UCS-INFO.1358

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1358, 8 июля 2005 г. *
*******************************************************************
Нефть и люди

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛУКОЙЛА

РОССИЯ
СОСЕДИ — ЖЕРТВЫ ДОБЫЧИ НЕФТИ ПО-ЛУКОЙЛОВСКИ
ПАВЛОВСКИЕ ДЕТИ — ДЛЯ ДЕТСКОЙ ЭКОПАТОЛОГИИ. В пятницу 1 июля семерых
детей из деревни Павлово Ординского района привезли в Пермь, в Институт
детской экопатологии, для обследования. Здесь они остаются на 2 недели.
Анализы, сделанные им в районной Ординской больнице, оказались очень
плохими.
Часть родителей не отдали своих детей институту, поскольку не доверяют
его врачам — павловцы хорошо помнят, как на предыдущем этапе павловской
эпопеи те выступали в один голос с <Лукойлом> и пытались убедить жителей в
том, что тяжёлые заболевания детей — следствие <плохого питания и немытых
рук>.
В ходе первоначального осмотра при поступлении детей в институт
выявилось, что у них сильно размягчена печень. Жители Павлово давно
заметили, что в их деревне даже у молодых заколотых животных печень
оказывается в полуразжиженном состоянии. Вообще, животные в Павлово
постоянно тяжёло болеют наравне с людьми: у коз, кроликов, собак часто
течёт жёлто-зелёная жидкость изо рта, очень большая их часть погибает.
Агентство <Перископ, источник: souzperm@mail.ru, 1 июля 2005 г.

АЗЕРБАЙДЖАН
Сплошное разочарование
«ЛУКОЙЛ» может покинуть еще один проект в Азербайджане
Ожидания «ЛУКОЙЛа» обнаружить значительные запасы нефти в рамках
проекта «Ялама» на азербайджанском шельфе Каспия могут не оправдаться.
Первая пробуренная компанией разведочная скважина не принесла
положительного результата. Азербайджанские нефтяники ожидают, что
теперь российская компания может выйти из проекта. Но в «ЛУКОЙЛе» с
выводами не спешат и предлагают дождаться итогов бурения второй
скважины.
«ЛУКОЙЛ» пробурил на Яламе первую скважину на глубину 4400 м при ее
проектной глубине 4500 м. Как сообщил вчера Reuters со ссылкой на
представителя ГНКАР, в ходе бурения вскрывались небольшие объемы
углеводородов, не представляющие коммерческого интереса для компании.
Поэтому представитель ГНКАР предположил, что «ЛУКОЙЛ» может закрыть
этот проект. По его словам, в ближайшее время российская компания
начнет на скважине каротаж — оценку ее продуктивности, а затем
зацементирует ее.
Это первая из двух обязательных скважин, которые «ЛУКОЙЛ» должен
пробурить на Яламе согласно условиям проекта. Компания затратила на
нее более $50 млн из-за геологических и технических сложностей.
В российской компании, однако, считают, что делать окончательные
выводы о судьбе проекта преждевременно. Пресс-секретарь «ЛУКОЙЛ
Оверсиз» (100%-ная «дочка» «ЛУКОЙЛа», оператор его зарубежных
проектов) Григорий Волчек говорит, что, пока не проведен каротаж
скважины, выводы делать нельзя. А эта работа будет завершена лишь
осенью.
Проект «Ялама» политически важен для «ЛУКОЙЛа». Когда в 2002 г. он
продал японцам свою долю в проекте «Азери — Чираг — Гюнешли» (АЧГ), в
Азербайджане пошли разговоры о том, что «ЛУКОЙЛ» уходит из этой
страны. Между компанией и властями возникла напряженность,
выразившаяся, в частности, в налоговых претензиях по АЧГ на сумму
$250 млн. Компромисса стороны достигли в результате подписания в
2003 г. дополнительных соглашений по Яламе. Как признавал президент
ГНКАР Натик Алиев, они дали возможность Азербайджану дополнительно
получить с «ЛУКОЙЛа» $156 млн. При этом руководители «ЛУКОЙЛа»
неоднократно заявляли, что расширение их участия в Яламе — залог того,
что в Азербайджан они пришли всерьез и надолго.
Еще один азербайджанский проект — сухопутное месторождение Говсаны -
Зых «ЛУКОЙЛ» после многолетних проволочек в освоении покинул в феврале
этого года. В качестве причин называлась истощенность недр
месторождения. Кроме того, «ЛУКОЙЛу» не нравилась перспектива при
общей стоимости проекта $250-300 млн потратить около $100 млн на
решение экологических проблем.
Таким образом, если «ЛУКОЙЛ» откажется и от Яламы, у него останется
только один добывающий проект в Азербайджане — 10% участия в
разработке газового месторождения Шах-Дениз с объемом инвестиций более
$4 млрд.
Аналитик «Совлинк Секьюритиз» Лев Сныков говорит, что Ялама играет
важную роль во взаимоотношениях «ЛУКОЙЛа» с азербайджанскими властями.
Поэтому компания пойдет на закрытие проекта и списание в убыток
затраченных средств только в крайнем случае.
«Ведомости», 26.05.2005

