UCS-INFO.1397

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1397, 11 октября 2005 г. *
*******************************************************************
Дела водяные

НАВОДНЕНИЯ — ИСКУССТВЕННЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ. МИТВОЛЬ В ПРИДАЧУ

МИТВОЛЬ В МОСКВЕ: БУДЕМ ЗАТАПЛИВАТЬ
Митволь затопит Москву
Росприроднадзор не знает, как еще выжить дачников
Будущей весной на берегах Москвы-реки ожидается искусственное наводнение.
В Федеральной службе по надзору в сфере природопользования нашли способ убить
сразу двух зайцев — очистить Москву-реку и избавиться от незаконных, по
мнению чиновников, прибрежных построек.
Открыть шлюзы
В Росприроднадзоре уверяют, что Москва-река очень загрязнена и предельно
допустимая концентрация нефти превышена в 80 раз, а свинца — в 40 раз. Как
сказал заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь, «если сейчас оставить
все как есть, то Москва-река через какое-то время просто сгниет и превратится
в болото». Для очистки предполагается открыть шлюзы, увеличив тем самым
объемы сбросов воды через Московский гидроузел. Скорость течения увеличится,
и все токсичные отложения будут вымыты из реки.
По словам Олега Митволя, ничего нового в таком методе нет. «До 2000 года
два раза в год открывались шлюзы чуть выше Москвы и таким образом Москва-река
промывалась. И вообще такой метод очистки — это распространенная мировая
практика», — рассказал Митволь «Газете».
Он также отметил, что работы по очистке реки ничего не будут стоить
государству. По словам Митволя, чистить Москву-реку будет Федеральное
агентство водных ресурсов. Однако в пресс-службе агентства «Газете»
объяснили, что все не так просто: для принятия решения о том, кто будет
исполнять инициативу Росприроднадзора и будут ли вообще ее исполнять, нужно
коллегиальное согласие нескольких ведомств.
Речнику предложили поплавать
Олег Митволь объяснил «Газете», что пять лет назад открывать шлюзы
перестали из-за того, что по ходу движения воды есть поселки, в которых живут
«уважаемые люди», которые, безусловно, начали бы сопротивляться затоплению.
Например, среди потенциальных жертв наводнения — поселок Речник, где
сотка стоит около 30 тыс. долларов, а средний коттедж площадью 300 кв. м
можно приобрести за миллион долларов. Но это не останавливает
Росприроднадзор: Митволь утверждает, что поселка Речник даже нет на карте
и он не может отвечать за владельцев назаконнопостроенных коттеджей. Он
подчеркивает, что специально предупреждает жителей о весеннем наводнении
заранее и у них будет полгода, чтобы вывезти свои вещи и как следует
подготовиться.
Просто пиар
Олег Митволь не слишком скрывает, что желание очистить реку объясняется
скорее желанием «смыть» упорных дачников. Не секрет, что попытка неистового
природоборца по сносу коттеджей в деревне Пятница до сего дня ограничилась
лишь одним щитовым домиком — у его хозяина не выдержали нервы и он сам дал
согласие на разборку. И хотя вчера Мособлсуд подтвердил решение
Солнечногорского суда о правомочности сноса коттеджей, до реального
уничтожения поселка еще далеко. А ведь в Пятнице живут, наверное, одни из
самых незнатных обитателей московских берегов.
Между тем к идее «смыва» незаконных построек скептически относятся и сами
чиновники. В департаменте природопользования Москвы считают, что идея Митволя
не слишком эффективна. «Нам непонятно, как именно Митволь собрался чистить
воду. По-видимому, ему придется открыть водохранилища, где хранится питьевая
вода. А чистить Москву-реку питьевой водой — не самое лучшее решение», -
сказали «Газете» в департаменте.
По мнению аналитиков, инициатива Росприроднадзора — чистой воды пиар. «Я
сильно сомневаюсь, что, во-первых, вода поднимется настолько, чтобы снести
дома, а во-вторых, что это вообще будет сделано. Это скорее всего обычный
пиар Росприроднадзора», — объяснил «Газете» представитель компании
«Миэль-Усадьба» Евгений Иванов.
В Федеральном агентстве водных ресурсов тоже считают, что никакого
наводнения Митволю устроить не удастся.
И.Осиновская, «Газетa», 11.10.2005 г.

