« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.342, 25 ноября 1998 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения
ЗАЯВЛЕНИЕ СОЮЗА «ЗА ХИМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ» В СВЯЗИ С
ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНОЙ РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ
В деле уничтожения Россией объявленных запасов боевого
химического оружия сложилась абсолютно нетерпимая обстановка.
По-прежнему не установлена та открытость в отношениях
между представителями власти и населением, без которой, как
свидетельствует опыт Чапаевска, проведение такой сложной работы
невозможно.
Представители государственной власти России не желают
установления социального механизма, который бы обеспечивал
постоянный диалог с населением и позволял разрешать непрерывно
возникающие противоречия. Нормальный диалог с людьми по-
прежнему подменяется нечего не решающими встречами
«специалистов».
Ни действующее законодательство, ни планируемые к
принятию документы законодательного характера не обеспечивают
в полном объеме защиту интересов населения в связи с прошлым
хранением и будущим уничтожением боевого химического оружия.
Представители государственной власти России по-прежнему
делают вид, что тяжелых медицинских и экологических проблем,
связанных с прошлыми работами по химическому вооружению
страны, будто бы не существует, хотя именно готовность
государства к разрешению этих проблем могла бы способствовать
установлению доверия между властями и населением и облегчению
работ по химическому разоружению.
Ни Минздрав, ни Минобороны России не выполнили требований
закона по рассекречиванию документов медицинского и
экологического характера о прошлой деятельности с химическим
оружием, в результате чего заблокированы любые возможности
защиты людей и природы, пострадавших при прошлых работах.
Правительство России, обязавшееся при ратификации
Конвенции о химическом оружии обеспечить безусловное выделение
необходимых ассигнований для бесперебойного проведения работ,
сорвало осуществление этого обязательства.
Финансовая помощь, выделенная США для технических работ
по уничтожению химического оружия в Курганской области,
привела к тому, что организации-потребители ассигнований
активно осуществляют работы по планированию и возведению
завода при отсутствии не только экологически безопасной
технологии уничтожения химического оружия, но и в отсутствие
нормальной технической документации.
Государственные органы России ведут работы по химическому
разоружению страны с использованием нелегитимной программы -
документ не прошел обязательной государственной экологической
экспертизы и в любой момент может быть оспорен в судебном
порядке. Более того, правительство страны разрешило проведение
любых работ по химическому разоружению вообще без должным
образом оформленной технической документации.
Все еще не разработаны экологически безопасные технологии
уничтожения различных видов химического оружия.
Механизм проведения Госкомэкологией России
государственной экологической экспертизы документов, связанных
с работами по уничтожению химического оружия,
неудовлетворителен и вызывает сомнения в объективности и у
общественности, и у специалистов.
Государственные органы России при выборе мест будущего
уничтожения химического оружия руководствуются лишь условием
минимизации расходов, а не требованиями экологической
безопасности, в результате чего все без исключения отобранные
участки оказались в непосредственной близости от мест
нынешнего хранения химического оружия и в подавляющем
большинстве случаев не удовлетворяют даже минимальным
требованиям экологической безопасности и заботе об интересах
будущих поколений.
Представители государственных органов России без
достаточных оснований продолжают настаивать на обязательном
соблюдении нашей страной сроков уничтожения боевого
химического оружия, установленных Конвенцией по химическому
оружия (то есть до апреля 2007 года), тогда как необходимости
в этом нет, поскольку Государственная Дума при ратификации
Конвенции специально оговорила, что сроки уничтожения боевого
химического оружия устанавливаются Президентом России с учетом
не только требований Конвенции по химическому оружию, но и
экономической ситуации в стране.
Многочисленные инспекционные группы международной
Организации по запрещению химического оружия, посетившие в
течение года Россию, отказались вступать в какие-либо контакты
с населением территорий прошлого производства и нынешнего
хранения химического оружия и разъяснять реальное положение
дел. Эти группы не оправдали ожиданий, что международный
контроль поможет проведению экологически безопасного
химического разоружения России, напомнив порочную практику
МАГАТЭ, чья соглашательская позиция по отношению к ядерным
державам общеизвестна.
Армия при благожелательном отношении Президента России
пытается передать всю проблему уничтожения химического оружия
несуществующим гражданским ведомствам, в результате чего будет
поломан даже нынешний малоэффективный механизм проведения
работ, а вопросы ликвидации экологических последствий прошлой
деятельности армии по уничтожению химического оружия уже
никогда не найдут своего разрешения.
Таким образом, совокупность сложившихся обстоятельств
позволяет понять людей, не исключающих возможности
приостановления Россией до лучших времен действия Конвенции о
химическом оружии и даже о ее полной денонсации.
Возможно, это крайняя точка зрения. Однако в реальных
условиях, сложившихся в России, было бы безумием настаивать на
скорейшем проведении работ по уничтожению объявленных запасов
боевого химического оружия России. Полет на Луну можно
позволить только тому режиму, который способен обеспечить
возвращение своих людей обратно. Начинать химическое
разоружение можно только при условии, что при любых
обстоятельствах будет обеспечено безусловное решение всех
возникающих социальных, финансовых, технических, юридических,
организационных и иных проблем.
Что касается активно распространяемых угроз, что
химические боеприпасы, хранящиеся в арсеналах России, будто бы
скоро «потекут», то реальность не столь пессимистична, как это
утверждают представители власти и обслуживающие их
общественные организации. Во всяком случае из нескольких
миллионов химических снарядов, которые складированы на базе у
поселка Плановый Курганской области, «потекли» только около 10
штук и были благополучно уничтожены.
Таким образом, у нас еще есть время для организации
такого механизма работ, при котором будет обеспечено
непрерывное химическое разоружение при безусловном соблюдении
требований экологической безопасности и интересов затронутого
населения.
И все это — без спешки и аварий.
В деле химического разоружения нам нужны не столько чужие
деньги, сколько ответственная власть в собственной стране.
Президент Союза «За химическую
безопасность», доктор химических наук Федоров Л.А.