UCS-INFO.382

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.382, 14 февраля 1999 г. *
*******************************************************************
На просторах Родины чудесной

НАВСТРЕЧУ МАСЛЕНИЦЕ: БЕРЕГИТЕСЬ ПОДДЕЛОК

«С понедельника начинается масленая неделя, во время которой
у нас будет возможность убедиться в том: что блин и масло созданы
друг для друга. Но именно в этом году блины легко испортить
маслом. Дело в том, что в продаже появилось огромное количество
новых марок масла, которые могут понравиться далеко не всем
любителям блинов.
Сегодны в торговле можно встретить две группы продуктов,
нередко отождествляемых со сливочным маслом. В первую входят масла
из растительных жиров или их смеси с коровьим (сливочным) жиром.
Во вторую — подделки под сливочное масло.
МАСЛО С «ОПТИЧЕСКИМ ОБМАНОМ»
О первой группе масел «Экспертиза» уже писала.
Новые масла, как правило, эксплуатируют имидж классического
сливочного масла. Подобный «оптический обман» достигается
следующими элементарными приемами:
* упаковки комбинированного масла обычно похожи на классические
пачки в фольге или пергаменте,
* рисунок на упаковке может быть стилизован под знакомые нам
сорта сливочного масла,
* нередко используется образ коровки на фоне деревенской идиллии,
* и, самое главное, в названия масла включают слова «крестьянское»,
«любительское» и даже «сливочное», которые традиционно
используются для коровьего масла.
Один пример такого коварства. По инициативе Союза потребителей
России «Ростест-Москва» провел экспертизу двух новых масел. Вот
маленькая выдержка из заключения: «Приведенные на упаковке
наименования продукта — «Масло прибалтийское экстра» и «Масло
крестьянское экстра» — являются недостоверными, вводят потребителя
в заблуждение относительно природы пищевого продукта и не
обеспечивают возможность его правильного выбора».
Евгений Мясин, сопредседатель Союза потребителей России,
рассказал следующее: «Предприятие «Барин Лтд», выпускающее оба
вида масла, при сертификации представляло один образей упаковки,
а при продаже использовало другой, на котором истинный состав
продукта был указан на боковой поверхности пачки мелким шрифтом.
При этом изготовитель использовал визуальные образы, типичные для
сливочного масла. Увидев на прилавке крестьянское масло, да еще
экстра, трудно сомневаться в том, что это сливочный продукт.
То же самое и с «Прибалтийским». Его упаковка явно подражает
распространенной марке масла».
Впервые в истории был оштрафован и УПУ «Академсертификат»,
выдавший сертификаты на эти масла. Нужно отметить, что подлог
упаковок очень типичен для самых различных продуктов. И эту
ситуацию надо исправлять.
ЗАГОВОР ТОРГОВЛИ
В обмане потребителей виноваты не только производители.
Например, мое внимание привлек желтый полукилограммовый кубик
масла «Атлант», названный на ценнике маслом сливочным. Продавщица,
ничуть не смущаясь, объяснила мне, что это сливочное (!) масло
является продуктом из жира рыб и морских животных. А ознакомившись
с упаковкой, я выяснил, что продукция мурманской «Арктик фуд
компани» содержит еще неведомые пищевые и вкусовые добавки. Так
что этот «Атлант» гораздо ближе к маргаринам, чем к маслам.
Краткий рейд по нескольким магазинам показал, что ценники
вводят потребителей в заблуждение очень часто. Например, надпись
«комбинированное масло» мне встретилась только один раз в
подмосковном магазинчике на ценнике масла «Злата». Чаще всего
проудкт называют по имени «Любимое», «Солнечногорское» и т.д.
Но нередко добавляют к этому и дезориенитующую надпись «сливочное».
Нам она встретилась на ценниках масел «Неженка», «Любимое»,
«Крестьянское экстра», «Крестьянское особое» и некоторых других.
Абсолютным чемпионом по дезинформации потребителей является
«Неженка» производства «Айс-Фили» (Москва). В четырех магазинах,
включая магазин европейского класса «Перекресток», это продукт
определяли в ценниках как сливочное масло. Причину этого заблуждения
удалось выяснить в «Перекрестке». В ценник автоматически была
вписана информация с накладной поставщика, где «Неженка»
действительно представлена как сливочное масло. Интересно, что
в фирменной палатке «Айс-Фили», которая расположена на той же улице,
что и остальные магазины, определение «Сливочное» исчезло с ценника
только недавно.
По оценкам экспертов, только в Москве ежемесячно реализуется
около тысячи тонн подделок под известные импортные и российские
марки сливочного масла. Нам попадались откровенные фальсификации
«Анкора» и «Вологодскоего» масда («Дальснаб», Москва). Причем
последнее продавалось на одном из мелкооптовых рынков по 8 рублей
за пачку. Пенсионеры расхватывали «Вологодское», брали по
нескольку упаковок.
Союзом потребителей России были выявлены еще 2 фальсифицированных
масла — «Вологодское» (компания «Северное молоко», Вологодская
область) и «Прибалтика, крестьянское» («Тарту», Эстония). Эти
якобы сливочные масла оказались соответственно смесью растительных
жиров и маргарином».
«Известия», 13 февраля 1999 г.
* * *
Интересно, зачем мы включает в бюджете строчку расходов на
содержание Санитарно-эпидемиологической службы, если она не может
защитить нас от плохой пищи и плохой воды.

Комментарии запрещены.