*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1425, 28 ноября 2005 г. *
*******************************************************************
Воздух
ВОЗДУХ В ТАТАРИИ
ВО ВСЕМ ВИНОВАТ… АВТОМОБИЛЬ
Операции «Чистый воздух»: проверено свыше 200 автотранспортных
предприятий Татарстана.
В ходе проведения операции <Чистый воздух> на территории Республики
Татарстан проверено свыше 200 автотранспортных предприятий, автотранспортных
цехов и станций технического обслуживания автомобилей, на балансе которых
насчитывается 11784 автомобиля. Как сообщили сегодня Intertat.ru в
Министерстве экологии и природных ресурсов РТ, проверки проводились
специалистами территориальных управлений министерства совместно с Татарским
республиканским отделением Российской транспортной инспекции и Управлением по
борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды МВД РТ. На
обследованных предприятиях имеется 72 газоанализатора для проверки автомашин
на токсичность и 63 дымомера для проверки дизельных автомашин на дымность.
Из проверенных 1716 бензиновых автомашин превышения установленных
нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах отмечены у
138 (8,0% , из проверенных 1596 дизельных автомашин повышенная дымность
отмечена у 197 (12,3% . В общей сложности в ходе проведения операции в
республике подвергнуто контролю 3346 автомашин (против 4393 в 2003 г.), из
них не соответствовало норме 336, или 10,0% (против 15,2% в 2003г).
Уменьшение числа автомашин с неотрегулированными двигателями с 15,8% в 2003 г.
до 10,0% 2004г. объясняется усилением контроля со стороны руководителей
автотранспортных предприятий к техническому состоянию автотранспортных средств.
Несмотря на это, на ряде автопредприятий РТ допускается выпуск на линию
значительного количества автомобилей с неотрегулированными двигателями.
Наибольшее количество превышений установленных норм токсичности и дымности
выявлено на следующих предприятиях: МУП «ПАТП-3″; (40% , МУП «ПАТП-4″; (39% ,
ЗАО «КПОГАТ-3″ (40% , ОАО «Зеленодольское ГАТП»; (40% , ГУП «Лаишевская
птицефабрика» (50% . По результатам проверок на 96 должностных лиц наложены
штрафы в размере 56250 руб. (в 2003 г. — 127 на сумму 81300руб.), на 12
юридических лиц наложены штрафы в размере 180000руб. (в 2003 г. — 12 на сумму
245000 руб.), 26 предприятиям предъявлены иски о возмещении вреда на сумму
453294,59 руб. (в 2003 г. — 50 на сумму 767577,93 руб.) Наибольшее количество
исковых заявлений на сумму 13937,88 руб. предъявлено Заволжским ТУ. Закамским
ТУ предъявлено 5 исковых заявлений на сумму 105310,73 руб., Волжско — Камским
ТУ — 3 исковых заявления на сумму 330691 руб., Приикским ТУ — 3 исковых
заявления на сумму 3355 руб. Ни один иск не предъявлен ЦТУ, Прикамским ТУ,
Юго-Восточным ТУ, Северным ТУ. Наибольшее количество штрафов на должностных
лиц на сумму 14000 руб. — наложено Юго — Восточным ТУ.
Центральным ТУ наложено 23 штрафа на сумму 15500руб., Закамским ТУ — 16
штрафов на сумму 9250 руб., Заволжским ТУ — 16 штрафов на сумму 8000руб.,
Прикамским ТУ — 7 штрафов на сумму 4000руб. Волжско — Камским ТУ на
должностных лиц наложено 4 штрафа на сумму 3000руб., Приикским ТУ — 3 штрафа
на сумму 2000 руб. На юридических лиц наложено 10 штрафов на сумму 160000 руб.
InterTat.ru, 4.11.2004 г.
КТО ПОРТИТ ВОЗДУХ
Итоги операции «Чистый воздух» на территории республики за девять месяцев
текущего года были представлены на брифинге в Министерстве экологии и
природных ресурсов РТ.
В результате проверки автотранспортных предприятий, цехов и СТО
специалисты министерства определили, что львиную долю загрязняющих веществ в
атмосферу больших городов поставляет автотранспорт. Особенно отличаются
крупные автотранспортные хозяйства. В Казани превышение установленных норм
токсичности и дымности на 40 процентов выявлено на ПАТП-3, ПАТП-4, КПОГАТ-3.
В целом автотранспорт дает 42 процента от общего количества загрязняющих
воздух выбросов.
В настоящее время не подконтролен экологической службе частный транспорт,
количество которого неизменно растет. Технические характеристики отечественных
марок автомобилей в этом плане не отвечают современным требованиям. Хотя
проблему чистого воздуха в европейских городах решили, переведя автомашины на
двигатели нормы «Евро-3″, в выхлопных газах которых содержание диоксида
углерода по норме не превышает 0,09 процента. Отечественные двигатели
соответствуют норме «Евро-0″. Вторая причина повышенных выбросов от
автотранспорта заключается в низком качестве топлива. Контроль за качеством
бензина, проводимый министерством транспорта, не охватывает АЗС, на которые
в большей степени падает подозрение в фальсификации топлива. Некоторые НГДУ
«Татнефти» были вынуждены ввести на своих предприятиях установки доочистки
топлива, после чего заметно увеличился срок межремонтной работы двигателей.
