UCS-INFO.165

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.165, 22 сентября 1997 г. *
*******************************************************************
Дымилась, падая, ракета

ВЗРЫВ РАКЕТЫ С ГЕПТИЛОМ В ПЛЕСЕЦКЕ
(из неизвестного)

«26 июня 1973 года в 4 часа 22 минуты при подготовке к сливу
компонентов топлива ракеты-носителя 11К65М («Космос-3М») после
несостоявшегося пуска произошел взрыв и возник пожар.
Предстоял очередной запуск космического аппарата. Ракета
«Космос-3М» была сконструирована в КБ М.К.Янгеля (ныне КБ «Южное»)
на базе баллистической ракеты Р-14. На этой двухступенчатой
ракете со стартовой массой 108 тонн и длиной 32,4 метра в
качестве горючего используется несимметричный диметилгидразин
(НДМГ, гептил) и в качестве окислителя — смесь азотной кислоты и
четырехокисью азота. Это долгохранимое ракетное топливо при
смешивании воспламеняется, что обеспечивает надежный запуск и
работу ракетных двигателей, но требует особой аккуратности в
обращении.
25 июня состоялся вывоз ракеты с пристыкованным космическим
аппаратом на стартовый комплекс и началась ее подготовка к пуску,
который был назначен на 26 июня в 1 час 32 минуты московсего
времени.
Предстартовая подготовка шла без каких-либо отклонений до
начала заправки топливом. Заправка началась в установленное время
и продолжалась полчаса.
В ходе заправки бака горючего первой ступени было замечено
ненормальное функционирование одного из бортовых датчиков.
Поэтому в 22 часа 23 минуты операции по заправке старший инженер-
испытатель подполковник В.Соснин остановил.
Такая отмена предстартовых операций предусмотрена
эксплуатационной документацией, но она не определяла порядок
дальнейших действий. Боевой расчет оказался в сложнейшей ситуации.
Он был вынужден работать за целое конструкторское бюро, заполняя
«белые пятна» в документации.
Среди множества различных вариантов инженеры-испытатели
космодрома, находившиеся в это время на стартовом комплексе в
составе боевого расчета, должны были найти единственно верный. На
это обычно уходят долгие часы, но здесь надо было предлагать
решение сразу, практически без обдумывания. В течение двух часов
надо было выяснить причину заминки, устранить ее и завершить
заправку ракеты. Запуск космического аппарата независимо от его
принадлежности приравнен к выполнению боевой задачи, которая
должна быть выполнена в срок.
После обсуждения сложившейся обстановки приняли естественное
решение: проверить герметичность заправочных коммуникаций,
исправность наземных электрических цепей и с помощью наземных
измерительных устройств определить количество заправленного
горючего. Магистрали оказались герметичными, электрические цепи -
исправными. Уровнемеры и датчики расхода показали, что в бак
горючего первой ступени еще недозаправлено около 4 тысяч литров
НДМГ. Принимается решение дозаправить 2 тысячи литров до появления
сигнала. А поскольку до назначенного времени пуска оставалось
меньше двух часов, то дозаправка велась с большим расходом.
Принятое решение стало первым шагом к трагедии.
Измерительные устройства, установленные на стартовом
комплексе, имели очень низкую точность, и попытка боевого расчета
учесть это обстоятельство не увенчалась успехом. На самом деле бак
был уже почти полным, горючее потекло из бака по дренажной
магистрали. Заправку остановили, когда стало окончательно ясно,
что в баке горючего не работает сигнализатор наполнения.
Анализируя причины аварии, комиссия поставила в вину боевому
расчету неиспользование для принятия решения показаний прибора с
большой погрешностью измерений. Но это было штатное оснащение
стартового комплекса, и использование других измерительных
приборов документацией не предусмотрено. Да их и не было. Не
предусмотрел главный конструктор и технических средств
дистанционного контроля за появлением компонентов ракетного
топлива в дренажной магистрали. Пришлось двум офицерам майору
А.Проскурне и лейтенанту В.Бойко, рискуя жизнью, стоя у
заправляемой ракеты, «на слух» следить за дренажной магистралью и
давать команду на прекращение заправки…
Когда произошла перезаправка бака горючего первой ступени с
заполнением дренажной магистрали, приняли решение на частичный
слив топлива из этого бака по штатной схеме, заданной в
технической документации.
