UCS-INFO.307

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.307, 17 сентября 1998 г. *
*******************************************************************
Будни государственного экологического авантюризма

В МОСКВЕ СЫСКАЛИ, НАКОНЕЦ, ТОКСИЧНЫЕ ОТХОДЫ
(Генеральный прокурор в роли Герцена и его «Колокола»)

«МОСКВА ОБЪЯВЛЯЕТ ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ ВНЕ ЗАКОНА. Новая забота
появилась у природоохранных ведомств Москвы с подачи
генпрокурора Юрия Скуратова. В ближайшее время они ПЕРЕНЕСУТ
основные усилия с традиционной борьбы с автомобилистами за
чистоту воздушного бассейна столицы на решение проблем
утилизации и захоронения радиоактивных отходов, токсичных,
химических и иных веществ.
Побудительным мотивом к этому стало письмо Юрия Скуратова
от 30 июня с.г., адресованное председателю правительства РФ
Сергею Кириенко. В письме генпрокурор обращает внимание
премьера на многочисленные нарушения природоохранного
законодательства в стране и невыполнение федеральных целевых
программ ликвидации вредных отходов.
В 12-миллионной Москве расположено 13 организаций и
объектов, включенных в перечень особо опасных радиационных и
ядерных объектов. В их числе и оснащенный 7-ю ядерными
реакторами Курчатовский институт, на территории которого
скопилось и практически не вывозится до 4 тыс. кубометров
радиоактивных отходов. Все это вкупе с предприятиями
химической, оборонной промышленности представляет для города
серьезную опасность.
Проблема усугубляется тем, что руководство таких
предприятий зачастую противодействует проверкам их
деятельности.
Решено в ближайшее время провести комплексную проверку
радиационно опасных предприятий.
Однако этих мер для коренного улучшения ситуации явно
недостаточно. Ведь федеральные программы борьбы с радиационно
опасными и другими вредными отходами практически не
финансируются госказной».
Газета «Сегодня», 5 августа 1998 г.

К сожалению, «недолго музыка играла» — через полмесяца
адресата письма (будем честными, по содержанию достаточно
простенького) Генерального прокурора сняли с работы и
отправили на отдых в Австралию. Так что у природоохранных
начальников Москвы (и всея Руси) появился мотив забыть про
неожиданно возникший переполох и вернуться к будням — к
автомобилям как самому понятному источнику загрязнений
окружающей среды. Или не возвращаться никуда. Или вернуться к
слезам по госказне.
Однако, поскольку без оптимизма в экологии делать нечего,
мы приводим на всякий случай то самое письмо, которое так лихо
прочистило мозги деятелям из Москвы. А вдруг поможет еще где-
нибудь?
* * *

Председателю Правительства Российской Федерации
Кириенко С.В.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.06.98 1-ГП-85-98