В числе причин загрязненности воздуха Казани были упомянуты и проблемы
градостроительства: хаотичная застройка без учета розы ветров.
Но, как утешил присутствовавших Игорь Фролов, руководитель ЦТУ МЭПР РТ,
Казань не входит в число городов России с самым загрязненным воздушным
бассейном.
Уменьшению загрязнения воздуха от автотранспорта в Казани будет
способствовать усовершенствование транспортной системы: введение
радиально-кольцевой схемы дорог и управление уличным движением по принципу
«зеленой волны».
Р.Кострулина, Казанские ведомости (Казань), 24.11.2004 г.
А ВОЗДУХ ПО-ПРЕЖНЕМУ ГРЯЗНЫЙ
Воздушная тревога
В загрязнении атмосферы виноваты предприятия
В списке самых грязных городов России — два представителя Татарстана:
Набережные Челны и Нижнекамск. Вскоре к ним может присоединиться и столица
республики. В Управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(УГМС) РТ констатируют, что виной всему — сильно загрязненный атмосферный
воздух.
Оранжевое небо
«Черный» список Росгидромета включает в себя далеко не сотни российских
городов, а всего 45. Чтобы занять лидирующие строчки, достаточно переступить
порог 14-й отметки, которая характеризуется как «очень высокий уровень
загрязнения». Эту черту Нижнекамск перешагнул еще в 2003 году, Набережные
Челны — в 2004.
Месяц назад Министерство экологии и природных ресурсов РТ отчитывалось
перед журналистами на тему санитарно-эпидемиологической обстановки в
Татарстане. Тогда Казань была названа самым грязным городом в республике,
Нижнекамск, напротив, приводили в качестве эталона чистоты и порядка. Речь
велась исключительно о твердых бытовых отходах, загрязнении лесов и рек. О
воздухе не было сказано ни слова. А тем не менее, ситуацию в республике можно
назвать если не критической, то очень близкой к ней.
За всеми изменениями в атмосферном воздухе специалисты УГМС РТ следят уже
на протяжении сорока лет в столице Татарстана и около двадцати лет — в
Набережных Челнах и Нижнекамске. Наблюдения проводятся ежедневно, кроме
воскресных и праздничных дней. Пробы отбираются три раза в течение суток на
стационарных постах, размещенных в местах массового скопления людей, после
чего обрабатываются специалистами в лабораторных условиях. Анализ показывает,
что около шестидесяти процентов загрязнений — это выбросы предприятий,
остальные сорок — выхлопы автотранспорта. Согласно данным, один только
формальдегид — канцероген, который, по данным Всемирной организации
здравоохранения, может вызывать онкологические заболевания, — превышает все
допустимые нормы в Нижнекамске в восемь раз, в Набережных Челнах — в шесть и
в Казани — в четыре раза. «Букет» дополняют фенол, диоксиды серы и азота,
сероводород, оксиды углерода и азота, бенз(а)пирен, аммиак и многие другие
вещества.
Грязь на чистой прибыли
Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят так называемые
стационарные источники — топливная, топливно-энергетическая, нефтехимическая,
машиностроительная и строительная отрасли. Главный удар принимают на себя те
города, где сосредоточен основной промышленный потенциал республики, — Казань,
Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск и Заинск.
Итоги прошлого года показали, что доля топливных предприятий составляет
около сорока процентов, то есть свыше ста тонн вредных веществ. По сравнению
с 2003 годом эта цифра подросла на пять тысяч тонн. Специалисты Министерства
экологии и природных ресурсов РТ связывают это увеличение с бурным ростом
нефтедобычи.
На предприятия теплоэнергетического комплекса, обеспечивающие города и
районы республики теплом, электроэнергией и горячей водой, приходится свыше
пятнадцати процентов выбросов — сорок тысяч тонн веществ. Самыми крупными
загрязнителями атмосферы, согласно данным минэкологии Татарстана, считаются
Нижнекамская и Набережночелнинская теплоэлектроцентрали, а также Заинская ГРЭС.