Это решение стало вторым шагом к катастрофе, поскольку и
здесь в документации отсутствовал порядок действий по сливу
топлива из баков при заполненной дренажной трубе. Горючее,
оказавшееся не только в дренажной трубе, но и в трубе наддува
бака, сыграло роль гидравлического запора. В ходе слива давление в
газовой подушке бака стало значительно ниже атмосфера и произошло
смятие верхнего днища бака с нарушением его герметичности. Этого
боевой расчет предусмотреть уже никак не мог: здесь требовались
специальные инженерные знания, опыт по проектированию ракетных
баков и, самое главное, время. Времени на обдумывание сложившейся
ситуации у боевого расчета фактически не было — до назначенного
пуска оставалось полтора часа.
С началом слива горючего восстановилась работа сигнализатора
наполнения бака. Руководитель работ на стартовом комплексе
полковник М.Колесов решил продолжить предстартовую подготовку.
Средства телеметрического контроля за ракетой на стартовом
комплексе не были еще предусмотрены. Дозаправка бака горючего до
заданного уровня закончилась за 34 минуты до пуска.
В установленное время начались заключительные операции по
подготовке ракеты к пуску. Но с началом предстартового наддува
баков люди, находившиеся в это время на наблюдательном пункте,
заметили парение горючего в районе межбакового отсека первой
ступени и услышали вначале скрежет, а затем звуки переменного
тона. В это же время наземная аппаратура зарегистрировала снижение
давления наддува бака горючего первой ступени ниже допустимого. Не
помогло и подключение высокого давления. За 15 секунд до пуска при
контроле бортового наддува автоматически произошла остановка
пусковых операций. Был объявлен «отбой» и принято решение о
переносе запуска на сутки. Схему запуска перевели в исходное
положение и обесточили.
Высланная для осмотра ракеты группа в составе майоров
Проскурни, Бирюкова и капитана Бурина обнаружила течь горючего из
бака первой ступени: оно было уже на пусковом столе и около него.
Необходимо срочно слить топливо из ракеты.
И снова боевой расчет вынужден был работать на свой страх и
риск. Очередное «белое пятно» в документации главного конструктора
- не определены порядок действий и меры безопасности при сливе
топлива из поврежденной ракеты.
Хронология последних минут перед взрывом следующая. В 4 часа
15 минут закончилась подготовка к сливу. В 4 часа 18 минут, как
это определено документацией, к башне обслуживания отправляется
расчет заправки окислителя из 9 человек. На пятую площадку башни
обслуживания для подстыковки наполнительных соединений ко второй
ступени ракеты поднялись старший лейтенант Карнаухов с двумя
солдатами. Майор Хомяков и капитан Безуглов с двумя солдатами
остались на нулевой отметке для подстыковки коммуникаций «земля-
башня». Следом за первой группой в 4 часа 20 минут отправляется
группа из четырех человек во главе с майором Бирюковым для осмотра
приборного и хвостового отсеков первой ступени.
В 4 часа 22 минуты произошла вспышка, а затем два
последовательных взрыва. Начался пожар.
В это время командир отделения сержант Шиганов поднимался на
лифте на пятую площадку, а боевой расчет смотровой группы
находился на пути к ракете.
Вспышка паров НДМГ и последующий взрыв по времени совпали с
началом работы расчета окислителя по подготовке наполнительных
соединений к стыковке. Государственная комиссия пришла к выводу,
что «наиболее вероятным является случайное попадание на проливы
НДМГ остатков окислителя из наполнительных соединений при
неосторожных действиях исполнителей».
Погибли:
* начальник команды майор Б.Хомяков,
* инженер-испытатель капитан Г.Безуглов,
* начальник расчета старший лейтенант А.Карнаухов,
* рядовой М.Винсковский,
* рядовой В.Устинов,
* рядовой Ю.Ваганов,
* рядовой И.Осокин.
Получили ожоги и были госпитализированы:
* инженер-испытатель майор В.Бирюков (скончался),
* рядовой Г.Сайдгалеев (скончался),
* инженер-конструктор КБ ПО «Полет» Ю.Власов.
В связи с пребыванием в атмосфере, насыщенной парами
ракетного топлива, были госпитализированы 10 человек.
Погибший 26 июня 1973 года боевой расчет похоронен в Мирном в
братской могиле на берегу лесного озера. Это место стало
мемориальным кладбищем ракетчиков».
С.Сергеев «Правда севера», 1 марта 1994 года

Комментарии запрещены.