UCS-INFO.38

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.38,  1 ноября 1995 г.
***********************************************************************************

ХИМИЧЕСКОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ: ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВО, ОПЫТ США — 2

В сообщении UCS-INFO.37 упоминалось об опыте США в отношении взаимодействия армии и общественности при организации химического разоружения. Ниже для иллюстрации приводится раздел доклада Эми Е.Смитсон «Программа уничтожения химического оружия США: взгляды, анализ и рекомендации», выпущенного Центром Генри Стимсона (Вашингтон, 114 с.) в сентябре 1994 г. В сравнении с известной каждому практикой «взаимодействия» армии России с ее рядовыми гражданами этот текст лучше всяких слов иллюстрирует мысль, что задержка ликвидации запасов химического оружия в России может случиться в первую очередь из-за непонимания армией важности учета психологии химического разоружения.

Л.А.Федоров,
президент «Союза за химическую безопасность»

1 ноября 1995 г.


ВАЖНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
к участию в осуществлении Программы

На вопрос, почему местные граждане и население США в целом должны верить, что Армия работает хорошо, безопасно и рентабельно, бывший руководитель Программы по химическому разоружению Чарльз Барониан дал, не задумываясь, довольно странный и неожиданный ответ. «Не надо верить!» — сказал он.

Не надо превращать это в вопрос доверия к Армии. Настаивайте — и Армия это поддержит — на том, чтобы местные государственные контролирующие организации участвовали в этой Программе, в том числе выдавали разрешение на строительство, только если они уверены, что Армия может сделать то, что обещает. Настаивайте на том, чтобы жители вашего населенного пункта находились на территории объекта, осуществляя необходимый надзор, чтобы была уверенность, что Армия сдержит свое слово. Я одобряю такой порядок, но не доверяю Армии (из интервью, данного автору 10 мая 1994 г.).

Генерал Басби (генерал Уолтер Басби является коомандующим и директором Агентства по уничтожению химических веществ Армии США — Л.Ф.) также приветствовал идею привлечения граждан к участию в это процессе. Он заявил, что хочет создать механизм «постоянного участия общественности в надзоре за эксплуатацией этих объектов». Он говорил об «информированных гражданах, которые могут участвовать в эксплуатации объектов, имеют возможность анализировать результаты, входить в диспетчерскую и сидеть в ней круглые сутки, если это необходимо». Он отметил полезность предоставления местным жителям и представителям регулирующих органов возможности «задавать вопросы операторам установки» и «находиться там, когда принимаются решения по вопросу о соответствии данной установки нормам». Басби хочет, чтобы местные жители и регулирующие органы были «уверены, что мы следуем предписанным правилам, и поднимали тревогу, чтобы остановить нас, когда мы им не следуем» (беседа с автором 5 мая 1994 г.). Такое привлечение местных жителей к участию в осуществлении Программы не должно ограничиваться лишь членами Консультативных комитетов граждан.

Для содействия более широкому участию местных жителей в Программе Армия могла бы изучить возможность обеспечения доступа к данным о важных эксплуатационных параметрах базисных печей сжигания (речь идет об официально принятой в США — пока — технологии уничтожения химического оружия — Л.Ф.) с помощью терминалов в сети ЭВМ в местной библиотеке или здании муниципалитета. Некоторые объекты по уничтожению опасных промышленных отходов обеспечили доступ к таким данным в режиме реального времени с помощью дистанционных измерительных приборов, благодаря чему местные жители могут следить за работой объектов, не приезжая на них.

Практическое участие граждан явилось одной из разгадок успеха Операции Свифтшуэ в Канаде, как с точки зрения местных жителей, так и официальных лиц, руководивших осуществлением программы уничтожения химических отходов (Канадское министерство национальной обороны. «Отчет гражданского комитета по защите окружающей среды» 8-14).

Доказательства ценности активного участия граждан уже получены в ходе осуществления программ уничтожения химического оружия в США и Канаде, и необходимо ставить себе целью добиваться этого участия в пределах каждого населенного пункта, где сосредоточены запасы такого оружия в течение всего периода эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия.

Комментарии запрещены.