*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1416, 11 ноября 2005 г. *
*******************************************************************
Природа и люди
МИНИСТР ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДЫ ТРУТНЕВ ПРОДАЛ БАЙКАЛ
(а О.Митволь молчит в тряпочку)
«Транснефть» форсировала Байкал
Юрий Трутнев разрешил протянуть нефтепровод рядом с озером
вертикаль власти
Стоило президенту Владимиру Путину попенять на нерасторопность госорганов
при реализации проекта трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан, как самый
ярый противник проекта — Минприроды — резко изменил свою точку зрения и
пообещал к сегодняшнему дню согласовать ТЭО нефтепровода. Первая нефть из
дальневосточной бухты Перевозная должна быть отгружена через три года. Это
будет нефть Западной Сибири, поскольку в Восточной необходимого количества
сырья к 2008 году не будет.
На подготовку графика запуска ВСТО у Минпромэнерго ушел почти год -
премьер подписал распоряжение о строительстве трубопровода 31 декабря 2004
года. Импульс по ускорению работы над проектом придал президент Владимир
Путин, в октябре указавший правительству на необоснованное затягивание
согласования ВСТО. Михаил Фрадков тут же взял проект под личный контроль и
потребовал от «Транснефти» срочно представить график проектирования и
строительства.
Вмешательство Кремля заставило министра природных ресурсов Юрия Трутнева
забыть все претензии — согласно графику строительства ВСТО, направленному
вчера Минпромэнерго в правительство, структуры Минприроды должны согласовать
ТЭО нефтепровода до сегодняшнего дня. Ранее согласование Минприроды было
главным препятствием на пути реализации проекта. Министерство неоднократно
заявляло, что материалы ТЭО первого этапа проекта не соответствуют
законодательству, а «вопрос выбора места прохождения трассы нефтепровода в
районе озера Байкал не решен в установленном порядке». В частности,
министерство утверждало, что участок трассы нефтепровода проходит на
расстоянии 800 метров от береговой линии Байкала, хотя ранее одобренный
маршрут предполагал прокладку нефтепровода за пределами водосборного бассейна
озера.
Отправленный вчера в правительство проект сетевого графика проектирования
и строительства первого этапа ВСТО предполагает завершение всех экспертиз и
согласований технико-экономического обоснования (ТЭО) нефтепровода до 30
декабря этого года. В частности, Ростехнадзор должен подготовить заключение
экспертизы к 28 декабря, Главгосэкспертиза России — к 30 декабря, а ведомства
Минздравсоцразвития, Минсельхоза, Росгидромета, Минкульта, Минприроды и МЧС -
уже сегодня. Перевод лесов в категорию «нелесные земли» завершится 1 мая 2006
года. Строительно-монтажные работы на линейной части нефтепровода завершатся
до 30 августа 2008 года, сооружение нефтеперекачивающих станций — до 10
сентября 2008 года, терминала в Перевозной — до 8 ноября 2008 года. Ввод в
эксплуатацию первого пускового комплекса ВСТО намечен на 1 ноября 2008 года,
пусконаладочные работы будут завершены к 10 ноября 2008 года. Функции
заказчика проектирования и строителя трубопровода ВСТО возложены на
«Транснефть».
Вчера пресс-секретарь Минприроды Ринат Гизатулин сообщил Ъ, что
подчиненные министерству агентства и Росприроднадзор не будут препятствовать
скорейшему согласованию всех документов и началу строительства трубопровода.
«На прошлой неделе ‘Транснефть’ провела с нами обширные консультации, и
Минприроды осталось удовлетворено теми мерами, которые компания пообещала
принять для защиты озера Байкал и прилегающих территорий». Господин Гизатулин
также отметил, что Минприроды «будет следить за соблюдением природоохранного
законодательства в ходе строительства и эксплуатации трубопровода». Вице-
президент «Транснефти» Сергей Григорьев также уверен, что Минприроды без
проблем согласует ТЭО. «Мы доказали, что уже максимально ушли от Байкала, и
уходить дальше нет экономического смысла»,- сказал он Ъ.
