UCS-INFO.41

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.41,  16 ноября 1995 г.
***********************************************************************************

Проблемы химического разоружения

ОЧЕРЕДНАЯ ВЕРСИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА О ХИМИЧЕСКОМ РАЗОРУЖЕНИИ

Еще в середине сентября президент Б.Ельцин передал в ГосДуму очередную версию закона об уничтожении химического оружия. Особого развития это дело не получило. И вот в последние дни (не наши, а ГосДумы) произошло некоторое шевеление. Конечно, эта Дума вряд ли успеет что-то сделать (раньше надо было думать), однако добрые побуждения необходимо поддерживать. Так возникло это письмо-комментарий. На мой взгляд, закон столь сырой, что место его не в ГосДуме, а в архиве.

Л.Федоров, Москва


16 ноября 1995 г.                                                                            Президенту РФ
.                                                                                                              Ельцину Б.Н.

Глубокоуважаемый Борис Николаевич,
15 сентября 1995 г. Вы передали на рассмотрение Государственной Думы РФ проект очередной — третьей по счету — версии федерального закона «Об уничтожении химического оружия». Предыдущие вносились в Верховный Совет РФ в 1993 г. (первая) и в Государственную Думу в конце 1994 г. (вторая). К сожалению, несмотря на выраженную Вами в сопроводительном письме надежду, что проект предусматривает «законодательное обеспение работ в области уничтожения химического оружия … при соблюдении безопасности граждан и защиты окружающей среды», в действительности внесенный документ не только ничего «не обеспечивает» — он стал много хуже двух предыдущих.

1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Согласно первой версии закона, управление уничтожением химического оружия должно осуществлять правительство РФ (ст.17). По второй версии, химическое оружие должно было уничтожаться «в порядке и в сроки, определяемые Федеральным собранием Российской Федерации по представлению правительства» (ст.2). К сожалению, последняя версия закона декларирует, что «порядок и сроки уничтожения химического оружия определяются» уже не правительством, а Президентом РФ (ст.2). Больше Президент РФ в нынешней версии закона не упоминается. Это грубейшая ошибка. Федеральные органы исполнительной власти, которые будут фактически управлять процессом уничтожения химического оружия, входят в правительство, а не в администрацию Президента. Таким образом, Президент, присвоив последней версией закона себе право определять порядок и сроки уничтожения химического оружия и не установив механизма своего управления процессом и тем более своей ответственности за ошибки в практической реализации программ уничтожения, превратил будущее уничтожение химического оружия в хаос. Теперь за этот хаос не будет отвечать и правительство. Ошибка должна быть исправлена — право установления порядка и сроков уничтожения химического оружия должно принадлежать правительству РФ, за ним же должна остаться и ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей. Персонально же за все должен отвечать единственный (и не названный в третьей версии закона) хранитель химического оружия — министр обороны. Химическое оружие — слишком серьезное дело, чтобы хоть на минуту оставаться бесхозным.

2. БЕЗОПАСНОСТЬ. За два года ответственность, которую государство возлагало на себя за возможное отравление людей последовательно снижалась. В первой версии предусматривалось, что «гражданам гарантируется полное возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу в ходе или вследствие проведения мероприятий по уничтожению химического оружия» (ст.5) и «обусловленного вредным воздействием химического оружия или его составных частей» (ст.3). Во второй версии в исключительную компетенцию РФ входило «определение порядка возмещения ущерба физическим и юридическим лицам, причиненного воздействием токсичных химикатов» не во всех случаях, а лишь «вследствие аварии на объектах по хранению и уничтожению химического оружия» (ст.12). В последней версии ответственность «за причиненный вред здоровью граждан, имущественным интересам физических и юридических лиц в результате воздействия токсичных химикатов» наступает уже не при авариях, а лишь в единственном случае — «при чрезвычайных ситуациях, наступивших вследствие отступления от требований по обеспечению безопасности при проектировании и строительстве объектов по уничтожению химического оружия» (ст.24). За отравление людей, возникшее при нормальной деятельности объекта по уничтожению химического оружия ответственность никто нести не собирается, и люди останутся абсолютно беззащитными перед будущим (лишь в ст.26, определяющей ответственность не государства, а рядовых граждан, наступает полный порядок — они будут нести ответственность не только за действия, приводящие к возникновению чрезвычайных ситуаций, но также и за любые мероприятия, которые «могут повлечь за собой снижение уровня обеспечения безопасности граждан и нанести вред окружающей среде»). Как видим, перспектива возникает нешуточная, если учесть, что наше государство уже бросило на произвол судьбы две группы сограждан — тех, кто отравился при изготовлении химического оружия первого поколения — иприта и люизита (до 1945 года), и тех, кто пострадал при изготовлении химического оружия второго поколения — зарина, зомана и V-газа (в 1959-1987 годы). Закон должен быть кардинально пересмотрен и предусматривать ответственность государства перед гражданами за любой возможный ущерб при хранении и уничтожении химического оружия.