КАЗАХСТАН
НОВОСТИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ. КАЗАХСТАН (30.06.2005)
Результаты бурения первой разведочной скважины (КазМунайТениз и
ЛУКОЙЛ Оверсиз) на морском участке Тюб-Караган показали полное
отсутствие углеводородов.
17 июня
«Золотой сон» нефтяных компаний о гигантских запасах углеводородов в
недрах Каспийского моря заканчивается неприятным пробуждением. После
затяжной се-рии остановленных проектов в Азербайджане неудача постигла
и операторов в казахстанской части моря. Возможно, теперь иностранным
инвесторам придется с большим вниманием изучать нефтяные возможности
Восточной Сибири, а не Восточного Каспия.
Разочарование принесли результаты бурения первой разведочной скважины
на участке Тюб-Караган. Вскрытие предположительно продуктивного пласта
на глу-бине 2427 метров обнаружило глину и показало полное отсутствие
углеводородов. Проектная глубина скважины должна была составить 2500
м, но после полутора месяцев работ с платформы «Астра» подрядчик -
компания «ЛУКОЙЛ-Шельф» — готовит ее к перемещению на новое место.
Между тем вероятность коммерческо-го открытия оценивалась участниками
проекта как высокая, а само оно планиро-валось на нынешний год.
Проект «Тюб-Караган» осуществляет с января 2004 г. на условиях СРП
компания «Тюб-Караган Оперейтинг Компани Б.В.», образованная в равных
долях «КазМу-найТениз» и «ЛУКОЙЛ Оверсиз», дочерними организациями
Национальной ком-пании Казахстана «КазМунайГаз» (КМГ) и российского
гиганта ЛУКОЙЛ. «Каз-МунайТениз» является оператором, а ЛУКОЙЛ несет
все затраты в разведочный период. Запасы Тюб-Карагана российские и
казахстанские геологи оценивают в 324 млн т и 64 млрд кубов газа.
Успешное открытие на Тюб-Карагане могло бы подтвердить высокие
перспекти-вы Бозашинской зоны с ресурсной базой в 1 млрд 450 млн т
условного топлива в средней части казахстанского сектора Каспийского
моря (КСКМ). Провал проекта повлечет за собой падение инвестиционного
интереса к этой части моря. Неудача с бурением первой скважины, вроде
бы, означает только окончание многолетней беспроигрышной серии
разведочного бурения на Северном Каспии. Но, похоже, проблема
обнаружения здесь новых запасов углеводородов имеет куда более
серьезный характер.