О некоторых проблемах экологической безопасности России
Уважаемый Сергей Владиленович!
Правоохранительными органами Российской Федерации
обобщена практика исполнения законодательства, направленного
на предупреждение незаконного ввоза, вывоза, захоронения,
утилизации отработавшего ядерного топлива, радиоактивных,
токсичных, химических и иных вредных для окружающей природной
среды и здоровья населения зарубежных и отечественных
промышленных отходов.
В ходе проверок выявлены многочисленные нарушения Законов
Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»,
«О радиационной безопасности населения», «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения». Практически не
выполняются федеральные целевые программы «Обращение с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами,
их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы», «Отходы».
По данным Министерства здравоохранения Российской
Федерации, на территории страны ежегодно образуется около 7
млрд. т отходов, из которых перерабатывается лишь одна треть.
На объектах Министерства обороны Российской Федерации
скопилось около 10 млн. т бытовых и более 850 тыс. т
производственных отходов, причем 90% бытовых отходов вывозится
на свалки. Только запрещенных к применению химических средств
защиты растений на территории России скопилось свыше 20 тыс.т.
Наибольшие антропогенные последствия испытывают водные
объекты. В результате загрязнения ухудшается качество питьевой
воды — около 50% населения России вынуждено использовать воду,
не соответствующую в той или иной степени гигиеническим
требованиям, т.е. представляющую опасность для здоровья
человека.
В результате производственной деятельности предприятий
атомной энергетики и промышленности, атомного флота на
территории страны накоплено радиоактивных отходов с суммарной
активностью около 1,5 млрд. кюри, а отработавшего ядерного
топлива — с общей активностью около 4, 65 млрд. кюри. По
существу, страна превращается в свалку! Создается реальная
угроза национальной безопасности России. Непринятие
своевременных мер по предупреждению нарушений федерального
законодательства, регламентирующего порядок хранения,
утилизации и захоронения радиоактивных, химических и других
вредных промышленных и бытовых отходов, в недалеком будущем
может привести к экологическим и техногенным катастрофам.
Анализ имеющихся материалов свидетельствует, что наиболее
острый характер приобрела проблема хранения и переработки
отработавшего ядерного топлива, образующегося на объектах
Министерства по атомной энергии и Министерства обороны
Российской Федерации.
До настоящего времени не выполнено решение Правительства
СССР, принятое в 1985 г., о строительстве спецхранилищ на
Северном и Тихоокеанском флотах для захоронения реакторных
отсеков атомных подводных лодок. Не решен вопрос с утилизацией
компонентов ракетного топлива старых систем. В этих условиях
выведение из-под контроля Госатомнадзора России объектов
Министерства обороны Российской Федерации представляется
ошибочным. Ни на одной атомной электростанции России не
имеется полного комплекса установок для кондиционирования
радиоактивных отходов, в связи с чем усугубляется проблема
переработки и утилизации отработавшего ядерного топлива. На
производственном объединении «Маяк», Сибирском химическом
комбинате и Красноярском горнохимическом комбинате Минатома
России около 400 млн. куб. м отходов находится в открытых
водоемах и специальных бассейнах.
Учитывая актуальность вопросов, связанных с захоронением
радиоактивных отходов, Правительство Российской Федерации
постановлением от 29.07.95 773 запретило ввоз на территорию
России ядерного топлива с зарубежных АЭС, если страна-
поставщик не соглашается принять образующиеся при его
переработке отходы.
В последнее время обострилась обстановка с приемом,
переработкой и хранением отработавшего ядерного топлива на
единственном в России специализированном ПО «Маяк»,
технические возможности которого явно недостаточны.
Непосредственно на предприятиях Минатома России
радиоактивные твердые отходы производства размещаются в
могильниках, что не соответствует установленным требованиям.
Между тем модульные хранилища для надлежащего захоронения
таких отходов не создаются. Несмотря на важность и
первоочередность эти мероприятия не финансируются.
Выявлены многочисленные нарушения порядка обращения с
радиоактивными отходами в части превышения предельного
двухлетнего срока их хранения в жидком состоянии. Повсеместно
инженерно-технические средства защиты и контроля не отвечают
элементарным требованиям поддержания безопасного
функционирования важнейших производств.
Значительное накопление радиоактивных отходов, отсутствие
необходимых технических средств и технологических возможностей
