В связи с нарушениями при проведении работ, несоблюдением экологических
требований, правил противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических
нормативов и т.п. не раз выдавались предписания приостановить возведение
терминала. Но ни одно из них не было выполнено. Десятки раз на предприятие
накладывались штрафы, уже выплаченное составляет не одну сотню тысяч рублей.
Без толку: выплачиваемые штрафы несопоставимы с масштабами потерь,
которые произойдут в случае свертывания проекта.
В ответ на все предписания предприятие ограничивалось полумерами.
Например, в свое время на экологическую экспертизу был представлен
предварительный проект комплекса. Только при выезде на место выяснилось,
что части строящихся объектов в этом проекте просто не было… Сегодня
прокуратуру волнуют два момента. Во-первых, ряд объектов комплекса строится
без прохождения экологической экспертизы. Во-вторых, проект прошел
экспертизу в целом, но эксперты требуют определенных доработок по каждому
конкретному пункту. И пока эти требования не будут выполнены, терминал
функционировать не может.
Что же касается полной остановки строительства, есть только один
действенный механизм: решение суда и действия судебных приставов
на основании этого решения.
А.Коробов, «Огонек», 10 января 2005 г.
Источник: ies@nc.ru, 2 февраля 2005 г.
ТАМАНСКИЙ ПОРТ СТАЛ ЦЕНТРОМ КОНФЛИКТА
Власти Краснодарского края останавливают строительство грузового
порта на Таманском полуострове, который должен стать третьим по величине
морским терминалом страны.
Как заявили руководители региона, они не доверяют главному подрядчику
работ, в которые уже инвестированы сотни миллионов евро. Спор хозяйствующих
субъектов грозит обернуться огромными убытками для федеральной казны,
размеры которых оценить пока не берется никто. Репортаж Александра Яковенко.
В летописях эти места называются Тьмутараканью. По прямой через
пролив в Крымский полуостров, слева — Азовское море, справа -
Чёрное. Сегодня эти пустынные прибрежные земли заявлены под один
из самых амбициозных проектов России — строительство нового
торгового порта с нуля. И хотя официальный старт дан только в этом
году, не первый месяц этот проект сопровождают громкие
разбирательства и шумные скандалы.
Инвестиции в один миллиард евро. Таманский порт должен стать
третьим по величине грузовым терминалом страны. Уже следующим
летом у мыса Железный Рог планируют принять первые корабли. Однако
все эти радужные планы поставлены под сомнение. Администрация
Краснодарского края запретила строить одному из главных
инвесторов, чьи эстакады и причалы уже уходят на сотни метров в
акваторию моря.
Александр Гаврилов, заместитель губернатора Краснодарского края
по транспорту, связи и энергетическому комплексу: «Есть
предписание, что ведутся строительные работы на эстакаде. Вопросы
не решены до сих пор. Расчистка морского дна от мин, взрывоопасных
веществ, оставшихся со времен войны, ещё не закончена».
Корпорации «Тольяттиазот» предписали устранить обнаруженные в
результате проверок нарушения, часть из которых исправить уже
невозможно. Например, эстакада, согласно заключению, отклоняется в
сторону на 30 градусов от ранее запланированного. Из восьми
основных инвесторов претензии сегодня предъявляли только самарцам.
Александр Ткачёв, губернатор Краснодарского края: «Я не верю вот
этому человеку, я не верю его компании. И я думаю, что эта,
пожалуй, первый в России случай, когда власть сегодня
останавливает многомиллиардный проект».
В «Тольяттиазот» строительство порта называют своим самым
крупным проектом. 300 миллионов долларов инвестиций — серьезные
деньги, чтобы останавливаться в середине пути. Предъявленные
претензии, по мнению руководства компании, не существенны. Дело в
том, что строят быстрее, чем необходимая документация доходит в
контролирующие комитеты и ведомства.
Владимир Махлай, президент компании «Тольяттиазот»: «Мы свои
все дела делаем в соответствии с нормами, правилами, СНИПами. Всё
у нас решается. Уже полгода мы не работаем. Всё вы видите. Убытки
- колоссальные, в первую очередь Тамани, Краснодарскому краю,
России, государству».
Перевалка грузов неуклонно растет, а пропускные мощности
российских портов практически исчерпаны. В этой ситуации
выигрывают соседние страны. Например, часть грузов вынуждены
отправлять транзитом через Украину.
