UCS-INFO.580

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.580, 9 марта 2000 г. *
*******************************************************************
В коридорах власти

МЫ ЖИВЕМ, ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ
(Госкомэкология заметила существование неблагополучных
территорий и общественности)

ХОТУЛЕВА — ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ
«Дорогие коллеги,
Госкомэкология предполагает провести круглые столы
(информация — в конце письма). Круглых столов предполагается два:
26 нобяря — «СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
10 декабря — «ТЕРРИТОРИИ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ»
Нас просили помочь с организацией и проведением. Поэтому
прошу всех, кто заинтересован в участии, связаться с нами.
Проезд, естетственно, не оплачивается (как и все остальное).
Однако всех, кто смог бы попутно приехать, были бы рады видеть.
Круглый стол 10 декабря меня лично особенно напрягает: про
него как раз со мной давно ведут переговоры с нами. Я несколько
раз просила дать более полную информацию — что именно предполагается
обсуждать по территориям с неблагоприятной экологической обстановкой?
(Иначе просто не вижу, участие общественности в чем, собственно, мы
должны обсуждать?). Пока, однако, разумного ответа я не получила.
Если так дело дальше пойдет, то от участия во втором круглом столе
мне просто придется отказаться.
Ждем ваших предложений, пожеланий, замечаний».
ПРОГРАММА КРУГЛОГО СТОЛА
«ТЕРРИТОРИИ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ»
Организаторы — Государственный комитет по охране окружающей
среды Российской Федерации, Научный и учебно-методический центр
Госкомэкологии России
Дата проведения — 10 декабря 1999 г.
Начало — 16.00
Место проведения — зал коллегии Госкомэкологии России
ОТКРЫТИЕ КРУГЛОГО СТОЛА
Ведущий — Комаров Андрей Викторович, начальник Управления
делами и взаимодействия с территориальными органами.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА
Доклад 1. Социально-экологические и экономические проблемы
территорий Российской Федерации с неблагоприятной экологической
обстановкой. Необходимые условия и пути решения этих проблем.
Докладчики: Захаров Владимир Сергеевич, зам. начальника
Управления Госкомэкологии России; Терехов Александр Георгиевич,
зам. директора Института микроэкономики Минэкономики России
Обсуждение по теме выступления
Доклад 2. Опыт разработки и реализации федеральных целевых
программ для решения социально-экологических и экономических
проблем регионов с неблагополучной экологической обстановкой
Докладчик — Зимин Дмитрий Анатольевич, член коллегии
Госкомэкологии России, начальник Управления анализа и программного
обеспечения природоохранной деятельности.
Обсуждение по теме выступления
Доклад 3. Возрастание роли общественности и неправительственных
организаций в решении проблем экологически неблагополучных
территорий.
Докладчик — Хотулева Марина Владиленовна, Международная
общественная экологическая организация «Экололайн».
Обсуждение по теме выступления».
М.Хотулева,seu_discuss@ecoline.ru,23 ноября 1999 г.,22:17

ЯБЛОКОВ — ХОТУЛЕВОЙ
«Марина Владиленовна, НЕ совсем понятно, зачем это Госкомэкологии
надо проводить такие встречи, да еще в форомате Круглых столов (тут
какой-то серьезный подвох возможен). Не для того ли, чтобы потом
говорить всем, что они хорошо работают с общественностью?
Все поставленные проблемы, конечно, заслуживают обсуждения,
причем серьезного и критического. За два дня к такому обсуждению
подготовиться невозможно и лучше всего отказаться нам от участия в
обсуждении 26 ноября.
Судя по обозначенным докладам, никакого обсуждения серьезного
не предвидится — нам просто зачитают скучные тексты.
При обсуждении прлблемы зон экологического неблагополучия нужно
обязательно обеспечить участие хотя бы по одному представителю НПО
из каждой такой зоны — иначе не надо участвовать вообще, чтобы Вами
не прикрывались потом. Сейчас здесь в Москве Н.И.Миронова из
Челябинска — с ее участием можно обсуждать внятно проблему зон
Южного Урала.
Но самый главный вопрос, который Вы справедливо поставили- а что
собирается обсуждать Госкомэкология на этих круглых столах? Круглые
столы — это не конференции, а дискуссия всех, пришедших на заседание.
Этого ЯВНО НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ. Поэтому, надо заявить о нашей
неготовности и просить отнести все на месяц-два, взять у них материал
для критического анализа, и готовиться всерьез, иначе — профанация
участия общественности в работе Госкомэкологии получается.
Еще раз подчеркиваю. Судя по всему, лучше было бы отказаться от
участия в этих «нежданчиках»-междусобойчиках Госкомэкологии — себе
дороже будет: нельзя так дискредитировать идею взаимодействия
общественнности с госстурктурами.
А.Яблоков, seu_discuss@ecoline.ru, 24 ноября 1999 г., 0:59

