UCS-INFO.446

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.446, 14 июля 1999 г. *
*******************************************************************
Экологическая правозащита

РЯЗАНЬ: БОДАЛСЯ «ЗЕЛЕНЫЙ ЛУЧ» С «РОСКОНТАКТОМ»
(вокруг суда в Касимове)

ФАКТ
Сегодня, 9 июля 1999 года должно было состояться слушание по
делу о защите деловой репутации в Железнодорожном районном суде
г.Рязани. Иск предъявил ОАО завод «Росконтакт», расположенный в
городе Касимове Рязанской области к автору ряда статей в газете
«Зеленый Луч» Фомичеву П.А., главному редактору этой газеты
Артемкиной Т.М. и соучредителям Панову М,В, и Кузьминой Г.О.
Свой ущерб завод оценивает на сумму 100 000 рублей (этот же иск,
ранее предъявляемый к газете «Зеленый Луч» в Абитражном
судопроизводстве, оценивался тем же истцом в 1 000 000 руб.).
Сегодня, 9 июля, суд не состоялся, как не «состаивался» он и
в ранее назначаемые сроки. Судья Гришина Л.К. виртуозно искала
причины переноса срока рассморения. Перебрав несколько предлогов,
которые были отметены ответчиком, судья, наконец, определилась
в бессбойной причине отказа от слушания дела именно в этот день.
Причина такого упорного нежелания рассматривать дело в
обозначенный срок очень прозрачна. Автору судебных тяжб -
Холдинговой компании «Кротберс» (так теперь называется касимовская
фирма, ранее именовавшаяся привычнее — ООО «Кротберс»), подавшему
сразу два иска: один от «Кротберс-кирпичный завод», другой — от
ОАО завод «Росконтакт», в юридическом аспекте выгоднее провести
первым суд по «Кротберс- кирпичный завод». Вот поэтому уже
несколько раз «судебные игры» по перестановке мест слагаемых
обозначаются именно в пользу такой очередности рассмотрения исков,
то есть налицо, вольное или невольное, но явное подыгрывание не
в пользу «Зеленого Луча».
Интересен в этом смысле тот факт, что на сегодняшнее заседание
не были присланы повестки ответчикам и только «бдительность»
Зеленых обеспечила им явку.
Итак, следующее слушание по делу о защите деловой репутации
завода «Росконтакт», «пострадавшей» на сумму 100000 руб в результате
деятельности газеты «Зеленый Луч» назначено на 17 августа 1999 года
(аккурат после слушания по делу о защите деловой репутации завода
«Кротберс-кирпичный завод», также пострадавшего от «Зеленого Луча»
на аналогичную сумму и назначенного слушанием на 11 августа 1999 года).
Глав.ред. «ЗЛ» Татьяна Артемкина. Рязань. 9 июля 1999 года.

