*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1361, 16 июля 2005 г. *
*******************************************************************
Как живешь, город?
В МОСКВЕ ПРИНЮХАЛИСЬ К ВОЗДУХУ МЕТРО
Опасная статистика московского метро
Московское метро — не самое полезное для здоровья место в городе. Это
подозрение в очередной раз подтвердили результаты исследований
Госсанэпиднадзора. Еще больше его усилили полученные «Газетой.Ru»
комментарии специалистов.
Обнародованная в начале июля «Санитарно-гигиеническая характеристика
московского метрополитена» (http://www.gsen.ru/doc/letter/sp_290605.html)
содержит информацию о составе воздуха, уровне шума, санитарном состоянии
вагонов и станций, условиях труда работников подземки. Прокомментировать то,
что стоит за приведенными в этом документе данными, редакция «Газеты.Ru»
попросила специалистов-экологов.
Химические исследования взятых в метро проб воздуха показали превышение
предельно допустимой концентрации двуокиси азота, а также окиси и двуокиси
углерода. Зафиксировано и нарушение санитарных норм по содержанию пыли. Как
объяснили в Центре экологической оценки «Эколайн», оксиды азота и углерода
не являются специфическими для метро загрязняющими веществами, они попадают
сюда с поверхности.
Вентиляционные шахты метро расположены вдоль автомагистралей, и
отравленный транспортными выбросами воздух спускается в тоннели.
27 самых «грязных» станций (превышение ПДК в 1,4 раза) как раз и
находятся в центре города вблизи автодорог и привокзальных площадей.
«Ситуация на поверхности даже хуже, — заявила председатель комиссии по
экологической политике Мосгордумы Вера Степаненко. — Показатели, которые
ежедневно фиксирует Мосэкомониторинг вблизи автодорог, превышают ПДК более,
чем в 2 раза. В последние годы при строительстве новых участков метро выходы
вентиляционных шахт делали уже в районах природных объектов, и поэтому здесь
ситуация несколько лучше. Глобальное же решение проблемы связано с решением
вопросов качества нашего автотранспорта. Сегодня его вклад в загрязнение
московского воздуха составляет 87%. А вот в Европе, кстати, такой проблемы
нет».
Нет в Европе и другой нашей проблемы — с очисткой и фильтрацией
поступающего с поверхности воздуха.
Во всем мире вентиляция в метро принудительная. А у нас — естественная,
то есть воздух перегоняется за счет движения поездов. По мнению председателя
экспертного совета по экологии при Мосгордуме Андрея Фролова, фильтры на
вентиляционные камеры можно ставить только в том случае, если воздух
нагнетается принудительно. При существующей же в московском метро системе
это приведет лишь к тому, что вентиляция вообще прекратится. Более того, как
считает Андрей Фролов, сегодня
гораздо острее, чем вопросы загрязнения воздуха стоит проблема его нехватки.
«Большой плюс естественной вентиляции — ее экономичность, — говорит
господин Фролов. — Но ведь при прекращении движения поездов прекращается и
циркуляция воздуха. На случай аварии в метро должна быть автономная
вентиляция, работающая от аварийных источников питания, у нас же нет даже
этого. Мина замедленного действия под метро была заложена еще в 30-х годах,
и несмотря на то, что сегодня на модернизацию системы вентиляции в метро
потребуются колоссальные средства, ее все равно надо начинать. Но, к
сожалению, даже после майской энергоаварии не появилось понимание того, что
это жизненно необходимо».
Впрочем, даже без энергоаварии большинство пассажиров метро, особенно на
глубоких станциях, ощущают нехватку кислорода. По мнению Веры Степаненко,
сегодня существуют достаточно эффективные технологии очищения воздуха в
закрытых помещениях и насыщения его кислородом, и появление в метро
специальных ионизаторов могло бы немного улучшить ситуацию. Как рассказали в
санитарной службе метрополитена, кое-какие шаги в этом направлении уже
предпринимаются, но пока несколько ионизаторов, установленных в порядке
эксперимента в переходе между кольцевой и радиальной станциями «Павелецкая»,
не дали ожидаемого результата. Предполагается, что была допущена ошибка в
расчетах, сама идея ионизации воздуха сомнению пока не подвергается.
Еще одна беда нашего метро — пыль (превышение ПДК до 1,2 раза), вместе с
которой в человеческий организм попадает до 40% вредных веществ.
По словам Андрея Фролова, через воздухозаборники в метро летит сажа от
автомобилей, песок, соль, которой посыпают улицы зимой, и, конечно же,
отходы производственной деятельности. Как отмечено в
«Санитарно-гигиеническая характеристике московского метрополитена»,
«продолжается строительство объектов в санитарно-защитной зоне наземных
вентиляционных киосков без согласования с метрополитеном и
Госсанэпиднадзором».
Вдобавок ко всему метро еще и плохо убирается. Сотрудники
Госсанэпиднадзора зафиксировали «факты неудовлетворительного качества уборки
станций и нарушения санитарно-эпидемиологического режима». В частности, при
уборке не соблюдается дозировка дезинфекционных средств. По существующим в
метро нормам, запрещается также использовать хлоросодержащие моющие средства.
Но несмотря на все запреты, люди пользуются тем, что есть у них под рукой.
Уровень шума, издаваемого приближающимися поездами, превышает предельно
допустимый на всех обследованных станциях.
На самых шумных из них максимально допустимые показатели перекрыты почти
на треть. Новые модели метропоездов — менее «шумные» и по многим показателям
даже приближаются к европейским стандартам. Но таких поездов — единицы.
Поездка же в привычном всем старом поезде, если она длится более 30-40
минут, как считают эксперты, способна реально навредить здоровью.
Самая же грустная часть «Санитарно-гигиенической характеристики
московского метрополитена» касается условий труда.
В столичной подземке обнаружены все возможные нарушения санитарных правил
и требований к микроклимату производственных помещений.
Работники машинных залов трудятся в условиях плохой вентиляции и
повышенной на 5-6 градусов сверх нормы температуры воздуха, а концентрация
смешанной пыли здесь превышает ПДК от 1,6 до 9,7 раз. Увеличение температуры
воздуха (а замеры делались зимой и весной) отмечено даже на некоторых
контрольно-пропускных пунктах и в кабинах дежурных по станции.
Для полноты картины можно еще добавить вызывающее многие профессиональные
заболевания воздействие электромагнитных полей и скапливающегося под землей
радиоактивного газа радона — и тогда 40-минутное пребывание в подземке в
качестве пассажира уже не будет казаться таким страшным.
И.Резник, 13 июля 2005 г., <Газета.Ru>.
http://www.gazeta.ru/realty/2005/07/08_a_312027.shtml