« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.349, 7 декабря 1998 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения
БУДУТ ЛИ ЗАЩИЩЕНЫ ГОСУДАРСТВОМ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ ?
17 июня 1998 г. в жестокой борьбе Государственная Дума
России приняла в первом чтении проект закона «О социальной
защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».
Проект был представлен в порядке законодательной инициативы
Государственным Советом Чувашской Республики, рассмотрен (и не
рекомендован) профильным Комитетом по труду и социальной
политике Государственной Думы (при наличии отрицательного
заключения Правительства России) и передан Советом
Государственной Думы на общее рассмотрение Государственной
Думы. Лоббисты правительства в последний момент попытались
сорвать прохождение проекта закона, подсунув альтернативный
проект Правительства, никем не рассмотренный, не одобренный и
не рекомендованный.
Время покажет, будет или не будет в конце концов принят
проект закона концептуально в той форме, которая была
предложена Чувашской Республикой. Ниже приводятся два
выступления, которые бесстрастно зафиксировала стенограмма и
которые характеризуют накал страстей вокруг этого закона.
ПЕЧНИКОВА В.А., представитель Государственного Совета
Чувашской Республики.
«Уважаемая Государственная Дума! Труден и тяжел был наш
путь на эту трибуну. Мы отправили свой законопроект в марте
прошлого года. Мы добивались неоднократно встречи в комитете
по социальной политике, просили при обсуждении законопроекта в
комитете пригласить нас, но это не было сделано. Мы обращались
во все фракции, чтобы ускорили рассмотрение этого
законопроекта, и когда прошло почти полтора года, уже материал
включен в порядок работы, сейчас ставится вопрос о том, что
правительственный вариант внесли. Но его внесли два дня назад!
Большое спасибо за предоставленную возможность выступить.
Государственный Совет Чувашской Республики делает третью
попытку обратить внимание федеральных властей на проблемы
регионов, связанных с химическим оружием. В 1995 году мы уже
направляли аналогичный законопроект. В 1997 году нами было
направлено более 70 поправок к закону «Об уничтожении
химического оружия». Но они также не были рассмотрены и
приняты. Совет Федерации предлагал рассмотреть все замечания
регионов в согласительной комиссии. Но Государственная Дума
преодолела отклонение Советом Федерации и приняла закон, с
которым не согласился ряд субъектов Российской Федерации,
закон, где социальная защита граждан, занятых на работах с
химоружием, только продекларирована.
Мы, имея горький опыт многолетнего производства
химического оружия и массу социальных проблем, связанных с
этим производством, реально представляя опасность работ с
химоружием, вынуждены повторно войти в Государственную Думу с
законодательной инициативой по принятию федерального закона «О
социальной защите граждан, занятых на работах с химическим
оружием», в котором учли, постарались учесть интересы всех
регионов бывшего испытания (вы знаете, это десятки регионов),
регионов хранения и регионов будущего уничтожения химического
оружия.
Основная идея рассматриваемого законопроекта — определить
минимальный уровень социальной защиты различных категорий
граждан, занятых на работах с химическим оружием и проживающих
в зоне защитных мероприятий, а для тех, кто работает на
объектах по хранению химического оружия или будет работать на
объектах по уничтожению химического оружия — прежде всего
достаточно высокий уровень заработной платы и бесплатное
обследование состояния здоровья, а при необходимости и
лечения; для тех, кто отработал,- бесплатное медицинской
обслуживание и лекарственное обеспечение.
Больших льгот мы не просим. Но Правительство Российской
Федерации считает, что необоснованно расширен круг граждан, на
которых распространяется социальная гарантия, и лишними
оказались именно те, кто отработал десятки лет на объектах по
производству, испытанию химоружия, получил определенные дозы
отравления. И лишними оказались дети, рожденные в период
работы одного из родителей на таких объектах. Если бы вы
видели этих детей!
Наш законопроект закладывает правовые основы социальной
защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием,
независимо от срока проведения этих работ. То есть социально
защищены должны быть не только те, кто будет уничтожать
химическое оружие или заниматься конверсией бывших
производств, но и те, кто производил, испытывал и хранил
химическое оружие.
