UCS-INFO.610

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.610, 23 мая 2000 г. *
*******************************************************************
Оптимисты и пессимисты

МОСКВИЧИ — ОБ ЭКОЛОГИИ ГОРОДА

«Иерархия проблем
Сотрудники социологического факультета МГУ в конце 1999 года
провели традиционный ежегодный опрос «Отношения москвичей к
экологическим и транспортным проблемам столицы». Вот какая картина
получилась после обработки полученных ответов горожан.
Поводов для беспокойства хватает
Пока еще немало тех, кто полагает, что экологическое состояние
городской среды продолжает ухудшаться (более 40% опрошенных). Но
тенденция такова — с каждым годом увеличивается число тех, кто
отмечает сдвиги в сторону улучшения в столице состояния окружающей
среды. Вот как «двигались» цифры, начиная с 1994 года.
Ответ «состояние окружающей среды в Москве за последние годы
улучшилось» дали в 1994-1995 гг. — 2,2 процента опрошенных, в 1997 г. -
3,6 процента. А через два года, в 1999-м, уже 12 процентов опрошенных
отметили определенное улучшение экологической обстановки в городе.
Ответ «состояние окружающей среды ухудшилось» дали в 1994-1995 гг. -
83,3 процента опрошенных, в 1997 г. — 65,6 процента, в 1998 г. — 51
процент, в 1999 г. — 43 процента респондентов. Здесь цифры, как мы
видим, падают.
Ответ «состояние окружающей среды осталось без изменений» дали в
1994 -1995 гг. — 7,5 процента москвичей, а в 1999 г. — уже 26
процентов опрошенных.
Исследователи отмечают и другое: за пять лет практически не
изменился перечень наиболее острых экологических проблем, волнующих
москвичей.
Семь важных проблем
«Какие экологические проблемы вас особенно беспокоят?» — спросили
социологи москвичей. Ответы по степени важности распределились
следующим образом.
На первом месте (пять лет подряд!) — загазованность воздуха.
На втором — качество питьевой воды.
На третьем месте — загрязненность Москвы-реки (в 1994 — 1995 гг.
по степени важности эта проблема была для москвичей на четвертом месте).
На четвертом месте во время последнего опроса оказалось состояние
дворов и улиц. Надо отметить, что тут ситуация резко изменилась в
лучшую сторону за последние пять лет: этот ответ переместился со
второго места в 1994-1995 гг. на четвертое место в 1999 году. Стоит
отметить любопытный факт: в 1998 году это беспокоило москвичей еще
меньше — такой ответ стоял на пятом месте. Означает ли это, что вновь
ухудшилось состояние дворов и улиц? Вряд ли. Просто москвичи, увидев,
какая работа проведена в городе по благоустройству, вновь обратили
внимание на важность этой проблемы.
Из проблем, волнующих москвичей, на пятом месте — состояние
зеленых насаждений.
На шестом — уровень шума. Надо сказать, что все пять лет этот
ответ по важности для москвичей становится именно на шестое место.
Так же, впрочем, как все пять лет на одном и то же месте, на
седьмом по степени важности — уровень радиации.
Проанализировавший данные этого социологического опроса кандидат
философских наук Ю.Фомичев считает: «Исследование 1999 года подтвердило,
что, по мнению горожан, главными причинами плохого состояния окружающей
среды, экологии Москвы, остаются загрязнение от автотранспорта и
вредные предприятия в городе».
Начни с себя
Обращает на себя внимание тот факт, что значительно выше, чем в
прошлые годы, респонденты поставили причины, связанные с ролью самих
горожан в деле сохранения окружающей среды. Третье-четвертое места в
иерархии занимают «загрязнение города самими жителями» и «пассивность
горожан в деле охраны природы».
При ответе на вопрос: «Чувствуете ли вы себя хозяином города,
района, улицы, двора, подъезда» лишь менее 20% ответили «да» или «в
какой-то мере>, а 2/3 опрошенных уверены, что — нет, не чувствуют.
Но когда вопрос сузили и сформулировали таким образом: «чувствуете
ли вы себя хозяином улицы, двора, подъезда?», позитивные ответы дали
33% (двор, улица) и 50% (подъезд). Во всех указанных случаях от 13% до
18% респондентов уклонились от ответа.
Москвичей спросили: «Каковы, на ваш взгляд, главные причины
плохого состояния окружающей среды?»
Первое место все пять лет устойчиво занимает ответ: «загрязнение
от автотранспорта».
Ответ «вредные предприятия в городе» переместился с четвертого
места в 1994-1995 гг. на второе место уже в 1997 году и во время
соцопроса-99 опять-таки оказался на втором месте.
На третьем — «загрязнение города самими жителями».
На четвертом — «пассивность горожан в деле охраны природы». Кстати,
тут тоже отмечается любопытное смещение в иерархии ценностей: буквально
за последние год-два москвичи поняли важность и необходимость личного
участия в деле охраны окружающей среды — с 1994 по 1998 год эта проблема
волновала горожан лишь на седьмом месте, а в 1999-м резко прыгнула на
четвертое!
Пятое место заняла беспокоящая москвичей «плохая работа
коммунальных служб». Надо отметить, что в 1998 году она их волновала
куда больше — этот ответ стоял на третьем месте.
На шестом месте по степени важности все последние годы стоит
«отсутствие необходимых законов».
На седьмом — «невнимание властей к экологии». В 1994-1995 гг.
этот ответ по степени важности стоял на втором месте. То, что
этот ответ «съехал» со второго места на седьмое, — радует, конечно.
Люди и машины
Среди наиболее важных мер, которые могут, по мнению опрошенных,
помочь изменить ситуацию в лучшую сторону, указывались:
1. Установка нейтрализаторов выхлопных газов (40% ответов);
2. Повышение качества продаваемого топлива (30%);
3. Ограничение въезда в Москву иногороднего транспорта (26%);
4. Установление более жестких норм для выхлопных газов (24%);
5. Ускорение строительства Третьего транспортного кольца (22%);
6. Усиление экологического контроля на въездах в город (21%).
Наименее значимы для респондентов: «строительство подземных
переходов под автомагистралями» (12%) и «увеличение налога на
устаревшие марки автомобилей» (8%).
В контрольном вопросе о мерах по улучшению экологической
обстановки в городе на первых трех позициях оказались:
* постепенное закрытие промзон, вывод вредных и опасных для
здоровья предприятий — 50%;
* преимущественное развитие экологически чистого транспорта
(троллейбус, трамвай, метро) — 47%;
* строительство Третьего транспортного кольца, дублеров основных
магистралей — 47%.
Аналитик Ю.Фомичев отмечает: «Таким образом, строительство
Третьего транспортного кольца, вызывавшего неоднозначное отношение,
сегодня считается одним из основных путей решения как экологических,
так и транспортных проблем города».
Москвичи активно поддерживают строительство метро. На первом
месте — в смысле одобрения строительства — линия Строгино-Митино, а
на втором — Марьино-Красногвардейская. Но и другие линии (Пражская-
Качалово, Чкаловская-Марьина роща, Киевская-Парк Победы) получили
достаточно большое количество голосов.
Метро остается и наиболее часто используемым видом транспорта.
Далее по частоте использования, как показывают данные соцопроса,
следуют автобусы, троллейбусы, пригородные электропоезда, трамваи».
Д.Бабкин, «Московская правда», 17 февраля 2000 г.

Комментарии запрещены.