ДОКУМЕНТ
В Железнодорожный районный суд г. Рязани
судье Гришиной Л.К.
от ответчика Артемкиной Т.М.,
по иску ОАО завода «Росконтакт»
о защите деловой репутации
Из официальных документов следует, что ОАО «Кротберс — кирпичный
завод» зарегистрирован 5.01.96 года, ОАО завод «Росконтакт» -
28.11.97, а ООО СПФ «Кротберс» — 16.05.96 года.
Также из официальных источников известно, что до ОАО существовал
ООО завод «Росконтакт» (с конца 1995 года), а также были АООТ
«Контакт», АО «Кротберс».
Договор поручительства по заему средств ООО заводом «Росконтакт»,
выданный Администрацией области АБ «Инкомбанку» для обеспечения
банковской гарантии согласно кредитному договору между NORDENBANKEN AB
и ООО завод «Росконтакт» 25 ноября 1997 года, подписан 27.11.97 г.
Любимовым В.Н., Лукашкиным В.Е. и заемщиком Н.С. Сучковой от
юридического лица ООО завод «Росконтакт». Разделом «Прочие условия
договора», пунктом 5.2. предусмотрено, что «…Любые изменения и
дополнения к условиям настоящего Договора должны быть обязательно
оформлены письменно в виде Дополнительных соглашений и подписаны
тремя сторонами».
Однако в письме на имя главы Администрации Касимовского района
Лукашкина В.Е. (его полный текст опубликован в газете «Зеленый Луч»
N 16 (51) говорится о юридическом лице — ООО завод «Росконтакт».
Письмо зарегистрировано 16.09.98 г., то есть по прошествии 10 месяцев
после подписания Договора-поручительства. В связи с такими
существенными расхождениями дат образования предприятия и подписания
документов от лица несуществовавшего на момент подписания предприятия
редакция газеты «Зеленый Луч» направила на имя главы Администрации
Рязанской области Любимова В.Н. официальный запрос о фиксировании
этих изменений в самом Договоре поручительства. Письмо редакцией
отправлено 8 июня 1999 года.
Решением от 7 мая 1999 года Касимовский районный суд удовлетворил
иск местных жителей о признании незаконным заключения Государственной
экологической экспертизы N 1 от 5 января 1998 года. До заключения
N 1 было первоначальное, с 20 замечаниями — заключение N 107 от
18.08.97 г., после которого началось подписание контрактов и
договоров поручительств ООО завод «Росконтакт».
Складывалось впечатление, что именно этими заключениями заводу
было дано право производить плавки радиоэлектронного лома. Это как
бы подтверждает приказ N 133 от 19.03.99 г. за подписью зам.
председателя Государственного комитета по охране окружающей среды
Рязанской области А.Н. Колосова о продлении до 1.02.2000 г. срока
действия заключения N 1 от 5.01.98 г., хотя оно касалось технологии
плавки радиоэлектронного лома с использованием конвертора «Калдо».
Отправной точкой, давшей «добро» всему процессу установления
технологии переработки лома, то есть юридическим основанием для
переработки лома и проведения плавок являлось заключение Комитета
охраны окружающей среды Рязанской области ?108 от 5 июня 1995 года.
Это было «Заключение на рабочий проект цеха первичной обработки
сырья при извлечении драгметаллов». Согласно этому документу:
п.2. Наименование предприятия — АО «Кротберс» (строительно-монтажная
фирма);
п.6. Проект разработан — кооператив «Пирон» при институте
«Гиналмаззолото»;
п.7. Проект представлен — АООТ «Контакт» (при АО «Кротберс») при
сопроводительном письме ?320 от 22.06.95 г. за подписью президента
Сучковой Н.С.
п.8. Проектные материалы получены 22.06.95 г.
Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Рязанской
области, рассмотрев рабочий проект цеха первичной обработки сырья
при извлечении драгметаллов установил, что проект разработан на
основании задания на разработку проекта цеха первичной обработки
сырья при извлечении драгметаллов, акта рассмотрения и определения
участка под расширение мощности базы АО «Кротберс» под строительство
кирпичного завода, цеха подготовки сырья, асфальтобетонного узла,
цеха сушки древесины столярных цехов, утвержденного главой
администрации Касимовского района 25 марта 1994 года, заключения
N 14 от 20.04.94 г. по отводу земельного участка под строительство.
Этим рабочим проектом определен цех первичной обработки сырья
драгметаллов, измельчение лигатуры, печь озоления, тигельная печь,
а также количество загрязняющих веществ (ЗВ) выбрасываемых в
атмосферу. Эти цифры в точности повторяются в акте проверки от
22.01.1999 г. инспектора межрайонной инспекции государственного
экологического контроля Маслова Н.А.:
т/год
Взвешенные вещества 0,0105
Окись углерода 0,025
Сернистый ангидрид 0,001
Азота двуокись 0,214
Серьезным нарушением установленного природоохранным законодательством
регламента является утверждаемый пунктом 9 данного Заключения вывод:
«Экспертное заключение по проекту дано Касимовской горСЭС под N 13 от
4.07.95 за подписью гл.врача Бурчикова Б.В., санврача Ощепкова Н.М.»
Этим нарушено установленное экологическим законодательством
положение об обязательности прохождения экологической экспертизы в
соответствующих компетентных государственных службах (Госкомприрода).
Данное заключение N 108 от 5.07.95 не имеет юридической силы с самого
начала. Все это подпадает под главу VII Федерального закона «Об
экологической экспертизе» в редакции 1995 года.
Глава VII «Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации об экологической экспертизе». Статья 30 «Виды нарушений
законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе»:
«Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе,
и заинтересованными лицами являются:
1) Непредставление документации на экологическую экспертизу;
2) Фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на
экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения.
6) Реализация объекта экологической экспертизы без положительного
заключения государственной экологической экспертизы;
