« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.25, 22 августа 1995 г.
***********************************************************************************
Проблемы химического разоружения
Всем, кому это интересно,
«Союз за химическую безопасность» обращает внимание на события последних месяцев в области химического разоружения, демонстрирующие неумение государства принимать адекватные решения и его нежелание выслушивать и учитывать предложения общественных экологических организаций:
— военно-химический комплекс (армия, промышленность и тайная медицина) совместными действиями отправили решение по экологическим аспектам химического вооружения-разоружения, принятое на МВК по экологической безопасности Совета Безопасности РФ 24 января 1995 г. за N 14 и учитывавшее точку зрения общественных организаций, в мусорное ведро; другого места для него не нашлось;
— президент, напуганный большим зариновым отравлением в Японии, издал указ от 24 марта с.г. N 314, где поручил армии проведение экологического мониторинга вокруг баз хранения химического оружия и подбор технологий его уничтожения; других специалистов у него не нашлось;
— по-прежнему истово исполняется секретное решение премьера В.Черномырдина от 30 марта 1993 г. N 256-16 о сохранении режима секретности в отношении любой информации по химическому оружию, даже экологической; и.о. генерального прокурора отказался дезавуировать это решение как противоречащее Закону о государственной тайне под предлогом того, что он не обладает правом контроля за решениями правительства; теперь они пошли дальше, и по недавнему распоряжению В.Черномырдина дяди из КГБ (точное нынешнее название сего органа трудно упомнить) в настоящее время истово ищут пути «утечки химической информации»; другого поручения для них не нашлось;
— армия попыталась продемонстрировать самостоятельную программу уничтожения химического оружия на заседании правительства в начале августа, однако из-за конфронтации Иванова и Петрова ничего путного из этой затеи не вышло; другого занятия у господ Иванова-Петрова не нашлось;
— 24 августа с.г. начальники собирают очередную тусовку по химическому оружию в узком составе, общественность вновь оставили в прихожей; другого места для нее не нашлось.
Направляю Концепцию уничтожения химического оружия, подготовленную «Союзом за химическую безопасность». В начале июля этот документ был направлен в адрес президента РФ, однако результат был традиционный: одно из госведомств ответило, что предложения «учтены», что в переводе на язык нормальных людей означает, что его положили на полку.
Надеюсь услышать предложения.
У нас нет ни малейшей надежды, что кто-то из официальных лиц заинтересуется мнением общественности, разве что «кандидаты в депутаты», да и то не позже декабря. Поэтому приходится позаботиться о гласности самим, тем более что осень ожидается горячая.
С уважением
Л.Федоров
доктор химических наук, президент
«Союза за химическую безопасность»
22 августа 1995 г.
КОНЦЕПЦИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
1.ОБЩИЙ ПОДХОД. Уничтожение химического оружия — элемент общей задачи преодоления последствий подготовки к химической войне.
2.БЕЗОПАСНОСТЬ является безусловным приоритетом при решении любых вопросов, связанных с уничтожением химического оружия и преодолением иных последствий подготовки к химической войне.
3.ЗАКОНЫ. Государственная Дума: а) вносит дополнения в УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность любых органов, организаций и отдельных лиц за разработку, организацию производства, накопление, распространение, ненадлежащее хранение и экологически опасное уничтожение химического оружия; б) принимает законы об уничтожении химического оружия, об уничтожении производств химического оружия, о социальной защите лиц, участвовавших в производстве химического оружия, о социальной защите лиц, участвующих в уничтожении химического оружия; в) принимает закон о химической безопасности в связи с работами с химическим оружием и другими экотоксикантами.
4.СЕКРЕТНОСТЬ. Минздравмедпром РФ и состоящее при нем Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, Роскомхимнефтепром, Министерство обороны, Росгидромет, МЧС немедленно рассекречивают и публикуют всю информацию, касающуюся подготовки к химической войне, за исключением технологической.
5.ГРАЖДАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ. Сердцевиной всех общих и частных программ химического разоружения являются социальные программы. Окончательные решения по любым вопросам уничтожения химического оружия (выбору мест, технологий и т.д.) принимают территории, где оно хранится. Между территориями и Центром (Федерацией) заключаются гражданские соглашения по вопросам уничтожения химического оружия и решению необходимых социальных вопросов. Под территориями подразумеваются местные органы власти и неправительственные общественные экологические организации.
6.МЕСТА УНИЧТОЖЕНИЯ. Уничтожение химического оружия осуществляется исключительно в районах мест его хранения.
7.ТРАНСПОРТ. В силу чрезвычайной опасности межрегиональные перевозки химического оружия исключаются.
8.ТЕХНОЛОГИИ УНИЧТОЖЕНИЯ отбираются только на основе открытых конкурсов межведомственными комиссиями с участием не зависимых от правительства экспертов. Их выбор не должен связываться с обязательной коммерческой выгодой. Заказчиком являются местные органы власти и Роскомхимнефтепром.
9.ФИНАНСИРОВАНИЕ. Оплата расходов по реализации программ химического разоружения и соответствующих социальных программ осуществляется за счет средств федерального бюджета только через местные органы власти.
10.АРМИЯ. Немедленно снимает химическое оружие с вооружения, включая ирританты (газ CS и хлорацетофенон). Не занимается политикой, в том числе технической. Несет безусловную ответственность за хранение заказанного ею химического оружия. Под надзором территорий осуществляет всю работу по безопасному уничтожению химического оружия вплоть до утилизации реакционных масс после детоксикации отравляющих веществ. Готовит доклад о прошлой деятельности с химическим оружием. Реабилитирует земли, использовавшиеся при подготовке к химической войне, и возвращает их в народнохозяйственный оборот.
11.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. Представители общественных экологических организаций с правом решающего голоса участвуют в работе всех государственных, межведомственных и территориальных комиссий и иных органов, деятельность которых нацелена на решение задач химического разоружения и преодоления последствий подготовки к химической войне.
12.МОНИТОРИНГ (экологический, санитарно-эпидемиологический и медицинский) осуществляется гражданскими организациями — Минприродой, Госсанэпиднадзором и Росгидрометом в рамках разделения ответственности. При необходимости привлекаются Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме и армия.
13.МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ лиц, пострадавших при производстве, испытаниях, транспортировке, хранении и уничтожении химического оружия, осуществляется Минздравмедпромом и Госкомсанэпиднадзором. В случае необходимости привлекается Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме.
14.«КОНВЕРСИЯ». Цеха прошлого производства химического оружия не конверсируются, а уничтожаются и сносятся, в соответствии с нормами химической безопасности.
5 июля 1995 г.