для обеспечения безопасного обращения с этими отходами и
отработавшим ядерным топливом создают реальную угрозу
возникновения радиационных аварий. Так, в Читинской области
гг. Болей и Краснокаменск в результате освоения уранового
месторождения оказались в промышленной зоне предприятий.
Однако до настоящего времени Правительством России,
администрацией Читинской области меры к дезактивации так и не
приняты.
В последние годы к традиционным видам экологических
правонарушений добавились новые, в частности незаконный ввоз в
Российскую Федерацию радиоактивных, токсичных, химических и
иных опасных для окружающей природной среды и здоровья
населения отходов зарубежного производства. Так, предотвращена
реализация незаконного контракта между НПО «Радон» и одной из
тайваньских фирм на переработку радиоактивных отходов. Только
благодаря принципиальной позиции органов Госатомнадзора России
пресечен ввоз радиоактивных отходов иностранного производства
московским АО «Синтез ЛТД «. В Мурманской области
приостановлен незаконный ввоз из Голландии 48 т запрещенных
промышленных отходов. Такие факты не единичны.
С учетом политики ряда зарубежных государств,
направленной на ликвидацию на своих территориях экологически
вредных производств, инофирмы зачастую пытаются разместить
мусоросжигающие заводы в России, при этом в качестве расчетов
за их строительство перед Российской Стороной ставятся условия
переработки на вводимых в эксплуатацию заводах иностранных
отходов. Нередко органы местного самоуправления, на которые
напрямую выходят представители фирм, не проводят экологические
экспертизы данных проектов или не учитывают их результаты.
Прокуратурой Владимирской области опротестовано
постановление главы администрации о землеотводе под
строительство Центра технического захоронения промышленных и
бытовых отходов по французской технологии, не прошедшей
экологическую экспертизу. После вмешательства прокуратуры
Приморского края предотвращено заключение договора между ОАО
«Приморскуголь» и японской фирмой «Рюсуй» о захоронении
отходов в законсервированных шахтах. Имеются случаи
обнаружения в составе отправляемого на экспорт металлолома
радиоактивных отходов, а также повышенного радиационного фона.
Таможенными органами Северо-Западного, Калининградского и
других региональных таможенных управлений неоднократно
пресекались попытки незаконного перемещения через таможенную
границу Российской Федерации товаров с повышенным радиационным
фоном. Однако пока таможенные органы не будут оснащены
необходимым количеством аппаратуры радиационного контроля,
потенциальная угроза ввоза, вывоза и транзита через территорию
Российской Федерации радиоактивных отходов и товаров, имеющих
повышенный радиационный фон, будет сохраняться.
Практика таможенного контроля свидетельствует о
многочисленных нарушениях таможенного законодательства,
допускаемых предприятиями, организациями, сфера деятельности
которых — обращение с опасными отходами. Например, на ПО
«Маяк» за нарушение таможенного режима заведено 9 таможенных
дел по характерным основаниям — недостоверное декларирование
товаров. К уголовной ответственности привлечен директор
изотопного завода ПО «Маяк» Калиновский А.А., который, являясь
должностным лицом, используя служебное положение и подложные
документы, неоднократно совершал контрабандные перемещения
радиоактивных веществ.
Массовый характер приобрели нарушения законодательства
при ввозе и дальнейшем использовании химических средств защиты
растений, а также медицинских и ветеринарных препаратов с
нарушенными сроками реализации или не зарегистрированных в
России. Так, Госхимкомиссией Главхимзащиты Министерства
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в
нарушение установленного порядка выданы регистрационные
удостоверения на химические средства защиты растений
индийского производства без заключения экспертов о возможности
их применения на территории России. После вмешательства
Генеральной прокуратуры Российской Федерации нарушения были
устранены.
Повсеместно агрохимикаты и сельскохозяйственные удобрения
по истечении срока использования не подвергаются уничтожению и
надлежащему захоронению, часто хранятся под открытым небом, на
складах, не соответствующих предъявляемым требованиям, что
вызывает загрязнение земельных и водных ресурсов.
Практически не решается проблема со сбором, хранением,
утилизацией и захоронением отечественных промышленных отходов.
Промышленные отходы, не подлежащие использованию и
переработке, в основном направляются на захоронение. Только в
местах организованного захоронения, занимающих площадь свыше
14 тыс. га земельных угодий, размещено более 18 млн. т
отходов.
В нарушение ст. 54 Закона Российской Федерации «Об охране