Около 30 процентов выбросов — более 70 тысяч тонн веществ — производят
14 предприятий химического и нефтехимического комплекса республики. И здесь
бесспорным лидером является Нижнекамск. Цифры свидетельствуют, что
существующие очистные сооружения справляются с вредными примесями лишь на
70 процентов. Остальные 30 процентов вредных веществ отправляются в свободное
плавание по близлежащим населенным пунктам. При западно-восточном ветре
выбросы многочисленных предприятий нефтехимии Нижнекамска прямиком
направляются в сторону Набережных Челнов. По мнению сотрудников УГМС РТ,
этого можно было избежать, если бы при проектировании крупных промышленных
объектов проводилась гидрометеорологическая экспертиза. Дело в том, что
существует такое понятие, как потенциал загрязнения атмосферы, когда она либо
способна рассеивать примеси, либо нет. На территории нашей республики этот
потенциал существенно различается: если на западе, где находится Казань,
атмосфера способствует достаточно быстрому рассеиванию выбросов, то на
востоке, где располагаются Набережные Челны, этот процесс протекает более
длительно.
Меньше всего атмосферный воздух загрязняют предприятия машиностроительной
отрасли. На их долю выпадает 5 процентов выбросов, то есть около 14 тысяч
тонн веществ в год. Замыкает «черный» список строительный комплекс, на
который приходится около трех процентов.
Без единого выхлопа
Ежегодно в небо республики поднимается около 200 тысяч тонн вредных
веществ, что составляет 40 процентов от общего числа выбросов в атмосферу.
Однако в некоторых городах Татарстана ситуация складывается иначе -
автовыхлопы намного превышают показатели промышленных предприятий. Так, в
Казани эта доля составляет 72 процента, в Бугульме и Набережных Челнах — 78,
в Чистополе — 85, Альметьевске — 58 процентов.
Ежедневно «легкие» городов и районов республики «вдыхают» выхлопы
нескольких десятков тысяч автомашин. Многочисленные автомобильные пробки
оставляют на память горожанам клубы дыма и букет болезней. Многие казанские
водители винят в образовании заторов плохие дороги, старые узкие улочки,
отсутствие светофоров и развязок, а также «неповоротливые» трамваи и
троллейбусы. По мнению автовладельцев, этот вид транспорта уже давно отжил
свой век. Но у «рогатых» нашлись защитники, которые привели веские доводы в
пользу электрических машин: для перевозки 160 пассажиров требуется один
троллейбус или трамвай, в то время как для перевозки такого же числа людей
понадобится 13 микроавтобусов «Газель» либо 40 легковых автомобилей. Теперь
приведем другие цифры: 13 маршруток способны выкинуть: угарного газа — 278
килограммов в год, углеводорода — 38, а 40 автомобилей: угарного газа — 158,
углеводорода — 16 килограммов в год. И только трамваи и троллейбусы годами
проходят свой маршрут без единого выхлопа.
комментарии
Анатолий Иванов, профессор кафедры гигиены и медицины труда Казанского
государственного медицинского университета:
— Вопросами загрязнений атмосферного воздуха я занимаюсь на протяжении
многих лет. И могу сказать, что Татарстан относится к регионам риска: ведь в
нашей республике более ста дней в году царит безветрие, то есть целая таблица
Менделеева спокойно оседает в зоне выбросов. Ответная реакция организма
человека в этом случае — синдром хронической усталости. Как таковых видимых
симптомов заболеваний нет, но человек необоснованно ведет себя раздражительно.
Плохой воздух бьет по больным местам организма. Люди, живущие в загрязненных
районах, чаще других подвержены инфекционным заболеваниям, у них снижен
иммунитет. Загрязненная атмосфера оказывает непосредственное влияние на
репродуктивное здоровье человека. Не секрет, что в Нижнекамске рождаются дети
с увеличенным весом. Бесспорно, что в перспективе в этом городе можно ожидать
увеличение числа врожденных патологий. Но пока ситуацию можно назвать
стабильной. Мы обследовали тысячу детей в самом неблагоприятном -
юго-восточном — районе республики и не обнаружили никаких отставаний в
их физическом развитии.
Маргарита Вертлиб,
начальник комплексной лаборатории мониторинга окружающей среды УГМС РТ:
— Даже в такой ситуации всегда есть выход. Для более точной оценки уровня
загрязнения воздуха следует увеличить количество стационарных постов
наблюдения. На сегодняшний день в Казани их только 6, в Набережных Челнах -
2 и в Нижнекамске — всего 1, а в других городах их просто нет. Более точная
информация поможет правильно разработать экологические нормативы.
Далее, наша республика и так не может похвастаться обилием зелени, а тут
еще последние насаждения вырубаются.
Нельзя сказать, что только один из пунктов сможет решить проблему, здесь
нужен комплексный подход — необходимо строить очистные сооружения, дорожные
развязки, парки и многое другое. Главное, чтобы решения о сохранении
окружающей среды выполнялись. В прошлом году Кабинет министров Татарстана
принял постановление, согласно которому более тридцати предприятий республики
в период неблагоприятных метеоусловий обязаны снижать количество выбросов.
Лишь треть организаций из этого списка воплотили решение в жизнь, остальные -
указание правительства просто проигнорировали.
С.Брайловская, Российская газета (Волга-Урал), 23 ноября 2005 г.
http://www.rg.ru/2005/11/23/kazan-ekologia.html