*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.964, 20 января 2003 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы
КАЗАХСТАН: ОБОРОТУ ОТХОДОВ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ ОСНОВУ
Нужен закон об утилизации отходов
Обезвреживание, захоронение и утилизация промышленных и бытовых
отходов — одна из самых волнующих проблем современности. Ее
актуальность подтверждает тот факт, что в материалах саммита ООН по
окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и Йоханнесбурге
(2002 г.) наряду с другими глобальными проблемами рассматривались
вопросы контроля над отходами.
Поскольку промышленный комплекс ориентирован на добычу и переработку
минерального сырья, особое беспокойство вызывает накопление твердых
промышленных отходов: на территории республики их более 19 миллиардов
тонн. Промышленные отходы, включая токсичные, до сих пор складируются и
хранятся с нарушением экологических норм и требований. В результате
интенсивному загрязнению подвержены подземные и поверхностные воды многих
регионов республики: в Актюбинской области — шестивалентным хромом,
Жамбылской — фтором и фосфором, в Восточно-Казахстанской — солями тяжелых
металлов.
Особую опасность представляют накопления токсичных отходов на
предприятиях цветной металлургии в Карагандинской, Восточно-Казахстанской,
Костанайской, Павлодарской областях. По результатам многочисленных
исследований и экспертных оценок подтверждено, что наибольшую опасность
представляют мышьякосодержащие отходы АО «Казцинк» в Усть-Каменогорске.
Не менее опасны радиоактивные отходы, образованные при добыче и переработке
урановых руд на территории страны: более чем в сотне мест хранения их
сосредоточено около 50 миллионов тонн. Для ликвидации необходимы огромные
средства, которые, к сожалению, изыскать в бюджете невозможно.
Я поддерживаю идею о разработке проекта закона о захоронении
радиоактивных отходов, который позволял бы осуществлять захоронение
низкоактивных отходов из других стран, чем решились бы вопросы
финансирования утилизации.
В республике накопилось более 13 миллионов тонн твердых бытовых
отходов. Сегодня они не перерабатываются и являются причиной
неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуации, особенно в
крупных городах. И здесь нужны действенные меры по их ликвидации.
Огромное количество отходов в горнодобывающей промышленности образуется
в результате выборочной разработки участков месторождений с высоким
содержанием полезных компонентов. На предприятиях горно-металлургического
комплекса страны, переданных в управление иностранным фирмам, не уделяется
должного внимания полному извлечению полезных составляющих добываемого
минерального сырья. Извлекаются в основном один или два компонента, в
которых заинтересована компания. Этот вопрос требует нормативно-правового
регулирования.
В среднем по стране объем перерабатываемых промышленных отходов не
превышает и одного процента. В связи с передачей предприятий в управление
иностранным компаниям им принадлежат и отходы, что стало дополнительным
препятствием на пути их переработки. Например, корпорация «Казахмыс» до
апреля текущего года продавала АО «Южнополиметалл» свои отходы в виде
свинцовой пыли. Содержащиеся в ней рений и осмий не извлекались. В
результате совместной деятельности ученых и практиков в Шымкенте в апреле
запущена установка по извлечению из отходов рения и осмия. Корпорация
«Казахмыс» поставила условие, в соответствии с которым производитель
должен отдавать половину полученной продукции.
Аналогичная ситуация и с отходами серного газа. В атмосферу ежегодно
попадает 300-400 тонн серного газа — это отходы предприятий «Казахмыс» и
«Казцинк». Как только РГП «Национальный центр по комплексной переработке
минерального сырья» начал их переработку в чистые сорта серной кислоты,
корпорации повысили стоимость отходов до 19-22 долларов США. Углистые
отходы Экибастуза не пригодны для энергетического использования.
Национальным центром по комплексной переработке минерального сырья
разработана технология переработки углистой породы зольностью 50-55% и
впервые в мировой практике начата выплавка ферросиликоалюминия. Однако,
как ни парадоксально, цены на углистые отходы выросли до 2,5 доллара за
тонну, тогда как стоимость экибастузского товарного угля колеблется от
2 до 5 долларов.
Таким образом, возникшие проблемы переработки твердых отходов в
Казахстане требуют принятия правительственной программы и создания
действенной правовой базы, а также усиления контроля природоохранных и
санитарных служб. У предприятий должны появиться экономические стимулы
для переработки и ликвидации отходов. С учетом остроты проблемы в планах
законопроектных работ Правительства РК закладывалась разработка проекта
закона «Об отходах производства и потребления». Однако в плане на
2002-2003 годы этот законопроект по неясным причинам отсутствует.
Комитет по вопросам экологии и природопользования Мажилиса Парламента
предусмотрел проведение в 2003 году парламентских слушаний по проблеме
утилизации отходов и считает необходимым ужесточить требования к
предприятиям цветной металлургии по обращению с токсичными отходами. Важно
разработать нормативно-правовую базу, которая обеспечит комплексность
использования минерального сырья на стадии разведки, добычи, переработки
и утилизации отходов, повысить ответственность предприятий за тепловое
загрязнение при сжигании попутного газа, законодательно решить вопросы
захоронения радиоактивных отходов.
Тито СЫЗДЫКОВ, председатель Комитета по вопросам
экологии и природопользованию Мажилиса Парламента
«Казахстанская Правда», www.kazpravda.kz, 6 января 2003 года,
Источник: EcoDigest (6-11.1.03)
З.Бабаханова, НПО «Экологический ПрессЦентр»,
zarina@ecopress.lorton.com