UCS-INFO.66

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.66,  7 мая 1996 г.
***********************************************************************************

Вести с полей химического разоружения

ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОКУРАТУРА

Газета «Сегодня» в номере за 6 мая 1996 года дала сообщение под заголовком «Лесной пожар у поселка Мирный грозил перекинуться на военные арсеналы». Насчет всех арсеналов не в курсе, однако именно поселок Мирный и село Марадыково (Оричевский район Кировской области) находятся ближе всего к авиационной базе хранения химического оружия.

Химического оружия на этой базе очень много — 17,4% общих запасов России. Это химические авиационные бомбы, выливные авиационные приборы, блоки к универсальным контейнерам, все в снаряжении новейшими фосфорорганическими ОВ (зоман, V-газ, зарин). В том числе в кассетном исполнении, когда ОВ и взрывчатка запрессованы в одном корпусе. В случае, если бы пожар достиг стен базы, события могли принять катастрофический оборот для всей центральной России.

В связи с этими событиями приходится вновь обращаться к проблеме химической безопасности мест хранения химического оружия и к позиции официальных органов страны, за это ответственных.

Полагаю уместным информировать всех об инициативе Союза «За химическую безопасность», связанную с неисполнением высшими должностными лицами страны своих обязанностей при обеспечении химической безопасности населения.

Президент Союза «За химическую безопасность»,
Федоров Л.А., доктор химических наук

7 мая 1996 г.


29 апреля 1996 г.                                                               Генеральному прокурору РФ
.                                                                                                                    Ю.Скуратову

Уважаемый Генеральный прокурор,

21 марта 1996 г. было выпущено в свет постановление правительства РФ N 305 «Об утверждении федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». 2 апреля 1996 г. оно было опубликовано в «Российской газете».

Указанное постановление издано в нарушение закона РФ «Об экологической экспертизе», принятого Государственной Думой РФ 19 июля 1995 г. В частности, ст.11 указанного закона предусмотрено проведение обязательной государственной экологической экспертизы проектов правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, в том числе проектов федеральных целевых программ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

Союз «За химическую безопасность» просит Вас принять меры по отмене постановления правительства РФ N 305 от 21 марта 1996 г. как выпущенного в нарушение действующего законодательства России. В приложении к настоящему письму приводятся некоторые примеры негативного воздействия на окружающую природную среду, которые не получили необходимой оценки в связи с тем, что Минприроды РФ не осуществило государственной экологической экспертизы федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

Одновременно Союз «За химическую безопасность» просит Вас внести в Правительство РФ представление о служебном несоответствии министра Минприроды РФ В.Данилова-Данильяна как не обеспечившего экологической экспертизы долгосрочной и масштабной федеральной программы, которая при ненадлежащем исполнении может нанести большой и даже непоправимый вред экологической безопасности страны.

С уважением,

Президент Союза «За химическую безопасность»,
Федоров Л.А., доктор химических наук


ПРИЛОЖЕНИЕ

Некоторые примеры
негативного воздействия на окружающую природную среду, которые могут иметь место при осуществлении федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

1. В программе констатируется, что, наряду с обычными химическими боеприпасами, в арсеналах МО РФ хранятся также боеприпасы сложной конструкции, которые, по мнению авторов программы, перед уничтожением требуют разборки в специализированных заводских условиях. Речь идет о так называемых кассетных боеприпасах, в которых взрывчатка и отравляющее вещество запрессованы в одном корпусе. Соответственно, масштабы экологических и медицинских последствий в случае аварии на базах, где хранятся боеприпасы этого типа, будут много тяжелее, чем в случае обычных химических боеприпасов.

Программа декларирует, что в местах хранения боеприпасов сложной конструкции техническая база будет включать специальные промышленные сооружения по взрывобезопасной разборке и уничтожению их составных частей. Однако экологической оценки подобного рода событий и их последствий для соответствующих регионов не выполнено, иначе в программе были бы неизбежно предусмотрены специальные мероприятия по недопустимости этого типа аварий именно на тех арсеналах, где кассетные боеприпасы в настоящее время хранятся. Более того, специалистам пока не известно каких-либо хотя бы предварительных проработок на тему о взрывобезопасной разборке и уничтожению составных частей кассетных боеприпасов, которые бы позволяли игнорировать возможные экологические последствия этих работ.

