« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.532, 16 декабря 1999 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы
БЕЛАРУСЬ: ИЗ ЖИЗНИ ОТХОДОВ
ТЕОРИЯ
«Комментарий к Порядку начисления и внесения платежей в
бюджетные фонды охраны природы в 1999г.
Порядок начисления и внесения платежей в бюджетные фонды охраны
природы в 1999г. разработан на основе законодательных и нормативных
актов по вопросам использования природных ресурсов и охраны окружающей
среды.
Документом определены источники образования фондов, методология
их расчета и перечисления в бюджет по каждому виду источника, а также
порядок взимания не внесенных в установленные сроки платежей.
Отметим, что Порядок распространяется на размещаемые отходы
производства и потребления, за исключением продуктов животного
происхождения, размещаемых и складируемых в установленном порядке.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления
в окружающей среде в пределах установленных лимитов в 1999г. утверждены
постановлением Совета Министров от 27.01.99г. N 137 «О нормативах платы
за размещение отходов производства и потребления».
Годовой лимит размещения отходов по каждому природопользователю
устанавливается облисполкомами и Минским горисполкомом. Облисполкомы
при необходимости могут поручать утверждать указанные лимиты
горисполкомам и райисполкомам по согласованию с органами Министерства
природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Обратим внимание, что согласно постановлению Совета Министров
от 28.06.99г. N 985 «О внесении изменения в постановление Совета
Министров Республики Беларусь от 27.01.99г. N 137″ лимит не
устанавливается не только на уничтожение вещей, заявленных в таможенном
режиме уничтожения под контролем таможни, но также на размещаемые на
полигонах (свалках) твердые бытовые отходы и отходы, образующиеся при
строительстве, ремонте, реконструкции жилых, общественных зданий и
объектов культурно-бытового назначения. При этом плата за размещение
этих отходов вносится плательщиками исходя из фактических объемов их
размещения.
Плата за размещение отходов производства и потребления вносится
ежемесячно как юридическими лицами независимо от форм собственности,
так и индивидуальными предпринимателями, непосредственно размещающими
эти отходы в окружающей среде (на полигонах (свалках) на территории
юридического лица). Подчеркнем, что этот платеж перечисляется на
транзитные счета инспекций ГНК не по месту регистрации плательщика,
а по месту размещения отходов.
Если подразделения и филиалы природопользователей, расположенные на
обособленных от головных предприятий территориях, не являются юридическими
лицами, плату за размещение отходов вносят головные предприятия по месту
размещения отходов.
При этом юридические лица, не осуществляющие хозяйственную
деятельность, освобождаются от платежей за размещение твердых бытовых
отходов в санкционированных местах.
Не взимается плата: за размещение на полигонах (свалках) твердых
бытовых отходов, поступающих от населения; за размещение в
санкционированных местах радиоактивных отходов, образующихся в
результате работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской
АЭС; за временное хранение отходов на территории юридического лица
для накопления объема, необходимого для транспортировки (одной
транспортной единицы) и предназначенного к дальнейшей
переработке.
Обратим внимание, что за размещение отходов с нарушением
установленных санитарных и экологических норм, сжигание отходов с
целью сокрытия природопользователи несут ответственность в соответствии
с законодательством.
Плата взимается за допустимое (в пределах установленных лимитов)
размещение отходов в санкционированных местах по утвержденным
нормативам платы.
Плательщики должны помнить, что за размещение отходов сверх
установленных лимитов плата взимается в пятикратном размере от
утвержденных нормативов.
При этом размещение вторичного сырья на полигонах (свалках) не
допускается, а лимит на размещение таких отходов не устанавливается.
В случае размещения вторичного сырья на полигоне (свалке) плата
взимается в пятикратном размере норматива за размещение токсичных
отходов 1 класса опасности.
Плата за размещение отходов производства и потребления в пределах
установленных лимитов относится на издержки производства, а за
размещение отходов сверх установленных лимитов возмещается за счет
прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования.