http://gzt.ru/society/2005/10/10/214631.html

Росприроднадзор приступает к водным процедурам
Олег Митволь готов затопить незаконно построенные на берегу Москвы-реки
дома охрана природы
Вчера замглавы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзор) Олег Митволь начал наступление на владельцев домов,
незаконно построенных на берегах Москвы-реки в черте города. Господин
Митволь пригрозил затопить их, открыв весной 2006 года по договоренности с
Федеральным агентством по водным ресурсам шлюзы на реке. Как подтвердили Ъ
в «Мосводоканале», шлюзы действительно могут быть открыты для проведения
очистки речного дна, но прибрежные строения при этом, скорее всего, не
пострадают.
Вчера руководитель Федерального агентства по водным ресурсам Рустэм
Хамитов и замглавы Росприроднадзора Олег Митволь приняли совместное решение
предстоящей весной провести очистку устья Москвы-реки. «По результатам
анализа проб воды и ила выяснилось, что большая часть загрязняющих веществ
находится в донных отложениях,- сообщил Ъ господин Митволь.- Существует
старая методика промывки устья реки путем открытия шлюзов и увеличения
скорости течения воды. Она и будет применена весной следующего года». До
2000 года такой способ очистки применялся регулярно. «С тех пор на берегах
Москвы-реки, в водоохранной зоне, где строительство запрещено, было построено
множество дач»,- добавил чиновник, дав понять, что именно их владельцы
добились отмены очистных работ. Господин Митволь пояснил, что если шлюзы
откроют, то незаконно построенные дома затопит. «Уровень воды поднимется на
один-два метра, причем больше всего это будет ощущаться в районе Крылатского,-
сказал он.- В этом районе есть дома, построенные буквально в двух метрах от
реки. Повышение уровня воды может вызвать оползень, и постройка сползет в
воду».
«Пропуск регулируемого половодья обычно проводится после зимы, богатой
снегом,- объяснил Ъ начальник отдела эксплуатации водоисточников ГУП
‘Мосводоканал’ Алексей Белов,- тогда в водохранилищах накапливается
достаточно лишней воды, которую можно пустить на очистку. Говорить о
проведении такого мероприятия преждевременно — никто не знает, какая будет
зима. К примеру, в последние годы половодье было недостаточным, поэтому
очистка и не проводилась». При этом господин Белов считает, что угрозы
затопления не возникнет. «Для прочистки дна нужен сильный поток, который
невозможно получить при слишком высоком уровне воды. В любом случае о
глобальном затоплении территорий речи не идет. Если даже кого-то зальет, то
отвечать за это будем не мы, а чиновники местной администрации, которые
дали разрешение на строительство в водоохранной зоне»,- отметил господин
Белов.
«В предыдущие годы, когда проводилась такая зачистка, никого не затопило,-
подтвердила Ъ замглавы ГУП ‘Мосводосток’ Лариса Минзар.- При этом
Росприроднадзору нужно согласовать свои действия с администрацией Московской
области». «Пока никакого обращения к нам не было,- заявил замначальника
управления природопользования областного министерства экологии и
природопользования Владимир Сокуров.- Не исключено, что во время очистки весь
ил со дна стронется и пойдет в область, где вдоль реки живут люди, которым
придется использовать эту мутную воду. Если мы зарегистрируем такие
нарушения, то правительство Московской области будет вынуждено подать иски
в суд в отношении организации, которая все это затеяла».
И.Ъ-БУРАНОВ, «Коммерсант», 11.10.2005 г.