ХОТУЛЕВА — ЯБЛОКОВУ
«Алексей Владимирович, спасибо большое за быстрый ответ.
Насчет Ваших опасений — я думаю, они справедливы, но только
отчасти. Думаю, тут не столько подвох, сколько реальное неумение
работать с общественностью.
Кто и что будет потом говорить — я, естественно, не знаю. Пока
я просто задала вопрос, будет ли какой-либо итоговый документ.
Ответ был — его не предвидится. На вопрос о цели круглого стола -
я тоже не получила пока нормального ответа. Цель — просто
проинформировать. Со своей стороны, я предупредила, что при такой
постановке вопроса они, скорее всего, просто получат встречную
информацию — о том, кто и чем недоволен. Возможно — в резкой форме.
И вряд ли ради этого стоит собирать народ. Было бы разумнее -
поставить вопрос о том, что, собственно, можно было бы изменить
через всенародное обсуждение. Но пока постановка вопроса остается
прежней.
Естественно, я не уговариваю никого поучаствовать в этом
неопределенном мероприятии. Насколько я понимаю, время для выступления
пришедшим будет предоставлено. Однако в целом организация, действительно,
оставляет желать… Думаю, что единственным разумным результатом,
который можно было бы получить с этого круглого стола — обозначить
проблему и зафиксировать ее. В том числе Ваше заявление о том, что
в таком режиме НПО просто неготовы обсуждать что-либо — весьма
уместно. И заявить о том, что для получения разумного результата
необходима серия встреч. И, кстати, ясно обозначенная цель каждого
обсуждения. И хорошая информационная подготовка к каждой встрече.
Пока, по предварительной информации, наше общение с
Госкомэкологией привело к одному обнадеживающему результату: круглый
стол по неблагополучным территориям — будет перенесен (предположительно -
на конец декабря). Возможно даже, что удастся подготовить приличную
повестку дня. Например, определить, о каких, собственно, территориях
предполагается говорить.
Насчет Вашего предупреждения — буду стараться поставить вопрос
таким образом, чтобы прикрываться было затруднительно.
Еще раз спасибо за быструю реакцию и сделанные замечания».
М.Хотулева, seu_discuss@ecoline.ru, 24 ноября 1999 г., 14:33