Субъекты хозяйствования вносят платеж ежемесячно исходя из
фактической массы размещаемых отходов не позднее 22 числа месяца,
следующего за отчетным. Расчеты представляются налоговому органу не
позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Отметим, что с 1 января 1997г. плата за складирование (хранение)
отходов производства и потребления на территории юридического лица
взимается с учетом накопления этих отходов.
Плата за накопленные и непереработанные с 1.01.97г. отходы, складируемые
(хранимые) на территории юридического лица, вносится один раз в год (по
нормативам платы за соответствующий год).
При внесении платы за январь 1999г. следовало внести плату за отходы,
накопленные и не переработанные в 1997 — 1998гг., не позднее 22.02.99г.
При представлении расчета платы за январь (не позднее 20 февраля
каждого года) природопользователи представляют также расчет платы за
отходы, накопленные и непереработанные в предыдущие годы, начиная с
1 января 1997г.
Что касается начисления и внесения в фонд охраны природы других
платежей, то по ним применяются соответствующие законодательные
и нормативные акты.
В частности, по вопросам расчета и перечисления платежей
вбюджетные фонды охраны природы в 1999г. следует руководствоваться
совместным письмом Министерства финансов от 25.06.99г. N 16-3/464 и
Государственного налогового комитета от 8.07.99г. N 5-2/4734 «Указания
о порядке зачисления в бюджет в 1999 году налогов, обязательных
платежей и иных поступлений, уплачиваемых юридическими и физическими
лицами».
Не внесенные в установленные сроки платежи в фонды охраны природы
взыскиваются в соответствии с Положением о взыскании налогов, сборов
и других обязательных платежей, утвержденным постановлением Совета
Министров от 20.01.99г. N 87 и Инструкцией по применению Положения
о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей,
утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
20.01.99г. N87 (утв. приказом ГНК от 17.04.99г. N 77).
Отдел методологии исчисления ресурсных платежей и отчислений
в целевые бюджетные фонды ГНК».
«Национальная экономическая газета» (Минск), 17 августа
ПРАКТИКА
«Внимание, химическая тревога!
Минск, как известно, является крупным промышленным центром, имеет
на своей территории массу самых разнообразных промышленных предприятий.
В первую очередь среди них необходимо выделить химически опасные объекты.
В подчинении города находятся 36 таких объектов (бассейны,
молокозаводы), еще 5 подчинены Минской области (например, Минский
мясокомбинат). Кроме того, имеются и три радиационно опасные точки:
АТНК «Сосны», «Белмедпрепараты» и 5-я городская клиническая больница.
Все это содержится под жестким контролем.
Но куда, по-вашему, отправляются те многие тысячи тонн токсичных
отходов, которые являются побочным результатом промышленного
производства А путь у них только один — на свалку. Таких в
окрестностях Минска (вдоль кольцевой дороги) имеется уже четыре.
Возглавляет список тростенецкая свалка, которая по своему объему,
очевидно, давно способна посоперничать со всеми пирамидами Египта
вместе взятыми.
Эта гигантская масса отходов выделяет такое же количество самых
разнообразных вредных веществ, и их проникновение за пределы свалок
остановить почти невозможно. Идет постоянное загрязнение как подземных
горизонтов, так и воздушного бассейна. При всем этом практически нет
контроля за тем, что прибывает на автомашинах с предприятий столицы.
Поэтому туда в большом объеме поступают самые разные химические
отходы — впору изучать периодическую таблицу Менделеева.
О возможной же переработке твердых отходов говорить пока не
приходится. Только в Шабанах имеется один маломощный заводик по
переработке лишь отдельных видов вторсырья. Да и он сейчас не может
работать — ведь предполагавшаяся сортировка сырья для его полноценного
функционирования практически не проводится. Можно, правда, вспомнить,
что пару лет назад рассматривался вопрос о создании специально
оборудованной свалки химических отходов в Минском районе. Однако
тема не получила продолжения — против сооружения такого объекта
выступили местные жители.