Вячеслав Рукша, глава федерального агентства РФ по морскому и
речному транспорту: «Если Тамань не успевает вступить в строй,
грузопоток привыкнет к другим терминалам других стран, и ясно, что
эти грузопотоки уйдут».
Каждая из сторон конфликта потрясает цифрами и заключениями
экспертов. К 2015 году мощность нового порта должна составить
более 30 миллионов тонн грузов в год. Но пока в команде инвесторов
согласия нет.
В свете последних скандалов экономисты посчитали не только
возможную прибыль, но и неминуемые убытки. Если порт не будет
построен, то ежегодные потери госбюджета составят более 80
миллиардов рублей.
«НТВ», 16 марта 2005 г. http://smi.kuban.info/article/8835/1013/azot/
Источник: ies@nc.ru, 21 марта 2005 г.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПОРТА В ТАМАНИ ЗАМОРОЖЕНО
Губернатор Краснодарского края не доверяет основному инвестору
проекта — «Тольяттиазоту»
15 марта прошло совещание, посвященное строительству нового
морского порта в районе мыса Железный Рог на Тамани. В ходе него
губернатор Краснодарского края высказал серьезные претензии к
деятельности основного инвестора этого проекта — ОАО
«Тольяттиазот» v и объявил о том, что власти края намерены
передать материалы о деятельности тольяттинского холдинга в Тамани
в прокуратуру.
Проект строительства морского порта по перевалке зерна,
сжиженных углеводородов, аммиака, нефти и нефтепродуктов на
Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог был разработан в
2001 году. Проектная мощность порта к 2015 году должна составить
30 млн тонн грузов в год, таким образом, он может стать третьим по
величине в России. Планируется, что общий объем инвестиций в
проект составит 1 млрд евро. Крупнейшими инвесторами строительства
являются ОАО «Тольяттиазот» и ЗАО «Таманьнефтегаз», которые
планируют вложить в проект по $300 млн.
По словам губернатора края Александра Ткачева, главной причиной
разногласий между краевыми властями и ОАО «Тольяттиазот» являются
предписания различных надзирающих структур, вернее, полное их
игнорирование тольяттинской корпорацией. Так, в ходе строительства
перевалочного комплекса был установлен ряд серьезных нарушений
законодательства, среди них — отсутствие экологической экспертизы,
пользование недрами без лицензии, несоблюдение экологических и
санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами
производства. В результате строительство на этом участке порта
было запрещено. Невзирая на это, «Тольяттиазот» продолжил работу.
Помимо этого, на площадке «ТоАЗа» строятся объекты, не
предусмотренные генеральной схемой развития порта. В частности, в
акватории порта возводятся гидротехнические сооружения без
обследования территории на наличие взрывоопасных предметов.
Как сообщил губернатор края, власти намерены обратиться в
прокуратуру Краснодарского края и передать материалы с указанием
всех имеющихся нарушений. В процессе ожидания судебных решений в
отношении «Тольяттиазота» реализация проекта будет приостановлена.
«В истории России это беспрецедентное решение, когда власти
региона останавливают реализацию очень экономически значимого для
края проекта, — заявил Александр Ткачев. — Но безопасность людей
важнее».
Президент корпорации «Тольяттиазот» Владимир Махлай, который
также присутствовал на заседании, оставил выступление губернатора
без комментариев. Между тем эксперты считают, что на самом деле
конфликт между властями края и «ТоАЗом» — лишь обратная сторона
медали разногласий между двумя крупнейшими инвесторами проекта,
«Тольяттиазотом» и «Таманьнефтегазом». Есть информация, что
тольяттинская корпорация построила причал без согласования с
другими участниками проекта, и пострадал от этого, прежде всего,
«Таманьнефтегаз». Эта компания ведет строительство на соседнем
участке побережья, и в результате «самодеятельности» «ТоАЗа» для
нее выход в акваторию порта оказался закрыт. Власти Краснодарского
края приняли сторону местной компании, и во избежание новых
«творческих порывов» «ТоАЗа» было принято решение отстранить
корпорацию от проекта.
И.Кудряшова, «Репортер» (Самара), 18 марта 2005 г.
http://www.volgapolitinfo.ru/news_priv/3729/
Источник: ies@nc.ru, 21 марта 2005 г.