По распоряжению, подписанному Михаилом Фрадковым в конце прошлого года,
после окончания строительства трубопровода ВСТО его пропускная способность
составит 80 млн т нефти в год. Документ утверждает поэтапную реализацию
проекта с использованием железнодорожных мощностей. Первый этап строительства
стоимостью около $6 млрд предполагает прокладку трубопровода мощностью 30 млн
т в год от Тайшета до Сковородина и дальнейшие перевозки нефти по
Байкало-Амурской магистрали до нефтетерминала в бухте Перевозная. Стоимость
всего нефтепровода составит $11,5 млрд.
Поскольку нефти Восточной Сибири для заполнения трубопровода на первом
этапе не хватит, в «трубу» пойдет нефть из Западной. Необходимые объемы, по
заверению «Транснефти», уже гарантировали «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. А поскольку
тарифы на прокачку еще только обсуждаются, экономическая эффективность ВСТО
вызывает сегодня большие сомнения. Отметим, что к 2008 году в Восточной
Сибири только начнется промышленная эксплуатация нефтяных месторождений.
«Роснефть» предполагает добыть на Ванкорском месторождении около 3 млн тонн
нефти, на Верхнечонском месторождении ТНК-ВР с «Роснефтью» добудут около
1 млн тонн, «Сургутнефтегаз» планирует добыть на Талаканском месторождении
4-6 млн тонн нефти. Поэтому на первых этапах нефтепровод ВСТО предполагается
заполнять нефтью из Западной Сибири.
По словам господина Григорьева, к моменту запуска первой очереди
месторождения Восточной Сибири обеспечат лишь 6 млн тонн ежегодных поставок
в ВСТО. Остальная нефть пойдет с западносибирских месторождений. «Поставки
нефти по ВСТО из Западной Сибири были прогарантированы теми компаниями,
которые сейчас поставляют ее в КНР по железной дороге, в частности,
‘Роснефтью’ и ЛУКОЙЛом»,- заявил вице-президент «Транснефти». Он считает,
что завершение строительства первого этапа нефтепровода позволит разгрузить
направления, по которым в настоящее время нефть поставляется в Китай,- для
этого необходимо будет построить всего 60 км трубопровода от Сковородина до
российско-китайской границы. В настоящее время правительства РФ и КНР
обсуждают возможность строительства этого ответвления, однако окончательное
решение пока не принято.
Кроме того, «Транснефть» обсуждает с РЖД будущие тарифы на прокачку нефти
по трубе и ее дальнейшую транспортировку по железной дороге до бухты
Перевозная. «Мы предлагаем сетевой тариф — чтобы, например, стоимость
доставки нефти из Сургута в Перевозную не превысила $50 за тонну, то есть
соответствовала тарифу в Приморск (Ленинградская область, терминал Балтийской
трубопроводной системы.-Ъ),- заявил Ъ Сергей Григорьев.- Об этом мы и
договариваемся с РЖД. Они могут понести небольшие убытки с тем, чтобы
увеличить грузоперевозки по БАМу». В РЖД неоднократно официально
подтверждали, что при гарантии ежегодных перевозок по железной дороге
30 млн тонн нефти компания готова пойти на снижение тарифа.
АННА Ъ-СКОРНЯКОВА, ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО, «Коммерсант», 11.11.2005 г.
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=625466
После президентского намека Минприроды разрешило строить нефтепровод
рядом с Байкалом
Минприроды, самый ярый противник трубопровода Восточная Сибирь-Тихий
океан, который должен пройти рядом с озером Байкал, резко изменил свою точку
зрения после ремарки президента Владимира Путина, попенявшего на
нерасторопность госорганов при реализации проекта.
До этого на проработку графика запуска ВСТО у Минпромэнерго ушел почти
год — премьер подписал распоряжение о строительстве трубопровода 31 декабря
2004 года. Импульс по ускорению работы над проектом придал президент Владимир
Путин, в октябре указавший правительству на необоснованное затягивание
согласования ВСТО. Михаил Фрадков тут же взял проект под личный контроль и
потребовал от «Транснефти» срочно представить график проектирования и
строительства.
