UCS-INFO.263

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.263, 18 мая 1998 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения

ТРУДНОСТИ ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

России ратифицировала Конвенцию о химическом оружии и
вступила на путь практических работ по уничтожению своего
химического оружия.
России предстоит уничтожить 40 тысяч тонн отравляющих
веществ, которые хранятся на 7 военно-химических арсеналах.
К сожалению, на этом пути стране предстоит преодолеть
множество препятствий. Большинство из этих трудностей не
являются цивилизационными, а имеют отношение к советскому
прошлому нынешней России. И далеко не все они поняты властями
страны.
ПРАВО. Отсутствует правовая база, обеспечивающая процесс
химического разоружения. Уже принят Закон об уничтожении
химического оружия, однако он содержит серьезные недостатки
(он не обеспечивает права рядовых граждан). Проект нового
Закона о социальной защите людей, занятых на работах с
химическим оружием, вновь содержит недостатки. Однако и он
Государственной Думой еще не рассматривался.
Главным недостатком законов является отсутствие
законодательно обеспеченной выгодности процесса химического
разоружения для рядовых жителей.
Население, проживающее вблизи мест хранения химического
оружия, не имеет гарантий безопасности при его уничтожении.
Имеются в виду надежные технологии, серьезные средства защиты,
жесткие гигиенические нормы и чувствительные аналитические
приборы. Имеющиеся правовые документы содержат лишь
декларации, так как реализация объявленных положений не
гарантирована.
Население, проживающее вблизи мест будущего уничтожения
химического оружия, не имеет правовых гарантий на переселение
за счет федерального бюджета из зоны защитных мероприятий при
проведении этих работ.
Население, проживающее вблизи мест работ с химическим
оружием, не имеет гарантий оплаты за риск проживания в этой
зоне.
Населению не имеет гарантий на право получения всей
информации, имеющей отношение к процессу уничтожения
химического оружия.
Отсутствие выгодности процесса химического разоружения
для рядовых граждан, обеспеченной законом, является ПЕРВЫМ
препятствием на пути выполнения Конвенции о химическом оружии.
ЗДОРОВЬЕ. Советское химическое оружие было создано ценой
здоровья нескольких поколений советских граждан. Имеется
несколько популяций людей, который пострадали при производстве
химического оружия.
Те, кто участвовал в производстве химического оружия в
годы Второй мировой войны, забыты государством. Первоначально
их было примерно 100000 человек, в настоящее время осталось
примерно 200 человек.
Все те примерно 8000 человек, кто участвовал в
производстве новейшего химического оружия (зарина, зомана и V-
газа) отравлены. Однако государство не желает платить им за
утраченное здоровье. 5000 человек, участвовали в производстве
зарина и зомана на заводе в Волгограде и 3000 человек
участвовали в производстве российского V-газа на заводе в
Новочебоксарске.
Между тем имеются научные основания в пользу того, что
государство обязано оплачивать пострадавшим людям ущерб их
здоровью.
Дело в том, что малые дозы ОВ вызывают хронические
болезни у людей, подвергшихся их воздействию. В России к числу
пострадавших относятся все участники производства
фосфорорганических ОВ на химических заводах в Волгограде и
Новочебоксарске. В США к числу пострадавших относят 100000
участников войны в Персидском заливе, которые были отравлены
зарином.
В России уже началась публикация докладов о хроническом
отравлении участников производства ОВ. Однако эти научные ре-
зультаты еще не получили материального воплощения для постра-
давших людей. Государство еще не соглашается признать, что су-
ществует ущерб здоровью всех участников производства
российского химического оружия. Как следствие государство не
признает прав участников производства на восстановление здо-
ровье.
До тех пор, пока российские рабочие не получат
компенсацию за ущерб их здоровью при прошлом производстве
химического оружия, невозможно представить себе нормальный ход
работ по уничтожению цехов, где это происходило.
Отсутствие гарантии возмещения ущерба людям, пострадавшим
при производстве химического оружия — это ВТОРОЕ препятствие
на пути выполнения Конвенции о химическом оружии.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Химическое оружие хранится в
укромных уголках России, где никогда не было водопровода, газа
и канализации. Раньше в этих районах развитие промышленности
сознательно сдерживалось.
Жители этих мест, которые живут рядом с химическими
арсеналами (примерно в 200-500 метрах), не доверяют властям,
они боятся обмана. Они уверены, что и после уничтожения
химического оружия они вновь останутся без благ цивилизации,
без социальной инфраструктуры.
Тому свидетельство — реакция населения на первые попытки
Военно-химического комплекса (ВХК) осуществить планы уничтоже-
ния химического оружия и разрушения цехов химического оружия
без учета и в ущерб его интересам: Чапаевский протест — 1989,
Чувашия — 1992, Брянский регион — 1995 и т.д.
Все эти события развивались по сходным сценариям. Это
была реакция населения на не изменившийся образ действий сис-
темы, олицетворением которой остается ВХК. Протесты населения
и срывы планов химического разоружения будут продолжаться. По-
ка власти и в первую очередь ВХК не поймут, что разговаривать
с населением втемную больше не удастся, что с ним предстоит
работать с учетом в первую очередь именно его интересов.
Один из способов решения вопроса является создание
