« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.181, 30 октября 1997 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения
РАТИФИЦИРУЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОНВЕНЦИЮ О ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ?
По всей вероятности, завтра Государственная Дума будет
голосовать по вопросу о ратификации Конвенции о химическом
оружии.
Начиная с 29 апреля 1997 г., когда Конвенция вступила в
силу, у России настал отсчет срока в 10 лет, чтобы уничтожить
все химическое оружие.
В свою очередь у Государственной Думы, Президента и
Правительства России после 29 апреля было полгода (двадцатая
часть общего срока) на то, чтобы определиться, готовы ли они
встать на этот путь.
Чтобы понять степень этой самой их готовности, Комитеты по
экологии и по промышленности Государственной Думы запросили у
всех мыслимых органов власти России данные об обстановке в связи
с возможным началом процесса химического разоружения. В
частности, были запрошены правительство в целом, а также
руководители армии, экономики, науки, здравоохранения, финансов,
атомной энергетики (руководитель Госкомэкологии не запрашивался
- и так известно, что он ничего не знает). Была запрошена также
Счетная палата.
Результат таков.
1. ТЕХНОЛОГИИ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
В этом вопросе страна, по-прежнему, отдана на откуп армии
без какой-либо гарантии, что позиция армии отвечает интересам
страны.
МИННАУКИ ответил, что ему ничего не известно. Российская
Академия наук ответила, что она знает только зарубежные
технологии и собственные разработки.
МИНЭКОНОМИКИ, где в департаменте химической промышленности
в институте ГосНИИОХТ будто бы разработаны «победившие»
химические технологии уничтожения химического оружия первого
(иприт и люизит) и второго (зарин, зоман и V-газ) поколений,
отказалось представить необходимую документацию.
МИНОБОРОНЫ России в письме от 22 августа 1997 г. (подписант
- генерал Манилов В.) не представило информации даже об уже
принятых армией «технологиях» уничтожения химического оружия
(если не тома с их описанием, то хотя бы о результатах конкурса
по их выбору), ограничившись сообщением о принципиальном
существовании.
Ни Минобороны, ни Минэкономики не обеспечили возможности
ознакомления с утвержденными «технологиями» уничтожения
химического оружия независимым от них экспертам Комитета по
экологии Государственной Думы.
Причина такого подхода армии прозаична.
1) Генерал С.В.Петров, на которого Минобороны РФ возложило
организацию выбора технологий уничтожения химического оружия,
совершил стратегическую ошибку. Он принял личное техническое
решение, отвергнув еще до конкурса все технологии с высокими
температурами (это описано в статье С.В.Петрова и соавторов
«Основы методологии оценки технологий уничтожения химического
оружия», опубликованной в Российском химическом журнале, N 4 за
1995 года, с.42). Тем самым генерал С.В.Петров подменил решение
специалистов, вне зависимости от качества конкурса (закрытый или
открытый) на личное решение кандидата технических наук
С.В.Петрова.
2) «Конкурсы» по выбору способов уничтожения химического
оружия, провозглашенных впоследствии технологиями, были
закрытыми.
3) На отобранные способы (их безо всякого на то основания
повсеместно называют технологиями) нет экологических экспертиз.
Результатом стало то, что принятый армией способ уничтожения
боеприпасов с новейшими фосфорными ОВ стали внедрять
принудительно. На общественных слушаниях в Кургане по
химическому оружию (июль 1997 г.) был ОДОБРЕН документ
«Обоснование инвестиций в строительство объекта по уничтожению
химического оружия на территории Щучанского района Курганской
области» ДО его поступления на экспертизу в Госкомэкологию.
Результаты экспертизы не известны, однако недостатки этого
документа уже определились (см. бюллетень UCS-INFO.146).
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА вскрыла обман армии. В ее письме от 20
октябре 1997 г., адресованном в Государственную Думу, указано,
что «НЕ ведутся НИОКР по разработке технологии уничтожения
запасов химического оружия».
ВЫВОД: при сложившемся положении сделать заключение о
пригодности имеющихся способов уничтожения химического оружия к
разработке в будущем соответствующих технологий без ознакомления
с ними независимых экспертов нельзя; опыт показывает, что
полагаться на информацию нашей армии нет никаких оснований.
2. ПРИБОРЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Из ответа АРМИИ следует, что у нее НЕТ приборов для
контроля зараженности воздуха новейшими фосфорными ОВ (зарином,
зоманом и V-газом) даже в рабочей зоне, не говоря уже о
населенных пунктах. Для воздуха рабочей зоны приборы БУДУТ (или
не будут) разработаны через какое-то время. Для населенных
пунктов приборов НЕ БУДЕТ, так что население в любом случае
останется беззащитным.
Чтобы скрыть нищету приборного портфеля, армия в ответе
ссылается на «полноту информации» своего официального сообщения.
Это — неправда.
По официальному сообщению армии (Российский химический
журнал, 1993, N 3, с.14; автор — генерал-лейтенант В.И.Холстов,
первый заместитель генерал-полковника С.В.Петрова), у нее
имеются приборы с чувствительностью определения фосфорных ОВ в
воздухе 10 минус 7 мг/л. Поскольку это в 10 раз хуже, чем
официальный гигиенический стандарт России для воздуха рабочей
зоны (10 минус 8 мг/л), начинать практические работы по
уничтожению химического оружия с такими приборами нельзя.
Однако, поскольку по чувствительности армейские приборы в 1000
раз хуже гигиенического стандарта России для воздуха населенных
пунктов (10 минус 11 мг/л), население должно быть выселено из
зоны защитных мероприятий вокруг баз хранения фосфорного
химического оружия.