Ранее согласование Минприроды было главным препятствием на пути
реализации проекта, напоминает «Коммерсант». Министерство неоднократно
заявляло, что материалы ТЭО первого этапа проекта не соответствуют
законодательству, а «вопрос выбора места прохождения трассы нефтепровода в
районе озера Байкал не решен в установленном порядке». В частности,
министерство утверждало, что участок трассы нефтепровода проходит на
расстоянии 800 метров от береговой линии Байкала, хотя ранее одобренный
маршрут предполагал прокладку нефтепровода за пределами водосборного бассейна
озера.
Вмешательство Кремля заставило министра природных ресурсов Юрия Трутнева
забыть все претензии — согласно графику строительства ВСТО, направленному
вчера Минпромэнерго в правительство, структуры Минприроды должны согласовать
ТЭО нефтепровода до сегодняшнего дня.
Пресс-секретарь Минприроды Ринат Гизатулин сообщил «Коммерсанту», что
подчиненные министерству агентства и Росприроднадзор не будут препятствовать
скорейшему согласованию всех документов и началу строительства трубопровода.
Отправленный накануне в правительство проект сетевого графика
проектирования и строительства первого этапа ВСТО предполагает завершение
всех экспертиз и согласований технико-экономического обоснования (ТЭО)
нефтепровода до 30 декабря этого года.
По распоряжению, подписанному Михаилом Фрадковым в конце прошлого года,
после окончания строительства трубопровода ВСТО его пропускная способность
составит 80 млн т нефти в год. Первый этап строительства стоимостью около
6 млрд долларов предполагает прокладку трубопровода мощностью 30 млн т в
год от Тайшета до Сковородина и дальнейшие перевозки нефти по
Байкало-Амурской магистрали до нефтетерминала в бухте Перевозная. Стоимость
всего нефтепровода составит 11,5 млрд долларов.
NEWSru.com, 11 ноября 2005 г.
http://www.newsru.com/finance/11nov2005/provod.html
Нефтепровод под контролем Фрадкова
Россия постарается не сорвать сроки и объемы поставок «черного золота»
в Китай
Проект по постройке Восточного нефтепровода снова увяз в согласованиях,
и его реализация грозит затянуться, а чтобы выполнить правительственные планы
по поставкам нефти в Китай, придется, очевидно, принимать решительные
административные меры. Премьер-министр Михаил Фрадков на заседании
правительства в четверг сообщил, что берет под личный контроль подготовку и
реализацию проекта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий
океан». Как заявил Фрадков в четверг на заседании кабинета министров, он
будет проводить регулярные совещания по данному вопросу, где будут
обсуждаться в том числе и планы по поставкам российской нефти в Китай.
Проект строительства Восточного нефтепровода сейчас находится на
государственной экспертизе, однако ситуация по сути зашла в тупик.
«Транснефть» собирается строить трубу всего в нескольких сотнях метров от
северной оконечности Байкала. Как сообщил недавно на пресс-конференции
министр природных ресурсов Юрий Трутнев, в чьем ведении находится
экологическая экспертиза, «Транснефть» может предлагать что угодно, но
последнее слово будет за нами». При этом он оценил проект как экологически
небезопасный. Минприроды считает, что нефтепровод нужно перенести подальше.
Однако для «Транснефти» это означает переделку проекта и затраты в сотни
миллионов долларов, на которые оно пойти не готово. Президент компании Семен
Вайншток сообщил агентству Petroum Argus: «Мы не согласны с аргументами
Минприроды. Нами учтены все возможные риски, и мы готовы гарантировать
безопасность трубопровода и эффективную работу морского терминала в бухте
Перевозной». Однако труба проходит через речки и ручьи, которые текут
прямиком в Байкал. В случае попадания в них нефти радужная пленка уже через
20-30 минут окажется в озере, а только для того, чтобы приступить к очистке,
требуется как минимум 2-3 часа. Корреспонденту Страны.Ru недавно довелось
побывать на железнодорожной станции Зуй, где осуществляется налив нефти в
цистерны. Составы также пересекают многочисленные ручьи, которые бегут в
Байкал с южной стороны, и больше всего железнодорожники боятся, что с цистерн
будет сочиться нефть или произойдет крушение неподалеку от протоки. Поэтому
РЖД пришлось потратиться на разного рода экологические схемы. «Если в озере
появится нефть, нас сразу обложат огромными штрафами», — заметил начальник
станции. Так как «Транснефть» — компания государственная, то и платить
придется фактически государству. Минприроды хорошо понимает эту логику
«Транснефти». Видимо, если премьер-министр решил взять ситуацию под личный
контроль, то по-иному разрешить ее нельзя.