2. Программа признает, что все типы химического оружия будут иметь твердые отходы: будущая техническая база включает не только 7 объектов по уничтожению химического оружия, но и 7 полигонов захоронения твердых отходов. Это очень сложные инженерные сооружения, требующие тщательной экологической проработки. Между тем ниоткуда не следует, что в 6 регионах нынешнего хранения химического оружия имеются условия для создания полигонов экологически безопасного захоронения твердых отходов. С экологической точки зрения этот вопрос не проработан.

3. В программе определен общий объем финансирования 16,6 трлн. рублей из средств федерального бюджета на выполнение программы, причем декларируется возврат 10% этих средств в бюджет от утилизации продуктов, образующихся в результате уничтожения химического оружия. Из этой записи следует, что авторы программы предусматривают осуществить переработку запасов люизита, хранящегося в Удмуртской Республике, в мышьяк. Ни одна из технологий переработки люизита в мышьяк, известных специалистам, не имеет экологически безопасного решения. Следовательно, уничтожение люизита будет сопровождаться неизбежным выбросом в окружающую среду г. Камбарка (Удмуртская Республика) больших количеств высокотоксичных мышьяксодержащих отходов и их оставлением на память жителям, имеющим несчастье жить в 1,5 км от места хранения люизита. Экологической оценки этому намерению авторов программы не дано.

Необходимо подчеркнуть, что экономической перспективы эта идея тоже не имеет: 1) международный рынок мышьяка уже пересыщен, так что вопрос о возврате в бюджет 10% суммы затрат весьма проблематичен; 2) внутрироссийский рынок мышьяка тоже не беден (и он станет еще более насыщенным после выполнения в 1996-1998 гг. работ по созданию производства оксида мышьяка из продуктов металлургической переработки концентратов сульфида мышьяка мощностью 2,5 тыс.т в год на обжиговом заводе в Челябинской области; эти работы определены постановлением правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 216).

4. Авторы программы не только не исключают, но и программируют будущие аварии на объектах по уничтожению химического оружия. Однако оценка экологических последствий этих событий не проведена. Это следует из того, что на ликвидацию последствий будущих аварий на разных по количеству, структуре и уровню опасности объектах хранения химического оружия предусмотрены одинаковые трудовые ресурсы (по 200 человек). Если бы авторы программы провели экологические оценки будущих аварий с химическим оружием, они бы неизбежно ранжировали предусмотренные к сооружению объекты по уровню их опасности (тем более после такой оценки в постановление не вошло бы бесстыдное положение о разовом распределении компенсации людям, которые пострадают в будущих авариях). Во всяком случае после такой экологической оценки вряд ли постановлением декларировалось бы одинаковое организационно финансовое отношение к возможным авариям на военно-химической базе в Саратовской области и на авиационно-химическом арсенале в Пензенской области, где планируются работы по утилизации химических боеприпасов при наличии в 2-3 км другого военного объекта — по разделке ядерных боеприпасов. С учетом возможного наличия в арсенале в Пензенской области кассетных боеприпасов не учитывать все возможные экологические последствия от такого стечения обстоятельств невозможно.

5. Программой определено, что химическое оружие в РФ будет уничтожаться в районах его нынешнего хранения (7 арсеналов находятся в 6 регионах страны — Удмуртской Республике, Пензенской, Саратовской, Брянской, Кировской, Курганской областях) на создаваемых специальной для этих целей объектах. Кроме того, к работам предусматривается привлечь учебно-тренировочный центр в г.Чапаевске (Самарская область). Известно, что в большинстве мест, предназначенных для будущих работ по уничтожению химического оружия, в прошлом уже проводились работы по уничтожению химического оружия, причем экологически опасными и ныне осужденными мировым сообществом способами (см., например, Конвенцию о химическом оружии, подписанную Россией 13 января 1993 г.). В частности, эти работы производились в местах нынешнего хранения химического оружия в Удмуртской Республике, Пензенской, Саратовской, Кировской областях.

Программа не предусматривает никаких работ по оценке масштабов экологических последствий прошлой деятельности с химическим оружием в местах его нынешнего хранения. Не предусматривается ликвидация этих последствий. Тем более не рассматривается проблема возможных экологических последствий проведения работ по уничтожению химического оружия на месте уже проводившихся работ такого рода.

Комментарии запрещены.