Мероприятия по обеспечению химической безопасности на
предприятиях города координирует штаб Гражданской обороны Минска.
Благодаря его сотрудникам на всех предприятиях, где применяется
аммиак, установлены автоматические сигнализаторы паров аммиака АСПА-1.
Сейчас разрабатывается автоматизированная система радиационного и
химического контроля. В настоящее время она проходит испытания на
Минскводоканале, хладокомбинате N 2, РПК Первомайского района.
Новое оборудование позволит не только контролировать радиационный
фон и концентрацию химикатов в воздухе, но также и определять
направление и скорость ветра. В случае аварии это позволит
оперативно установить, куда движется ядовитое облако.
Основными веществами, подлежащими самому строгому контролю в
городе, являются аммиак, хлор и соляная кислота. Причина кроется
как в их высокой скорости распространения, так и в том, что именно
этих веществ накоплены большие запасы. Других опасных для человека
веществ, собранных в одном месте, в Минске не так много, хотя имеюся
и цианистые соли, и ортофосфорная кислота…
Что же касается наиболее опасной группы, то взяты на учет даже
малые емкости с хлором объемом 55 л. Самыми потенциально опасными
объектами, по словам начальника отдела защиты населения штаба ГО
Минска подполковника Александра Харланова, являются следующие:
— Минскводоканал имеет на хранении около 80 тонн хлора. При
повреждении только одного контейнера емкостью в одну тонну зона
возможного заражения — до четырех километров. А ведь жилые дома уже
строятся вплотную к Минскводоканалу. Минский мясокомбинат имеет до
85 тонн аммиака, зона возможного заражения — до полутора километров.
Минский мотовелозавод хранит до 60 тонн соляной кислоты, единичные
емкости (цистерны) содержат до 20 тонн. По расчетам, при утечке зона
заражения составит полтора километра, а при разрушении стен помещения -
сразу 7-8 километров.
Через город также постоянно перевозятся химически опасные грузы.
Такие транспортные операции осуществляются в первую очередь в
соответствии с «Инструкцией по перевозке опасных грузов». Причем
часть хорошо проработанных инструкций существует еще со времен
Советского Союза, а новые разработаны недавно Проматомнадзором.
Все водители на применяемых автомобилях имеют индивидуальные
средства защиты и координаты соответствующих служб. Для такого
транспорта на предприятиях разработаны наиболее безопасные маршруты
движения по Минску. Утверждается, что вдоль маршрутов руководители
различного ранга и население получили соответствующие рекомендации.
На случай возникновения ЧП проводились и реальные тренировки с
эвакуацией жителей некоторых домов.
Особо стоит подчеркнуть: во многом наша жизнь и здоровье зависят
от случайности, поскольку от головотяпства одного могут пострадать
очень многие. На тех же предприятиях, где установлены приборы АСПА-1,
они часто попросту отключены. Включаются лишь во время проверок, о
которых все заранее знают. Причина кроется в низком пороге
срабатывания. Однако этот самый порог соответствует установленным
нормативам предельно допустимых концентраций (ПДК), оберегающим
наше здоровье.
На фоне этого контрастно выделяются некоторые случаи обращения
в штаб ГО города. К примеру, звонит мужчина и интересуется, как ему
утилизировать отработавшую свое одну-единственную лампу дневного света,
содержащую ртуть. А недавно позвонили работники одной из городских
аптек. Они собрали не только у себя, но и у многих жителей микрорайона
разбитые ртутные термометры.
Проблема же захоронения химических отходов не уменьшается от
того, что наша промышленность не работает сегодня даже и вполсилы.
Они неумолимо накапливаются и уже оказывают самое непосредственное
влияние на жителей города».
Ю.Стригельский, «Белорусская деловая газета», 2 декабря 1999 г.