МИНАТОМ пропагандирует какой-то прибор своего завода
«Сигнал». Однако, этот прибор еще хуже армейского: его
чувствительность 10 минус 5 мг/л, то есть хуже стандарта для
воздуха рабочей зоны в 1000 раз и хуже стандарта для воздуха
населенных пунктов в 100000 раз.
Население мест хранения химического оружия уже знает, что
несколько десятилетий оно рисковало своими жизнями в отсутствие
у армии необходимых приборов контроля зараженности такими ОВ,
как зарин, зоман и V-газ.
Трудно себе представить, что население согласится на
возрастание риска в связи с началом работ по реальному
уничтожению химического оружия в отсутствие необходимых
контрольных приборов.
ВЫВОД: начинать уничтожение химического оружия без
необходимых стационарных приборов контроля по периметру объектов
уничтожения химического оружия нельзя.
3. АССИГНОВАНИЯ
Письмом от 22 сентября 1997 г. Правительство РФ с подачи
армии сообщило, что для выполнения программы уничтожения
химического оружия необходимо порядка 34 трлн рублей, не считая
расходов на международные дела. Другими словами, речь идет о
примерно 6 млрд долларов США на 10 лет. Раньше называлась
величина около 5 млрд долларов. Со временем аппетиты у армии,
безусловно, возрастут,
Имеет ли эта сумма под собой хоть какое-то основание? Нет,
не имеет. На самом деле речь идет о прокорме в ближайшие 10 лет
тех звеньев армии, которые не имеют отношения к поддержанию
обороноспособности страны (химическое оружие исключено из нашей
военной доктрины).
Если бы рассматривались не дорогие химические «технологии»
уничтожения химического оружия ГосНИИОХТ, а более дешевые
физические, отброшенные по решению генерала С.В.Петрова, то весь
процесс химического разоружения был бы дешевле. Однако, это
армии не выгодно, поэтому она и скрывает свои «технологии»,
чтобы никто до начала работ не
обнаружил их ущербность.
Рассмотрим конкретно, как расходовали армия и ГосНИИОХТ
(разработчик «технологий») деньги, которые были выделены
Правительством России и Конгрессом США.
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА отвечает на вопрос о судьбе российских
рублей так: «Выделенные денежные средства на строительство
объектов по уничтожению химического оружия… использовались
Минобороны России на строительство второстепенных объектов, НЕ
предусмотренных Программой».
МИНЭКОНОМИКИ отвечает на вопрос о выделении валютных денег,
попавших в ГосНИИОХТ, следующим образом: «В целом ГосНИИОХТ
вместе с его субподрядчиками с начала работ (1995 год) получено
1402233,О долларов США».
Этот ответ особенно интересен. Достаточно сравнить 1,4 млн
долларов, будто бы полученных ГосНИИОХТ из США по данным
Минэкономики России, с суммой в 10,235 млн долларов США,
названной начальником Генштаба Минобороны России (см. UCS-
INFO.169) и уже потраченной на следующие дела химического
разоружения:
* проведение в 1995 году совместного двухстороннего
эксперимента по оценке российской технологии (6,371 млн.
долларов США), головной исполнитель — ГосНИИОХТ (г.Москва);
* закупку в 1995 году современного аналитического
оборудования, которое в настоящее время используется в ГосНИИОХТ
(2,2 млн. долларов США);
* разработка и изготовление оборудования поточных линий
уничтожения химических боеприпасов для объекта в районе г.Щучье
Курганской области (125,663 тыс. долларов США), головной
исполнитель — ГосНИИОХТ;
* оптимизация двухстадийного процесса уничтожения уничтожения
отравляющих веществ (1,497 млн. долларов США), головной
исполнитель — ГосНИИОХТ;
* масштабирование процесса уничтожения отравляющих веществ
(41,059 тыс. долларов США), головной исполнитель — ГосНИИОХТ.
Таким образом, из суммы 10,235 млн долларов США, полученных
ГосНИИОХТ, основная их часть — 8,835 млн долларов — «пропала». И
Минэкономики не имеет об этом ни малейшего представления.
ВЫВОД: необходим серьезный пересчет нынешних и будущих
расходов России на выполнение программы уничтожения химического
разоружения и производств его прошлого выпуска; в особенности -
с учетом всех возможных альтернативных технологий и желанием
нашей военно-химической бюрократии «доить» государство как можно
больше и как можно дольше.
* * *
Итак, как потратили наши власти целых полгода после
вступления в силу Конвенции о химическом оружии? Если
воспользоваться фольклором нашего Премьер-министра, они
прочесались. Причем, впустую.
Осталось 9,5 лет. Стиль будущей работы властных структур по
уничтожению химического оружия легко видеть из того, как прошли
последние 8-10 дней из прошедших 6 месяцев.
22 октября 1997 г. Комитет по международным делам
Государственной Думы согласился с необходимостью ратификации
Конвенции о химическом оружии, заменил коротенький президентский
проект закона («ратифицировать Конвенцию») на более длинную
бумагу и отправил его Президенту России. Вчера, 29 октября,
Президент, не найдя в многостраничных дополнениях Комитета по
международным делам ничего путного и мешающего его планам,
вернул бумагу без замечаний.
Таким образом, Президент — ЗА.
Завтра голосование. Расстановка сил в Государственной Думе
такова.
Комитет по международным делам, позаседав, высказался ЗА
ратификацию Конвенции. Комитет по промышленности, позаседав,
высказался ПРОТИВ ратификации. Комитет по экологии еще не
заседал. И уже не успеет.
Между тем из предыдущего текста следует, что нашей
Государственной Думе есть, о чем подумать. Подумать очень
крепко. Похоже, нам предлагают уничтожать химическое оружие
любой ценой.