«ТЕРРИТОРИИ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ
Круглый стол Госкомэкологии РФ
Управление экологической безопасности Госкомэкологии РФ взяло
на себя задачу по решению проблем экологически неблагополучных
территорий. Об этом 24 декабря 1999 года участникам круглого
стола «Территории с неблагоприятной экологической обстановкой»
сообщил А.В.Пичуров, заместитель начальника Управления.
Назначение ответственного — безусловно шаг вперед в стабилизации
и улучшении ситуации в оздоровлении территорий. Однако
положительный результат во многом определяется эффективностью
государственной политики в этой области. По словам В.И. Данилова-
Данильяна, председателя Госкомэкологии РФ, эта работа требует
значительных финансовых затрат, в первую очередь, на
реконструкцию и перепрофилирование действующих предприятий.
Ни у государства, ни у самих владельцев предприятий денег нет.
Получается замкнутый круг: чем хуже оборудование, тем ниже
производительность, тем меньше возможностей для инвестиций.
По мнению В.И.Данилова-Данильяна, главное препятствие в решении
задач экологически неблагополучных территорий — несовершенство
законодательной базы. В России разработаны 4 документа, определяющие
стратегию государственного управления зонами экологического бедствия.
Это Закон об охране окружающей среды, Закон об экологической ё
экспертизе, критерии оценки обстановки на экологически неблагополучных
территориях и требования к материалам, предъявляемым на государственную
экологическую экспертизу.
Основным инструментом реализации государственной политики в области
охраны окружающей среды служат экологические программы. Такой
программный подход к управлению природоохранной деятельностью
подразумевает координацию усилий федеральных структур, администраций
субъектов федерации, территориальных органов по определению
приоритетных направлений и подготовке мероприятий по решению
конкретных задач охраны окружающей среды. Активное участие в этой
работе должны принимать различные хозяйственные структуры, в первую
очередь, предприятия — загрязнители. Важно повысить их ответственность
за соблюдение природоохранного законодательства и нормативных
требований.
По мнению Б.А.Ревича, эксперта Госкомэкологии РФ, важно
разрабатывать локальные проекты реабилитации экологически
неблагополучных зон. Они более эффективны, нежели крупные программы.
Однако, по словам Д.А.Зимина, начальника управления анализа и
программного обеспечения природоохранной деятельности Госкомэкологии
РФ, важно иметь ввиду, что локальные программы могут не получить статус
федеральных, а, следовательно, лишиться финансовой поддержки на
федеральном уровне.
По мнению И.Ф.Боришпола, председателя Всероссийского общества
охраны природы, необходимо укрепить взаимодействие государственных
структур и общественности при осуществлении программ реабилитации
территорий. Для этого важно, например, проводить общественные слушания
по разрабатываемым законодательным документам.
Однако Ольга Сперанская из «Эко-Согласия» отметила, что прежде,
чем проводить общественные слушания, необходимо наладить постоянное
информирование общественности о программах и планах в области охраны
окружающей среды. Постоянно получая информацию в области охраны
природы, граждане смогут сформировать собственное мнение по проблеме.
В дальнейшем это мнение может быть высказано в процессе общественных
слушаний.
Общественность, люди, непосредственно живущие в зонах с
экологически неблагоприятной ситуацией, больше всех заинтересованы
в реабилитации опасных территорий, отметила О.Сперанская. К
сожалению, государственные структуры уделяют мало внимания мнению
граждан. Непонимание роли общественности, недооценка
профессиональных качеств общественных организаций — причины
недостаточно активного вовлечения граждан в решение проблем
экологически неблагополучных территорий.
С точки зрения Б.А.Ревича, важно создать сеть
неправительственных организаций, занимающихся проблемами
экологически неблагополучных территорий. Эта сеть станет основой
для активного вовлечения граждан в решении природоохранных
проблем в зонах экологического бедствия».
«Эко-Согласие», accord@olgapon.gins.msk.su, 27 декабря 1999 г.

КОММЕНТАРИЙ
Пригласить на круглый стол всех «заинтересованных» — утопия, в
этом случае в Госкомэкологию пришло бы полстраны. Только они не
могли придти, потому что Госкомэкология не знает ВСЕХ этих
территорий (она лишь думает, что знает). Одно лишь перечисление
«неблагополучных» городов, районов, поселков заняло бы много
страниц.
Поэтому очень многим по душе тот способ действия, который
рекомендует Б.Ревич — разбираться с территориями поштучно, шаг за
шагом. В этом случае работы хватит отдельно взятым «экспертам» по
гроб жизни, а неблагополучные территории как были, так и останутся
до XXII века.
Что до любителей получения и пережевывания официальной
экологической информации, то вряд ли они сами верят в произносимое.
Информацию не дают — ее берут. Возможно, Госкомэкология не всегда
хочет о чем-то известить общественность (было бы смешно, если бы
он хотела), однако чаще всего это официальное ведомство просто не
может дать обществу необходимую информацию, потому как не знает,
о чем идет речь. Вот и сбивается на имитацию деятельности.

Комментарии запрещены.