http://www.caspinfo.ru/data/2005.HTM/002173.HTM

ЕВРОПА
ЕВРОПЕЙСКИХ ИНВЕСТОРОВ ПРИЗЫВАЮТ ОКАЗАТЬ ДАВЛЕНИЕ НА <ЛУКОЙЛ>
Экологи из России, Германии и Литвы хотят внедрения более жестких
экологических стандартов со стороны европейских банков, инвестирующих в
нефтедобычу в России.
С 7 по 15 апреля по инициативе группы Экозащита! в Западной Европе
проходит серия встреч между экологами и представителями частных банков, а
также политиками. Группа экологов пытается привлечь внимание инвесторов к
опасному проекту компании <ЛУКОЙЛ> по добыче нефти на шельфе Балтийского
моря, который финансируется благодаря европейским инвестициям. Помимо этого,
экологи ставят своей задачей добиться ужесточения экологических требований
со стороны европейских инвесторов к проектам по добыче нефти в России.
Необходимость такого ужесточения связана с тем, что контроль государства за
соблюдением экологических норм в нефтяной отрасли сегодня практически
отсутствует. В рамках тура экологи посетят Берлин, Дюссельдорф, Франкфурт,
Мюнхен, Страсбург, Париж и Амстердам. Тур организован при поддержке немецких
экологических организаций Urgewald и Institut Sudwind.
Европейские банки в последние годы выделили немало кредитов российской
нефтяной компании <ЛУКОЙЛ>. Благодаря этим средствам, компания начала
осуществление проекта добычи нефти на месторождении Д6. По мнению экологов,
проект ставит под угрозу существования уникального уголка природы России и
всей Европы — национального парка <Куршская Коса>, внесенного в список
Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 2000 г.
<ЛУКОЙЛ> заблокировал попытку провести независимую экспертизу по Д-6, а
во время общественных слушаний нарушил все мыслимые законодательные нормы
по информированию граждан. Но компания так и не была за это наказана, -
рассказывает Александра Королева, сопредседатель группы <Экозащита!>, биолог
и лауреат <Премии Балтийского моря> за многолетнюю работу по защите
Балтики. — Предельно ясно, почему <ЛУКОЙЛ> боится показать документы
независимым экспертам — план ликвидации разливов нефти не выдерживает
никакой критики. Он рассчитан исключительно на благоприятную погоду, хотя
большинство дней в году на Балтике тяжелые погодные условия. Если же
разлитая нефть достигнет берега, то <ЛУКОЙЛ> вообще ничего не будет делать -
бремя по очистке ляжет на местный бюджет, в котором средств для ликвидации
аварий не предусмотрено>.
<ЛУКОЙЛ> популярен у европейских банков. Например, западногерманский
WestLB одалживает компании крупные суммы каждый год, начиная с 1999 г. В
2003 г. консорциум частных банков, среди которых были немецкие Deutsche Bank,
HypoVereinsbank, Commerzbank, DekaBank, DZ Bank, Dresdner Bank, Bayerische
Landesbank и Landesbank Hessen-Thueringen, голландский ABN AMRO и другие,
выдал компании $765 млн. Большинство этих банков встречаются с экологами,
чтобы выслушать их претензии.
Помимо встреч с представителями банков, экологи встретятся с Балтийской
рабочей группой Европарламента. В 2004 г главы правительств Дании, Швеции,
Эстонии, Латвии и Литвы выразили озабоченность опасной деятельностью
<ЛУКОЙЛа> в Балтийском море. Ранее члены Парламентской Ассамблеи Совета
Европы (ПАСЕ) из 8 стран сделали заявление в связи с высоким риском
необратимых последствий для Куршской косы в случае аварии на Д6. ЮНЕСКО
потребовало от Литвы и России согласовать договор о совместной оценке
влияния на окружающую среду, угрожая, в противном случае, начать процедуру
исключения косы из списка Всемирного Наследия.
<Одно из наших предложений состоит в том, чтобы Европейский Союз
выступил контролирующей стороной в процессе согласования и выполнения
российско-литовских договоренностей. Об этом пойдет речь на встрече с
членами Европарламента>, — говорит Регина Рихтер из немецкой экологической
организации Urgewald, принимающая участие в переговорах с банками.
В июле 2004 <ЛУКОЙЛ> начал эксплуатацию на месторождении Д6, где
планируется добывать до 600 тыс. тонн нефти в год. Возможный разлив нефти
вблизи Куршской косы может привести к интенсивному загрязнению как
российского, так и литовского берега, что нанесет непоправимый вред крайне
уязвимой экосистеме косы, растянувшейся на 98 км. Несмотря на то, что добыча
нефти ведется всего в 9 км от российско-литовской границы, <ЛУКОЙЛ> не
проводил каких-либо оценок трансграничного воздействия проекта, что является
нарушением нескольких европейских конвенций.
<В 80-х проект был заморожен из-за массовых протестов населения, но
сегодня он стал возможен, благодаря европейским инвесторам. При разливе на
Д6 нефть достигнет Куршской косы меньше, чем за 12 часов. В любой книге о
нефтедобыче вы найдете слова о том, что разливы нефти возможны. Вот почему
такой проект нельзя начинать вблизи Всемирного Наследия>, — считает
Александра Королева.

http://www.inosmi.ru/translation/218715.html

А.Милованов, пресс-служба группы Экозащита!.
ecodefense@ecodefense.ru; 11 апреля 2005

Комментарии запрещены.