« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.466, 12 августа 1999 г. *
*******************************************************************
Химия и жизнь
И ВНОВЬ О ВРЕДЕ ТРАНС-ИЗОМЕРНЫХ ЖИРНЫХ КИСЛОТ
«Производитель конфет «Марс» и «Сникерс» начал новую
широкомасштабную рекламную кампанию, которая впервые шагнула
из телевизоров в печать. Однако содержание рекламы не всегда
соответствует истине.
Пути «Марса» и «Сникерса» окончательно разошлись. Если «Марс»
рекламирует себя как закуску для интеллектуалов, отягощенных
знанием теории относительности, то реклама «Сникерса» адресована
активной части молодежи, которая не очень «берет в голову». Об
этом лаконично свидетельствуют рекламные слоганы этих конфет.
«Не тормози — сникерсни» — только один из слоганов «Сникерса».
К печатной рекламе же больше подходит девиз генерала Лебедя
«Упал, отжался». Реклама «Марса» проходит под знаком эйнштейновской
формулы Е=Мс2, где Е-энергия, М-»Марс», а с2 — скорость современной
жизни. Похоже, такая кампания рассчитана на детей-интеллектуалов,
мало реагирующих на странный призыв «сникерснуть».
«Марс» предлагает им массу полезной информации о своих
«внутренностях». Рассказ о себе он почему-то начинает не с главного -
сахара и глюкозы, содержащихся в «Марсе» в избытке, а с
второстепенного — с молока. Этого полезного компонента в конфетах
с военно-астрономическим названием явно меньше, чем в «Милки вей».
Тем не менее производитель «Марса» не забывает напомнить, что
молоко — это питательные жиры и кальций, который укрепляет кости
и зубы. И это правильно! Только вот стакан молока батончик вряд
ли заменит — кальция в нем явно меньше. В международных кругах
принято свои слова о полезных эффектах подкреплять цифрами: если
говоришь об укреплении костей и зубов — укажи содержание кальция в
продукте, докажи, что его количество существенно. На третьем месте
в рекламе «Марса» стоит солод, который представляется как источник
витамина В2. Однако сколько этого витамина в продукте, реклама
умалчивает. А вот очередную дозу легкоусвояемых углеводов солод в
батончик привносит.
Но главную роль играют все же сахар и глюкозный сироп, которых
в «Марсе» особенно много. Эти вещества действительно, как утверждает
реклама, служат источником энергии, которая у нас и так редко бывает
в недостатке. Обратите внимание, речь идет не о вашей энергичности,
а о той энергии (количестве калорий), которую вы поглощаете с пищей.
И у «Марса» с этим «все нормально»: в одном батончике (58 граммов)
260 килокалорий. Это около десяти процентов дневного калоража
среднего мужчины и тринадцать процентов средней женщины. Количества
вполне существенные.
Одновременно в составе «Марса» вы получите еще и 39 граммов
углеводов и 9,8 грамма жира. Этим вы удовлетворите свою дневную
потребность в углеводах на 13 процентов, а в жирах — на 15. Для одной
конфетки совсем немало! А если учесть, что эти компоненты в основном
не самые здоровые — углеводы легкоусвояемые (сахар и глюкоза), а жир -
гидрогенизированный, то говорить о полезности излишне.
Гидрогенизированные растительные жиры (они содержат вредные
для здоровья транс-изомерные жирные кислоты — Л.Ф.) гораздо вреднее
насыщенных животных жиров. Если учесть, что дневная норма последних
оценивается в 20-25 граммов, то 9,8 грамма гидрированных жиров
«Марса» выглядят весьма внушительно.
Судя по рекламе, «Марс» обладает психоактивным действием: глюкоза
повышает умственную активность, а серотонин в шоколаде снимает
усталость и поднимает настроение. С точки зрения науки здесь не все
правильно. По поводу умственной активности и глюкозы дебаты еще не
закончились, а вот с серотонином сложнее. Это вещество не снимает
усталость и не поднимает настроение, а оказывает успокаивающее
действие. С ним даже связывают и развитие зависимости к шоколаду.
Описанные претензии к «Марсу» почти во всем справедливы и по
отношению к «Сникерсу». Но реклама этой конфеты интересна и сама по
себе. Особенно умиляет следующая «Памятка»: «Информация к
размышлению: средняя суточная норма потребления белка 1,2 г на
килограмм веса. При весе, скажем, 70 кг тебе необходимы 84 г белка…
Один «Сникерс» содержит 10,4 г белка. В 4 «Сникерсах» 50% твоей
дневной нормы».
Верить этим расчетам нельзя: они справедливы для стограммового
«Сникерса», а в конфете всего 60 граммов. Похоже, что у разработчиков
рекламной кампании «Сникерса» нелады с арифметикой. Четыре конфеты
обеспечат не половину, а чуть больше трети дневной нормы белков и
углеводов. Причем большую часть их составляют растительные белки, а
значит, не самые полезные. Но главное в другом: четыре батончика,
которые реклама рекомендует принимать в течение дня, содержат:
* столько жиров, сколько и дневная рекомендуемая норма;
* половину дневной нормы энергии.
А это значит, что после четырех «Сникерсов» вам лучше отказаться
от половины дневного рациона — раз и от пищи, содержащей хоть каплю
жира — два. Иначе о здоровом питании можно не говорить. Нравится вам
такая диета?»
А.Мельников, «Известия», 11 августа 1999 г.
* * *
Предыдущие сообщения о маргарине и особенно о вредных транс-
изомерных жирных кислотах см. в UCS-INFO.261,266,377,382,447.