современной социальной инфраструктуры в местах хранения и
уничтожения химического оружия.
Отсутствие социальной инфраструктуры в местах работ с
химическим оружием — это ТРЕТЬЕ препятствие на пути реализации
Конвенции о химическом оружии.
В местах выполнения работ с химическим оружием военные
власти пока не хотят установить нормальные партнерские
отношения с населением и экологическими организациями,
представляющими его интересы.
Отсутствие нормального механизма взаимодействия между
властями и населением — это ЧЕТВЕРТОЕ препятствие на пути
реализации Конвенции о химическом оружии.
ИНФОРМАЦИЯ. Власти не поняли новой реальности. Как и
десятилетия раньше, власти не дают населению серьезной
информации о проводимых мероприятиях в области химического
разоружения.
Пока вместо информации пресса осуществляет лишь неуклюжую
пропаганду.
Жители России уже знакомы с механизмом информирования
населения США о работах с химическим оружием. Однако власти
России не поняли необходимости установления хотя бы
аналогичных отношений между властями и населением.
Армия США уже ознакомила население с прошлыми работами с
химическим оружием. В США армия получила от Конгресса такое
задание на 1993 г. и к ноябрю 1993 г. представила доклад с
описанием 215 мест на территории США, где в прошлые годы
осуществлялись операции по производству, испытанию, хранению и
уничтожению химического оружия.
В России министерства и ведомства получили аналогичное
поручение президента Б.Ельцина 26 сентября 1992 г. Задание не
выполнено: ВХК не представил жителям информацию о прошлых ра-
ботах с химическим оружием, в особенности об экологических и
медицинских последствиях этих работ.
Жители страны не получили достоверной информации о
здоровье и жизни людей, чьими руками советский военно-
химический потенциал был создан. Не имеется данных о
последствиях прошлого производства ОВ — ни о заболеваемости,
ни об экологической обстановке в этих городах, в особенности
вблизи заводов. Население страны официально не осведомлено ни
о катастрофах, ни даже об авариях, связанных с созданием,
испытанием, хранением и использованием химического оружия.
Американские официальные лица знают о российском
химическом оружии много больше граждан самой России.
Пока граждане не получит этих данных, они не поверят в
экологическую безопасность будущих работ.
Отсутствие информации об экологических и медицинских
последствиях прошлых работ с химическим оружием — это ПЯТОЕ
препятствие на пути реализации Конвенции о химическом оружии.
ТЕХНИКА. В России отсутствуют технологии уничтожения
новейшего химического оружия (зарина, зомана и V-газа). Тот
двух-стадийный подход к уничтожению отравляющих веществ,
который поддержали специалисты США, — это всего лишь метод
уничтожения, а не технология. В силу своих недостатков он вряд
ли пройдет экологическую экспертизу в ближайшие года два-три.
Следует подчеркнуть, что при отборе российского метода
уничтожения химического оружия не была обеспечена открытость
конкурса. Поэтому были избраны не самые удачные технические
решения. Официально принятые методы уничтожения химического
оружия не были проверены в форме полупромышленных установок и
линий.
Отсутствие надежных технологий уничтожения ОВ — это
ШЕСТОЕ препятствие на пути выполнения Конвенции о химическом
оружии.
ПРОГРАММЫ. В России утверждена и действует Программа
уничтожения химического оружия. Однако эта программа не будет
иметь легкой судьбы, поскольку она не легитимна. Программа не
прошла экологической экспертизы и не пользуется доверием
населения и экологических активистов. В разрабатываемой
программе уничтожения цехов по производству химического оружия
власти пытаются заменить уничтожение цехов на их
перепрофилирование.
В Программе уничтожения химического оружия зафиксированы
нереальные сроки его уничтожения. Власти России не хотят
осознать эту ситуацию. Между тем уже сейчас ясно, что сроки
уничтожения химического оружия, требуемые Конвенцией о
химическом оружии, в России не будут выдержаны.
Потому что эти сроки еще не обеспечивают экологическую
безопасность для жителей при проведении работ с химическим
оружием и создание социальной инфраструктуры в местах этих
работ.
Нереальность сроков уничтожения химического оружия — этой
СЕДЬМОЕ препятствие на пути выполнения Конвенции о химическом
оружии.
ФИНАНСЫ. Цена уничтожения российского химического оружия
- 5-6 миллиардов долларов на 10 лет. Пока этих денег у
российской государства нет. Некоторая финансовая помощь
поступает от США, Германии, Нидерландов и других стран. Однако
качество работ, проводимых за счет этой помощи, не
обеспечивается. Нет механизма, чтобы в рамках западной
финансовой поддержки не протаскивался двойной стандарт.
Таким образом, отсутствие финансирования не является ос-
новным препятствием на пути выполнения в России Конвенции о
химическом оружии. Выше уже было названо 7 таких препятствий,
которые имеют отношение к советским особенностям прошлого Рос-
сии.
Отсутствие денег — это лишь последнее, ВОСЬМОЕ,
препятствие на пути выполнения Конвенции о химическом оружии.
Это нормальное препятствие для всех цивилизованных стран.
ВЫВОД. Как и в 1995 г. (в период 5-й Конференции и Сток-
гольме), психологически власти России еще не созрели до реше-
ния проблем химического разоружения. И это препятствие — глав-
ное. Уничтожить имеющееся в России химическое оружие за 10 лет
невозможно. Этот процесс будет длиться 15-20 лет.

Федоров Л.А., The sixth International
Symposium on protection against chemical
and biological warfare agents,
Stockholm, Sweden, 10-15 may, 1998

Комментарии запрещены.