Сложная ситуация складывается и с выполнением положений Договора «О
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Китайской Народной Республикой», который 14 октября 2004 года подписали
президент Владимир Путин и руководитель Китая Ху Дзиньтао. Согласно документу,
наша страна должна уже в этом году обеспечить экспорт нефти в Поднебесную на
уровне 10 миллионов тонн, а в 2006-м — 15 миллионов с постепенным выходом
на 30 миллионов. Однако за 9 месяцев этого года в Китай отправлено всего
5,763 миллиона тонн, и на запланированную цифру до конца года уже точно не
выйти. Пока, правда, можно ссылаться и на китайскую сторону, которая только
достраивает пароразогрев на своей станции Манчжурия. Однако в следующем году
перевезти уже 15 миллионов тонн — это очень сложная задача. Для
Восточно-Сибирской железной дороги это ключевой проект, и реконструкция
инфраструктуры идет полным ходом. Весь вопрос в том, чтобы успеть. В четверг
на правительстве президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сообщил, что его
компания готова поставлять в Китай 30 миллионов тонн, однако сроков не
назвал. А премьер Михаил Фрадков особо подчеркнул, что данные планы не должны
перекладывать всю ответственность только на железные дороги России.
На станции Зуй журналистам рассказали о новых, более быстрых схемах
работы с клиентами и о расширении путей. Станцию, которая сейчас работает на
внутренний рынок, собираются использовать как раз как ключевую для экспорта
в Поднебесную. Однако там довольно старая и маломощная нефтеналивная эстакада.
«Ее бы переоборудовать и усилить, однако остановить нельзя. Кто же знал, что
наш сосед будет потреблять так много нефти?», — заметил начальник станции.
Нужно сказать, что в этом году все три нефтеналивные станции в Иркутской
области пропустят всего около 15 миллионов тонн, большая часть от этого
объема идет на нефтеперерабатывающие заводы Дальнего Востока. Чтобы увеличить
этот показатель, нужно строить очень быстро и так же быстро и кардинально
перестроить рельсовую инфраструктуру на многих участках железной дороги,
поскольку нагрузка вырастет в полтора раза уже в следующем году. Очевидно, не
в последнюю очередь поэтому губернатором Иркутской области летом этого года
утвердили бывшего руководителя Восточно-Сибирской железной дороги Александра
Тишанина, который лучше других знает, что нужно делать. Хотя, действительно,
здесь далеко не все зависит от РЖД. К примеру, маршрут нефти в Китай сейчас
почти полностью обслуживает один независимый перевозчик — «Юкостранссервис».
У РЖД нет достаточного количества цистерн, чтобы осуществлять такой объем
перевозок, а с их покупкой проблемы — основной производитель «Уралвагонзавод»
перегружен заказами и не может производить их быстро в необходимом количестве.
Неизвестно, хватит ли мощностей и у «Юкостранссервиса» так резко увеличить
объем перевозок. Если план по поставке нефти в Китай по железной дороге не
будет выполняться в полном объеме, то есть еще один выход — ускорить
строительство Восточного нефтепровода, и в первую очередь сделать ответвление
на Китай (это предусмотрено проектом). Однако для этого нужно уже заканчивать
все согласования и приступать к строительству. А этому мешают экологические
требования. Поэтому вмешательство «сверху» в решение важной государственной
задачи и стало необходимым.
С.Плетнев, Страна.Ru, 10 ноября 2005
http://www.strana.ru/stories/02/01/15/2348/264668.html