окружающей природной среды» токсичные, химические и иные
опасные промышленные отходы размещаются на территориях
предприятий. Например, на территории АО » Саранскинструмент»
(Республика Мордовия) захоронено 22 т шлака, относящегося к 1
классу опасности.
В этой связи особо остро стоит проблема обеспеченности
регионов мусороперерабатывающими и мусоросжигающими заводами,
полигонами для промышленных (в том числе особо опасных) и
бытовых отходов. Практически во всех субъектах Федерации, где
проведены проверки, полигоны отсутствуют, а в тех регионах,
где они есть, сроки их эксплуатации уже истекли, что приводит
к широко распространенной незаконной практике вывоза
промышленных и бытовых отходов в места несанкционированных
свалок. По данным Госкомэкологии России, ежегодно таким
образом размещается около 100 тыс. т отходов, пятая часть
которых относится к 1 классу опасности.
Несмотря на проделываемую работу природоохранных органов
(Госатомнадзора, Госкомэкологии, Госкомзема, Минздрава России
и др.) по контролю за обращением промышленных и бытовых
отходов, необходимо констатировать, что принимаемые ими меры
явно не соответствуют степени общественной опасности и
распространенности экологических правонарушений. Располагая
конкретной информацией о нарушениях законодательства,
контролирующие органы не принимают действенных мер к их
устранению. Проверки соблюдения правил обращения с отходами
проводятся нерегулярно, их эффективность крайне низка,
отсутствует надлежащий контроль за устранением выявленных
нарушений, виновные юридические и должностные лица не
привлекаются к установленной ответственности, штрафные санкции
принудительно не взыскиваются, а меры к возмещению ущерба не
принимаются. Материалы о преступных нарушениях
природоохранительного законодательства в правоохранительные
органы не направляются. Зачастую сами органы контроля
санкционируют незаконные действия, нарушают порядок
привлечения виновных к установленной законом ответственности.
Редко используется и такая мера пресечения правонарушений, как
закрытие или приостановка деятельности предприятий.
Вместе с тем имеются существенные недостатки и в работе
правоохранительных органов. Многие из них на местах также
заняли примиренческую позицию в отношении нарушений
природоохранительного законодательства, неэффективно
используют свои полномочия для привлечения злостных
нарушителей к установленной законом ответственности.
Таким образом, нарушения законности приобрели массовый
характер. Наносится огромный экономический ущерб стране,
невосполнимый урон окружающей природной среде, ставится под
угрозу существование будущего поколения россиян. Без срочного
принятия кардинальных мер невозможно предотвратить
экологические и техногенные катастрофы.
В связи с этим на координационном совещании руководителей
правоохранительных органов утвержден план мероприятий,
направленных на укрепление правопорядка и усиление надзора в
этой сфере, принято решение информировать Вас, Сергей
Владиленович, о крайне неблагополучной обстановке при
обращении промышленных и бытовых отходов и просить в целях
обеспечения экологической безопасности Российской Федерации:
* при разработке федерального бюджета ежегодно предусматривать
выделение необходимых средств на финансирование федеральных
целевых программ «Обращение с радиоактивными отходами и
отработавшими ядерными материалами, их утилизация и
захоронение на 1996-2005 годы», «Отходы», а также Федеральной
целевой программы развития таможенной службы Российской
Федерации на 1996-1997 годы и период до 2000 года;
* предусмотреть комплекс мер, направленных на предотвращение
незаконного вывоза и ввоза радиоактивных, химических,
токсичных и иных вредных отходов производства, а также
механизм государственного принуждения к возврату иностранному
поставщику отходов, ввезенных на территорию России незаконным,
в том числе контрабандным путем;
* проработать и утвердить механизм государственного
экологического контроля за транзитом через территорию страны
радиоактивных отходов;
* ввести порядок обязательного государственного страхования
радиоактивных, химических, токсичных и других опасных отходов
при перемещении их через государственную границу;
* создать систему жесткого государственного контроля за
ввозом, реализацией и последующим использованием гербицидов и
пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве.
С уважением
Ю.И. Скуратов
Генеральный прокурор Российской Федерации

* * *
Обращение к получателям Бюллетеня.
В последнее время программа рассылки работает не очень
аккуратно, из-за чего некоторые подписчики получают один и тот
же выпуск бюллетеня по нескольку раз. Просьба не обижаться, а
информировать редакцию о таких случаях, с тем чтобы мы могли
найти и устранить причину.

Комментарии запрещены.