« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.65, 30 апреля 1996 г.
***********************************************************************************
Вести с полей химического разоружения
ГЕНШТАБ ТОРОПИТСЯ
Начальник Генерального Штаба Вооруженных сил РФ генерал М.Колесников проявил некоторое нетерпение. Он направил в Курганскую область письмо — ходатайство о намерениях по выбору участков для размещения объекта по уничтожению химического оружия.
Особых оснований для спешки у МО РФ не было:
1) Никто не занимается доведением до нормального состояния закона «О химическом оружии», находящегося в Государственной Думе (после невообразимой спешки с его протаскиванием в декабре прошлого года — «в первом чтении» безо всякого чтения). Пока проект закон противоречит интересам населения.
2) Закон «О социальных гарантиях» для будущих ликвидаторов химического оружия никто вносить в Государственную Думу не собирается. Здесь бои впереди, потому что проект этого закона г-н П.Сюткин (он заменил генерала А.Кунцевича на посту министра химического разоружения) еще не счел необходимым показать экологической общественности.
3) «Открытый конкурс» на лучшую технологию уничтожения новейшего химического оружия, которые спроворил осенью прошлого года главный химический генерал С.Петров, был разыгран под начальственным ковром. Генерал искренен в заблуждении, что экологической общественности не полагается знать существо этих самых технологий. Так что технологий у нас пока нет.
4) Замкнутого набора гигиенических норм, без которых трудно решать, где порядок, а где «утечка» отравляющих веществ, тоже нет.
5) На военно-химических арсеналах нет приборов, с помощью которых упомянутые «утечки» можно было бы обнаруживать непосредственно на месте хранения и уничтожения новейшего химического оружия. Таких приборов в армии РФ не существует в принципе.
6) Постановление правительства РФ N 305 от 21 марта 1996 г. «Об утверждении федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» повисло в воздухе. Премьер В.Черномырдин запамятовал, что он не имел права подписывать его без проведение государственной экологической экспертизы. Так что настала очередь Генерального прокурора — необходимо отозвать постановление и оформить его по всем правилам.
7) Никакой официальной информации, связанной с оценкой реального состояния химического оружия в местах его нынешнего хранения, по-прежнему нет. Данные об экологическом мониторинге в местах нынешнего хранения химического оружия ни населению, ни экологической общественности не сообщены, потому что и самого мониторинга никто не проводил. Зато Минприроды РФ проявило рвение по части «разъяснения населению». А Минобороны РФ объявило, что оно будет прислушиваться к мнению экологической общественности только в одном случае — если от ее имени будет выступать российское отделение Международного Зеленого креста.
Химического оружия в Курганской области в городе Щучье очень много — 13,6% общих запасов России. Это не только снаряды ствольной и реактивной артиллерии, но и головные части ракет, снаряженные новейшими ОВ. В том числе ракет в кассетном исполнении, с разделяющимися головными частями. В них отравляющие вещества и взрывчатка запрессованы в одном корпусе, так что в случае аварии мало жителям, живущим по соседству с арсеналом, не покажется. В общем, есть, о чем подумать. Пока об этом думает администрация Курганской области, не доверяясь Зеленому кресту.
Ниже приводится результат этих размышлений, появившийся в результате демарша начальника Генштаба.
Президент Союза «За химическую безопасность»
Л.Федоров
30 апреля 1996 года
24.04.96 Первому заместителю министра
N 01-8/315 обороны Российской Федерации
. Колесникову М.Н.
Админиcтрация Курганской области рассмотрела представленное ходатайство о намерениях по выбору участков для размещения объекта по уничтожению химического оружия и считает решение вопроса возможным при выполнении следующих первоочередных условий:
1. Проведение в 1996 году комплексной оценки экологического, санитарно-гигиенического и медицинского состояния региона в составе Щучанского и прилегающих к нему районов с учетом возможного влияния объекта.
2. Представление прошедшей независимую международную экспертизу технологии в альтернативных вариантах.
3. Выделение средств Администрации области на проведение первоочередных организационных мероприятий, связанных с проблемой уничтожения оружия.
При принятии необходимой законодательной базы по социальным гарантиям населения, защите природы и решения вышеперечисленных вопросов возможно проведение дальнейших работ в соответствии с Федеральной целевой программой.
Глава Администрации
А.Н.Соболев