http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=616522

В ВОЛОГДЕ ПОКА ОБХОДЯТСЯ БЕЗ МИТВОЛЯ
Вологодскую область может смыть с лица земли
Авария на Волго-Балтийском канале сметет с лица России Вологодскую
область
Волго-Балтийский канал нуждается в дополнительном финансировании. Об этом
на прошлой неделе сообщил губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев
на встрече с депутатами Госдумы от Вологодчины. Г-н Позгалев предлагает
увеличить как минимум в десять раз финансирование работ по ремонту и
содержанию канала. Если этого не сделать, считает губернатор, может произойти
скорое разрушение этого крупнейшего в мире гидротехнического сооружения. ЧП
грозит Вологодской области глобальными катаклизмами. Однако эксперты считают,
что разрушение грозит не каналу, а всему российскому речному судоходству.
Волго-Балтийский канал — это девять высоконапорных шлюзов, большинство
из которых находится в ведении Вытегорского района гидросооружений и
судоходства (ВРГиС). Этот канал — единая глубоководная система, соединившая
пять морей, одно из крупнейших транспортных сооружений мира. По протяженности
(361 км) превосходит Панамский канал в четыре с половиной раза, а Суэцкий — в
два. Находится в федеральной собственности. Сейчас руководство ВРГиС
обеспокоено катастрофическим состоянием большинства сооружений. К берегам
канала примыкают заливные луга, торфяные болота и мелколесья. В пределах
водораздельного канала берега местами оползают, что создает определенные
трудности в поддержании гарантированных габаритов судового хода. В устье реки
Вытегры практически не проводятся дноуглубительные работы, в результате чего
судам становится сложно продвигаться по водному каналу.
Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев утверждает, что для
ремонта и дальнейшего поддержания канала в рабочем состоянии требуется не
менее 300 млн руб., тогда как имеющейся суммы финансирования вовсе не
достаточно. Г-н Позгалев убежден, что только на поддержание канала в рабочем
состоянии в год требуется порядка 300 млн руб., а выделяются суммы в десятки
раз меньшие. Кроме регулярных мероприятий по поддержанию и ремонту канала
необходимо строить дополнительные шлюзы, поскольку водная система не
справляется с потоками грузоперевозок. Губернатор обратился к депутатам
Госдумы с просьбой приложить максимум усилий, чтобы добиться увеличения
финансирования из федерального бюджета.
Как предсказывает Вячеслав Позгалев, последствия возможной аварии на
Волго-Балтийском канале могут обойтись чрезвычайно дорого. «Все слышали об
урагане Катрина, — говорит г-н Позгалев, — но если у нас разрушится
гидротехническое сооружение канала, то последствия будут несравнимы по
масштабу разрушений. Ведь если случится беда, средств российского бюджета
не хватит, чтобы ликвидировать последствия. Чтобы поддерживать канал в
работоспособном, безаварийном состоянии необходимо 300 млн руб. в год. А мы
получаем всего 26 млн руб. на восстановление этого самого крупного
гидротехнического сооружения в мире. И несмотря на это, по сравнению с
самыми продуктивными советскими годами у нас на 10% возрос оборот грузов».
Впрочем, эксперты утверждают обратное. По их мнению, в последнее время
произошло резкое ухудшение проходимости судов по каналу. «Продолжительность
кругового рейса от Ярославля до морского порта Санкт-Петербург увеличилась
с 12 до 18 дней», — сказал в одном из интервью председатель совета Ассоциации
судоходных компаний России Игорь Изместьев. Заметное увеличение времени
прохождения судов по каналу подтверждают многие эксперты. Но дело не только
во времени, которое судно тратит на путешествие. Как рассказал RBC daily
президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр
Зайцев, всего за пять последних лет значительно ухудшилось состояние дна
канала. «Если раньше это были гарантированные 4 м, то сейчас глубина едва
дотягивает до 3 м 60 см, — утверждает эксперт. — Поэтому приходится не
полностью нагружать суда». Таким образом, утверждают эксперты, величину
груза, который может себе позволить взять на борт судно, диктует состояние
дна канала. Чем меньше глубина, тем меньше возможность заполнить трюмы
грузом. Из-за этого же замедляется и скорость движения. Проявляя
осторожность, суда движутся по каналу медленнее обычного. «Около шлюзов
скапливаются очереди судов, — сетует г-н Зайцев, — и каждое из них
теряет на этих остановках не менее суток».
Что же касается опасности, которую может повлечь за собой гипотетическая
авария на Волго-Балтийском канале, эксперты не разделяют апокалипсических
прогнозов, данных губернатором, хотя и подтверждают аварийное состояние
канала. Конечно, случись повреждение в гидротехнической системе, произойдет
катастрофа, потери от которой придется возмещать не один десяток лет. Скорее
всего, при такой ситуации навигация уже никогда не восстановится. Однако
специалисты считают другую проблему куда более опасной.
Как рассказал RBC daily начальник Государственного бассейнового
управления «Волго-Балт» Владимир Николаев, наибольшую опасность сегодня
представляет обмеление, которое происходит из-за невыполнения обязательных
плановых работ по углублению канала. «Достаточно нам потерять еще 5 см, и
грузовое судоходство станет вообще нерентабельным. Подсчет такой: каждые 10
см глубины — это 200 т груза. Соответственно уменьшается и прибыль, на
которую может рассчитывать судовладелец. Оставшись без прибыли, отечественный
судовладелец уходит с внутренних водных путей». Чтобы изменить эту ситуацию,
по мнению г-на Николаева, для приведения в порядок Волго-Балтийского канала
необходимо не 300 млн, а 10 млрд руб. «Волго-Балт» 15 лет подряд
финансируется в объеме 30% от норматива, — утверждает он. — Обмеление,
сужение канала происходят из-за нарастания количества отложенных ремонтов.
Никаких внебюджетных средств не хватит, чтобы залатать эти дыры. Если
ничего не предпринимать, не позже чем через год канал станет мельче еще на
5 см. Как результат отечественное грузовое судоходство ждет логичный
крах».
О.Филатова, RBC daily, 4.10.2005 г.

http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2005/10/04/209159

Комментарии запрещены.