7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей
документации, которая получила положительное заключение государственной
экологической экспертизы».
Все перечисленные в данном отзыве копии документов приложены к
отзыву по иску ОАО завод «Росконтакт» за подписью Фомичева П.А. и
находятся в распоряжении суда.
К данному отзыву прилагаются основные извлечения с краткими
комментариями из перечня установленных законодательством РФ норм,
определяющих правовое регулирование экологической безопасности при
осуществлении промышленных и иных видов деятельности. (Приложение 1)
Гл.редактор газеты «Зеленый Луч» Т.М. Артемкина
8 июня 1999 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ИНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Основные извлечения с краткими комментариями)
В соответствии с основными принципами экологической экспертизы
любая намечаемая хозяйственная и иная деятельность является
потенциально экологически опасной (ст.3 Федерального закона «Об
экологической экспертизе» от 23.11.95 г.).
Понятие деятельности, связанной с повышенной опасностью для
окружающей природной среды и для окружающих, введена ст.88 Закона
«Об охране окружающей природной среды» и ст.1079 Гражданского кодекса
РФ (использование транспортных средств, механизмов, электрической
энергии высокого напряжения, а также строительной и иной, связанной
с нею деятельностью и др.). Расширение перечня и конкретизация видов
деятельности, связанной с повышенной опасностью, проводится с учетом
того обстоятельства, что российское законодательство уже регламентирует
отдельные виды деятельности, предусматривая следующие
организационно-правовые механизмы обеспечения их безопасности:
обязательность оценки воздействия деятельности на окружающую среду
и экологической экспертизы; лицензирование; закрепление юридических
норм, содержащих перечни потенциально опасных производственных объектов;
обязательность экологической сертификации; установление дисциплинарной,
административной и уголовной ответственности за противоправные деяния
при осуществлении отдельных видов деятельности.
Распространение действия какого-либо из перечисленных механизмов
на отдельный вид деятельности уже свидетельствует о ее повышенной
потенциальной опасности для окружающей природной среды и населения.
Согласно ст.ст.11,12 Федерального закона «Об экологической
экспертизе» к повышенно потенциально опасным видам деятельности
относятся: строительство, реконструкция, расширение, техническое
перевооружение, консервация и ликвидация организаций и иных объектов
хозяйственной деятельности, деятельность организаций горнодобывающей
и перерабатывающей промышленности, а также предусматривающих
использование ресурсов и отходов производства.
Ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе»
предусматривает проведение государственной экологической экспертизы
при обязательном наличии документации, «содержащей материалы об
оценке воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной
деятельности».
«Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской
Федерации» (утверждено приказом Минприроды России 18.07.94 г. N 222,
зарегистрировано в Минюсте России 22.09.94 г., регистрационный N 695)
закреплены виды и области хозяйственной и иной деятельности, при
подготовке обосновывающей документации на строительство которых
оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном
порядке: разведка, транспортировка, добыча, переработка и хранение
нефти и газа; деятельность предприятий по производству целлюлозы и
бумаги; производство строительных материалов; деятельность предприятий
черной и цветной металлургии; извлечение и обогащение металлических
руд и угля и др. Постановлениями Правительства РФ от 24.12.94 г.
N 1418 и от 26.02.96 г. N 168 определен перечень видов деятельности
в сфере охраны окружающей природной среды, на осуществление которых
требуется лицензия. Лицензированию подлежат; хранение нефти, газа
и продуктов их переработки; перевозочная, транспортно-экспедиционная
деятельность; утилизация, складирование, перемещение, размещение,
захоронение; уничтожение промышленных и иных отходов (материалов,
веществ) и др. Закон «Об охране окружающей природной среды» вместе
с закреплением требований радиационной безопасности называет
потенциально опасные виды деятельности: строительство, эксплуатация
атомных электростанций, транспортных средств, объектов оборонной
деятельности с атомными реакторами и т.д.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» от 21.07.97 г. вводит понятие «опасные
производственные объекты». Категорируются опасные производственные
объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются,
образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются определенные
виды опасных веществ; получаются расплавы черных и цветных металлов
и сплавы на основе этих расплавов, работы по обогащению полезных
ископаемых и др.
Исходя из направленности мер на охрану окружающей среды,
предусмотренных Федеральной целевой программой «Защита окружающей
природной среды, от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на
1996-1997 гг.» (утверждена постановлением правительства РФ от 5.11.95 г.
N 1102), к повышенно опасным источникам относятся технологические
процессы химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других
отраслей; деятельности предприятий по уничтожению промышленных
отходов, городского мусора; объекты, использующие этилированный
бензин, дизельное топливо и некоторые другие органические вещества.
Анализ уголовного законодательства (в частности состава экологических
преступлений — ст.ст.246 — 249, 255 Уголовного Кодекса РФ) выделяет
потенциально опасные виды деятельности, нарушение норм, правил и
требований безопасности при осуществлении которых влечет уголовную