Проблем бывших одна из самых серьезных. Это люди, которые
имели контакт с боевыми отравляющими веществами, получили
отравление, острое или малыми дозами. И так как технология
производства и контроль за предельно допустимыми
концентрациями отравляющих веществ были далеки от совершенства
и не было средств защиты, адекватных уровню опасности
отравляющих веществ, многократно превосходящих опасность
веществ первого класса, то создается впечатление, что люди
оказались участниками громадного эксперимента, в ходе которого
отрабатывались и технологии, и средства индивидуальной защиты.
Из более чем 3 тысяч человек, прошедших через производство
химического оружия только в Чувашии, статус профбольного имеют
220 человек, остальные никак социально не защищены.
Я бы не вышла на эту трибуну, если бы не была связана с
людьми. Я сама инженер-химик с 25-летним стажем и только
благодаря одному из несчастных случаев не попала на этот
объект. Но те, с кем я приехала, — иных уж нет, а те далече:
они ушли, не доживши до пенсионного возраста, мои
однокурсники. Ныне получают пенсию в 300 рублей, не имея
возможности покупать лекарства и продукты питания, сотни
людей. Но они-то, придя на производство молодыми и здоровыми,
умирают в 45-летнем возрасте, и получить статус профбольного и
раньше-то было проблемой, а сейчас это практически невозможно.
Официальное отношение к профзаболеванию таково, что
доказать связь болезни и производства может 1 процент
пострадавших, а остальные обречены на вымирание. То, что эти
люди больны, подтверждается закрытыми материалами, которые
хранятся в бывшем Третьем главном управлении Минздрава России.
Аналогичные проблемы — в десятке других регионов, где
производилось, испытывалось, хранилось и уничтожалось
химическое оружие. Это Саратовская, Волгоградская, Самарская,
Нижегородская, Брянская, Кировская, Пензенская, Курганская
области, это Республика Удмуртия? Березняки на Урале, да еще
много таких мест. Мы считаем, что все, кто прошел через
производство и испытание химическое оружие и будет в
дальнейшем его уничтожать, тоже когда-то станут бывшими. Они
не должны ничего доказывать — они должны быть защищены
государством.
При этом необходимо учитывать колоссальный риск,
экстремальные условия труда, несовершенство технологии и
несовершенство средств индивидуальной защиты. Я была в Америке
и общалась с рабочими, которые уничтожали химоружие. Они и при
производстве работали по 2 часа в сутки, работали в
одноразовых костюмах. Наши рабочие работали по месяцу в своих
костюмах, до тех пор пока они не прорывались. И, снимая
костюмы, бросали их в дегазационную ванну, а на другой день
получали из сушки, одевали абсолютно нечистые костюмы. Когда к
нам приехали американцы (сейчас приехали на обследование
производства химического оружия) и наше руководство «Химпрома»
предложило свои защитные костюмы, американцы две недели ждали,
пока из-за рубежа, из-за Атлантики им не привезут их костюмы.
Они не пошли в тех костюмах на тот объект, который сейчас
законсервирован, который изнутри пропитан отравляющим
веществом. А это здание почти в километр длиной и 200 метров
шириной. Так что вы сами представляете, что это здание тоже
еще надо очистить.
Законопроект совершенно обоснованно определяет права
граждан, проживающих или работающих в зоне защитных
мероприятий. Это прежде всего право переселения в безопасные
условия проживания, бесплатное медицинское обслуживание и
лекарственное обеспечение, так как не гарантировать право на
отселение — значить вынуждать в опасных условиях. Это
нарушение конституционных прав граждан.
Финансирование всех расходов, связанных с реализацией
данного закона, должно осуществляться из федерального бюджета,
ибо люди, работавшие на производстве химоружия, крепили
оборонную мощь страны и расплачивались своим здоровьем.
Остались они ныне со своими нерешенными проблемами. Груз
последствий в дальнейшем может остаться и в регионах, и
единственный выход — социально защитить людей федеральным
законом.
Просим принять наш законопроект концептуально, в первом
чтении».
ШЕНКАРЕВ О.А., депутат от Брянской области.
«Наш комитет принял решение не поддерживать этот
законопроект, и не поддерживать по принципиальным
соображениям. Дело в том, что он построен на абсолютно
неприемлемых принципах: льготы давать не тем, кто пострадал, а
тем, кто участвовал, проживал или работал, то есть по
формальному признаку. У нас таких законов, вообще-то говоря,
практически сегодня в Российской Федерации нет. Это будет
беспрецедентный случай. Вдумайтесь, авторы законопроекта
сейчас нам предлагают: любому работающему на предприятии,
связанном с химоружием, помимо тех льгот, которые положены на
любом вредном производстве, еще дополнительно давать массу
различных льгот.