3. КОНТРОЛЬ. В ст.20 первой версии закона было указано ведомство, осуществляющее «надзор за соблюдением требований по охране окружающей среды в ходе выполнения мероприятий по уничтожению химического оружия» — Минприрода. Во второй версии контроль был передан не названным «органам надзора и контроля» (ст.16). На самом деле этим была поставлена задача создать новые органы — «органы ведомственного контроля за обеспечением безопасного проведения» работ с химическим оружием для «федеральных органов исполнительных власти, отвечающих за хранение, перевозку и уничтожение химического оружия» (ст.17). То же самое определено и ст.11 последней версии закона. Единственный федеральный орган исполнительной власти, имеющий химическое оружие, — это Министерство обороны, и именно оно собралось заново создать свои органы «контроля за проведением работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия». Это означает, что до настоящего времени таких органов экологического контроля в армии не было и нет. Нет у армии и контрольно-измерительных приборов, упомянутых в ст.14 — все нынешние армейские официально объявленные приборы грубее установленных в России норм ПДК для отравляющих веществ не только для атмосферного воздуха населенных пунктов, но даже и для рабочей зоны. Необходимо вернуться к нормальному гражданскому контролю за деятельностью армии в уничтожении химического оружия — со стороны Минприроды, Госкомсанэпиднадзора и Росгидромета. Этим гражданским ведомствам должно быть возвращено право «прекращать действие, изменять условия действия или изымать в установленном порядке разрешение на деятельность в области уничтожения химического оружия». Это право было предоставлено ст.20 первой версии закона и «выпало» из последней. Положение, когда никто не будет иметь право останавливать армию в случае нарушения ею норм экологической безопасности, чревато катастрофами.

4. ИНФОРМАЦИЯ. При переделках произошла эволюция в сторону установления информационной блокады на работы по химическому оружию. В первой версии закона предусматривалось (ст.10), что все должны знать все, поскольку затрагивались их жизненные интересы («представители средств массовой информации, а также граждане, общественные объединения и заинтересованные организации имеют право запрашивать, получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, ответственных за реализацию программ уничтожения химического оружия…, в соответствующих контрольно-надзорных инстанциях информацию, касающуюся вопросов биологической и экологической безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектов по хранению и уничтожению химического оружия»). Теперь открытость работ отменена. В последней версии закона правом на получении информации наделяются только граждане, «постоянно проживающие на территории зоны защитных мероприятий», причем речь идет только «о состоянии окружающей среды в зоне защитных мероприятий» (ст.22). Запрашивать информацию позволено не на объекте по уничтожению химического оружия, а исключительно «в органах государственной власти». Поскольку в последней версии закона заложена отмена уже существующих прав общества и его граждан и общественных организаций на получение любой экологической и медицинской информации, закон должен восстановить право любого гражданина России на получение в любом месте любой экологической информации, связанной с химическим оружием.

5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. За 2 года закон эволюционировал в сторону безусловного авторитаризма государства и его армии. В первой версии роли «граждан, общественных объединений и заинтересованных организаций в формировании государственной политики в области уничтожения химического оружия» посвящена целая ст.4. В этой статье предусматривалось право общественных объединений на включение своих представителей для участие «в экологической экспертизе объекта по уничтожению химического оружия на стадии его размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации». В ст.7 второй версии, где перечислены субъекты правоотношений при уничтожении химического оружия, названы и «общественные объединения Российской Федерации и руководители этих общественных объединений». При этом ст.29 второй версии закона для представителей общественных объединений было предусмотрено «право доступа на объекты по хранению и уничтожению химического оружия». Что касается последней версии закона, то из нее упоминания об общественных организациях просто исключены. Тем самым автоматически провоцируется появление возле баз хранения химического оружия и объектов по его уничтожению не отдельных лиц, отвечающих за свои поступки, а толп неорганизованных людей. И никаким, даже самым жестким законодательством предотвратить появление этих толп невозможно. Граждане будут стремиться эффективно защищать свои права всегда, даже если создатели документов будут делать вид, что граждане в деле химического разоружения будут действовать по-одиночке, а не объединяться в общественные организации. Общественным организациям должно быть возвращено право быть полноправным субъектом правоотношений при хранении и уничтожении химического оружия.

* * *

Предложенная версия закона «Об уничтожении химического оружия» абсолютно непригодна для работы — она ущемляет права граждан, их общественных объединений, территорий и страны в целом при проведении в высшей степени опасных работ. В связи с изложенным «Союз за химическую безопасность» убедительно просит Вас отозвать этот закон для коренной переработки. Рассмотрение нынешнего проекта ничего, кроме недоверия лицу, его внесшему, не принесет.

С уважением,
Президент «Союз за химическую безопасность»,
доктор химических наук                                                                              Федоров Л.А.

Комментарии запрещены.