UCS-INFO.1330

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1330, 24 апреля 2005 г. *
*******************************************************************
Опасная химия
28 апреля — День химической безопасности

ОБЖ — УЧЕБНИК ДЛЯ СОЛДАФОНОВ И ПУТАН?

Он учит воинским премудростям и интиму СРЕДИ множества школьных
предметов есть нечто, именуемое сокращенно «ОБЖ».
Официально название расшифровывается как «Основы безопасности
жизнедеятельности». Правда, сами школьники предпочитают варианты «Охрана
беременных женщин» или «Общество больных животных». Насколько нужен этот
предмет и что на самом деле кроется за этими тремя буквами — ОБЖ? В этом
попыталась разобраться корреспондент.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе по
инициативе МЧС. Совместно с Минобразованием России были разработаны общие
требования и стандарты, выпущены учебники. На сегодняшний момент существует
несколько вариантов учебников по ОБЖ. Среди них есть и хорошие и, как
говорится, не очень.
Липецкие школьники осваивают премудрости ОБЖ по учебному комплекту
авторов Смирнова, Фролова, Литвинова и др. издательства ACT. Но учит этот
учебник чему угодно, только не «безопасности жизнедеятельности». Вот, к
примеру, с чего начинается ОБЖ для 8-го класса.
Во введении ненавязчиво объясняется, почему в нашей стране безопасность
на очень низком уровне. «Еще нередко, — сетует учебник, — встречаются люди,
забывчивые, невнимательные, безответственные, недисциплинированные, а иногда
просто неграмотные в вопросах …обеспечения своей безопасности». Ну надо же,
какие нехорошие! Но ведь дело не только в плохой памяти да пофигизме тех,
кто не дорожит своей жизнью. И авторы учебника это понимают: «Да и уровень
используемых технических решений еще не всегда соответствует международным
стандартам безопасности». «Поэтому, — признаются они, — мы порой отстаем от
передовых стран по уровню обеспечения своей жизнедеятельности». И вот именно
поэтому, оказывается, «отдельные виды отечественной промышленной продукции
не находят сбыта на международных рынках». Это как понимать? Что наши
противогазы за границей не раскупают? Неясно и то, каким образом все это
вяжется с основным содержанием учебника, почти целиком посвященного различным
авариям и катастрофам. Вместо того чтобы обезопаситься от «чрезвычайных
ситуаций», восьмиклассники, добросовестно делающие уроки, учатся
классифицировать ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий,
зубрят таблицу, где подробнейшим образом расписаны виды и подвиды аварий,
пожаров, СДЯВ и ХОО (сильнодействующих ядовитых веществ и химически опасных
объектов — прим. авт.).
Ну скажите, зачем 13-летним подросткам заучивать названия, которые и
выговорить-то невозможно: нитрилакриловая кислота, треххлористый фосфор или
водород мышьяковистый? И это при том, что химию они учить только-только
начали! О языке, которым излагается информация, хочется сказать отдельно.
Не замечали, как речь военных отличается от речи обычных людей? До смысла
сказанного надо продираться сквозь дебри казуистики и официозных штампов.
Так и учебник ОБЖ надо еще переводить на нормальный человеческий.
К примеру, насколько понятна такая фраза: «Источником травм является
также неправильная организация занятий физической культурой и спортом,
нарушение правил оборудования спортивных помещений и т.д.»? Умиляют и
задания, какие даются в учебнике. Например, после параграфа «Основные
причины аварий и катастроф» ребятам предлагается объяснить пословицы:
«Беда не ходит одна», «Не ищи беды: беда сама тебя сыщет», «Придет беда -
растворяй ворота», «Коль быть беде, то не минуешь» и т.д.
Думается, все эти и особенно последнее народное изречение здесь очень
уместны!
Запуган — значит защищен?
Из учебника 9 класса (он продолжает эту линию) ребятам предстоит узнать,
сколько в РФ ежегодно регистрируется разнообразных опасных случаев, к каким
физическим и психическим травмам они приводят. Приводится таблица с подробным
перечислением опасных ситуаций и их последствий: от порезов и ушибов до
депрессии и самоубийства. Заучивание этого перечня, по мнению авторов,
помогает лучше переносить экстремальные ситуации и выходить из них с
наименьшими потерями. А ведь изучение простейших методов спасения и не на
теории, а на практике было бы куда более полезным! Чтобы в случае этой самой
экстремальной ситуации, не дан бог, конечно, ученик представлял себе не эту
таблицу «с последствиями», а твердо знал, как ему поступать, где в школе
находятся средства индивидуальной защиты, и умел ими воспользоваться. Но
вместо практических советов девятиклассникам предлагается узнать, как год от
года повышается ядерная безопасность, каковы поражающие действия хлора,
фосгена и других токсичных химических веществ. И уж совсем любопытен и
познавателен раздел «Правовые основы военной службы». Из него 13-летние
мальчишки узнают, каким шифром пользуются врачи военкомата. «А» — годен к
военной службе, «Б» — годен с незначительными ограничениями и т.д.
Кажется, что авторы учебника просто перепутали адресатов своей «науки».
Курс на милитаризм Содержание учебников ОБЖ для 10-11 классов почти
целиком и полностью посвящено обороне государства е ее организации.
Безусловно, будущие призывники должны быть знакомы с историей создания и
развития Вооруженных сил России. Но изучать подробно структуру, описание
видов Вооруженных сил, рядов войск и управление ими? Ну зачем
десятиклассникам знать порядок проводов военнослужащих, увольняемых в запас
или отставку? И уж совсем непонятно, с какой целью одиннадцатиклассникам
приходится заучивать, как происходит освидетельствование граждан при
первоначальной постановке на воинский учет или организация прохождения
профессионального психологического отбора. Это очень похоже на должностную
инструкцию для работников военкомата. Но какая здесь связь с основами
безопасности жизнедеятельности, нормальному человеку не понять. Зато
нетрудно догадаться, зачем рассказывается об особенностях военной службы,
распорядке дня, количестве отпуска и т.д. Видимо, авторы учебника уверены,
что, получив аттестат, ученики сразу же пойдут в армию и свяжут с ней жизнь.
Правда, внимательно изучившие параграф «Социальная защита военнослужащих»
этого, скорее всего, не сделают. В этой главе на двух страницах подробно
описывается, чем обеспечивались офицеры русской армии конца XIX века, зато
нет ни слова о сегодняшней системе льгот. Да ведь и льгот-то нет!
Интим предлагать
Очевидно, что основную задачу — учить основан безопасности
жизнедеятельности, авторы учебника понимают весьма своеобразно. Но, как
оказалось, им далеко до ГОМЦ «Школьная книга», выпустившего более
«продвинутый» учебник. В него, видимо, тоже с точки зрения безопасности
жизнедеятельности, включили раздел, посвященный интимным отношениям
подростков. Девятиклассникам, в частности, предлагается тест, призванный
помочь разобраться в вопросе о «месте сексуальности во взаимоотношениях
юноши и девушки». Один из вопросов звучит так: «Сколько времени тебе нужно
общаться с избранником (избранницей), прежде чем ваши отношения станут
интимными? Варианты ответа: а) один вечер; б) пока я не полюблю его (ее);
в) пока не начну доверять ему (ей). Вот так!
Авторы даже не сомневаются в том, что не все дети в этом возрасте
вступают в эти самые интимные отношения!
«Липецкая неделя» (Липецк), 3 ноября 2004 г.

Комментарии запрещены.