Предоставляются льготы тем, кто ранее работал на
химических заводах, и опять по факту работы. Я понимаю, если
человек заболел, стал инвалидом. Да на это денег вообще не
надо нам жалеть… Но просто человеку за то, что когда-то где-
то работал… У нас, вы понимаете, полстраны где-то когда-то
работало, на разных производствах, не только на химических.
Следующий момент. Предоставляются льготы детям работающих
или работающих раньше, и опять всем детям, независимо от того,
здоровые они или больные.
Вообще создается опасный прецедент.
Согласно и конституционным, и просто человеческим нормам,
мы должны поддерживать только пострадавших, заболевших, тех,
кто стал инвалидом, пострадавших детей… А просто за факт
участия, что человек где-то работал, на каком-то производстве,-
это будет неправильно».
* * *
Господин Шенкарев (КПРФ) — демагог известный, однако его
ложь лежит на поверхности. В проекте закона, представленном
Чувашской Республикой, совершенно четко говорится о тех и
только о тех рабочих, которые были лично заняты на
производстве именно химического оружия. А не в других цехах,
не на других заводах и не в других отраслях. И дети имеются в
виду не все подряд, а только этих людей. Рабочих тех вполне
известное количество — 3000 человек назвала представительница
Чувашии и 5000 рабочих остались от производства химического
оружия в Волгограде. Все. Остальные (те, что делали химическое
оружие в годы войны) в «заботе» господина Шенкарева не
нуждаются: 100000 человек умерли в войну и в первые
послевоенные годы, а дожившие до наших дней 200 человек все
(ВСЕ!) свою малосодержательную профинвалидность имеют.
Первый тезис проекта, представленного Чувашией,
материализует уже известный результат: ВСЕ, кто работал на
советском производстве современного химического оружия,
отравлены МАЛЫМИ ДОЗАМИ, а не только те, кто были отравлены
большими дозами и потому получившими «заботу» эскулапов из
Третьего главного управления при Минздраве. Беда в том, что
этот результат не наш, а американский, а наш патриот Шенкарев
не признает чужой науки. Между тем ВСЕ американские солдаты,
освобождавшие Кувейт от Ирака во время «войны в заливе»,
которые попали однажды под облако зарина, пострадали от МАЛЫХ
ДОЗ этого самого зарина. Было тех американских солдат 100000
человек, пострадавшими они были признаны не сразу, но тем не
менее в наше время ВСЕ они считаются пострадавшими и
пользуются финансовыми благами, с этим связанными. Что до
концентрации зарина, то в пустыне она создалась в тот
единственный раз такая, которая у нас на заводах химического
оружия была повседневным стандартом.
Второй тезис проекта, представленного Чувашией, столь же
очевиден. Предложено, чтобы ВСЕ, кто окажется в зоне защитных
мероприятий при будущем уничтожении химического оружия, имели
право на отселение за счет бюджета. Не ожидая, когда они
пострадают.
Зачем этим людям рисковать своей жизнью, если
Правительство России разрешает строить заводы по уничтожению
химического оружия не только в отсутствие экологически
безопасных технологий, но и без приемлемой технической
документации — просто по рабочим чертежам? Почему люди должны
верить, что наше государство по-честному разрешит их
социальные проблемы, если уже имеется однозначный опыт, что
оно никогда и ни при каких обстоятельствах не платило по
счетам людям, которых заставляло делать оружие массового
уничтожения с ущербом для здоровья? Зачем людям ждать, когда
они пострадают от химического оружия, если они точно знают,
что за прошлое такие «защитники», как Шенкарев, никогда не
платили и платить не будут?
Ответов на все эти частные вопросы мы не имеем и иметь не
будем до тех пор, пока не научимся отвечать на более
принципиальные, например на такие, как «кто виноват?» и «а
судьи кто?» И пока не научимся не избирать в Государственную
Dуму таких лиц, как г-н Шенкарев, который много раз продал и
перепродал интересы тех самых жителей Брянской области,
которым предстоят неприятности в связи с будущим уничтожением
химического оружия.