ответственность: проектирование, размещение, строительство, ввод
в эксплуатацию объектов горнодобывающих предприятий или подземных
сооружений; транспортировка, хранение, захоронение, использование
или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических
веществ и отходов.
В целях защиты потребителя от недобросовестного изготовителя,
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества, подтверждения качества продукции, заявленных
изготовителем, принят Закон «О сертификации продукции и услуг» от
10.06.93 г. Постановлением Правительства РФ от 22.07.92 г. N 508
«О поэтапном введении в 1992 году обязательной сертификации товаров
(работ, услуг)» заложены основы для введения современного сертификата
соответствия (безопасности). Обязательная сертификация безопасности
в 1992 г. введена для следующих категорий товаров, производимых в
Российской Федерации и ввозимых на ее территорию: товары для детей,
продукты питания, товары народного потребления, контактирующие с
пищевыми продуктами и питьевой водой; товары бытовой химии; парфюмерия;
косметика; ядохимикаты; минеральные удобрения; стимуляторы роста
растений и животных; продукция машиностроения и приборостроения
бытового назначения; товары народного потребления, при которых
имеется контакт с незащищенными частями тела человека.
Актуальным видом безопасности производственных объектов и
сооружений при осуществлении деятельности, представляющей повышенную
опасность для населения и окружающей среды является обеспечение
экологической безопасности при размещении производственных (и бытовых)
отходов. Для предотвращения загрязнения окружающей среды и повышения
уровня экологической безопасности принята Федеральная целевая
программа «Отходы» (постановление Правительства РФ от 13.09.96 г. N 1098)
Постановлением Правительства РФ от 1.07.96 ?766 запрещен импорт
отходов с целью захоронения или сжигания на территории Российской
Федерации и установлен контроль за соблюдением организациями
требований по обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.10.96 г.
N 1261 и от 26.05.97 г. N 643 Государственный комитет РФ по охране
окружающей среды (Госкомэкология) является федеральным органом
власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию
и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды,
обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического
разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический
контроль и государственную экологическую экспертизу.
Систему Госкомэкологии России составляют его территориальные
органы, специализированные инспекции, научно-исследовательские и
другие организации. Федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственную экологическую экспертизу, является
Госкомэкологии России (п.1 Положение о Госкомитете РФ по охране
окружающей среды).
Постановлением Правительства РФ от 11.06.96 N 698 утверждено
«Положение о порядке проведения государственной экологической
экспертизы, приказом Минприроды от 29.12.95 г. N 559 утверждена
«Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной
деятельности» от 28.09.95 г. N 392 — утверждена единая форма
заключения государственной экологической экспертизы, от 17.06.97 г.
N 280 — утвержден Регламент проведения государственной экологической
экспертизы (зарегистрировано в Минюсте от 28.07.97 г. N 1359).
Приказом Минприроды от 18.07.94 г. ?222 утверждено «Положение
об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации,
в котором раскрываются цели проведения, область применения, требования
к содержанию деятельности по оценке воздействия, состав и обязанности
исполнителей и участников этого процесса, порядок представления
получаемых результатов в обосновывающей документации на государственную
экологическую экспертизу.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (ст.14)
установил требование, согласно которому вся документация, подлежащая
государственной экологической экспертизе на федеральном уровне и
уровне субъектов Российской Федерации, должна содержать » материалы
оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной
деятельностью».
Госкомэкологии РФ и его территориальные органы являются специально
уполномоченными государственными органами в сфере охраны окружающей
природной среды, обеспечения экобезопасности и сохранения
биологического разнообразия. Они организуют сбор, хранение, обработку,
анализ экологической информации, получаемой в том числе при проведении
государственного экологического контроля и экологического мониторинга
окружающей природной среды и отражаемой в протоколах, актах,
справках и т.д. Госкомэкологии РФ в пределах своей компетенции обязан
«публиковать, либо передавать для публикации информацию, имеющую
отношение к экобезопасности населения» (п.8 Положения о Госкомэкологии).
Органы санэпиднадзора наделены правом выявлять причины и условия
возникновения и распространения массовых заболеваний и отравлений
людей вследствие воздействия на них среды обитания (ст.38 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), вести
санитарно-гигиенический мониторинг состояния здоровья населения;
формировать базу данных; оказывать информационные и консультационные
услуги государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям
и гражданам.
Информация о фактах, оказывающих вредное влияние на здоровье,
включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района
проживания, должна предоставляться также местной администрацией через
средства массовой информации или непосредственно гражданам по их
запросам (ст.19 «Основ законодательства об охране здоровья граждан»).
Гл.редактор газеты «Зеленый Луч» Т.М. Артемкина
8 июля 1999 г.

* * *

Предыдущие сообщения на эту тему см. в UCS-INFO.301,416.

Комментарии запрещены.