CHEM&WAR.20

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
****** Х И М И Я * И * В О Й Н А **********************
*******************************************************************
*** Сообщение CHEM&WAR.20, 24 июля 1999 г. **
*******************************************************************
Экология ракетной деятельности

РЕШЕНИЕ
временной комиссии Совета Федерации по защите интересов
субъектов Российской Федерации, юридических лиц и граждан от
неблагоприятных последствий ракетно-космической деятельности

18 мая 1999 г. г.Москва

Заслушав и обсудив доклады председателя Временной Комиссии Д.И.Табаева,
члена Временной комиссии Н.И.Соломова (Саха (Якутия)), члена Временной
комиссии Ш.Д.Ооржак (Тыва), заместителя Главнокомандующего РВСН
В.А.Гриня, министра МЧС Республики Алтай Е.И.Афанасьева, заместителя
директора ЦНИИМАШ РКА В.И.Лукьяненко, председателя Экспертного Совета
Н.А.Мешкова, заместителя начальника отдела РКА В.Ф.Гринько, заместителя
начальника управления Госкомэкологии Н.Б.Нефедьева по основным
направлениям обеспечения безопасности ракетно-космической деятельности
на территории Российской Федерации, состоянию разработки Федеральной
целевой программы «Обеспечение экологической безопасности ракетно-
космической деятельности (шифр «Экос-РФ») и соответствующей нормативно-
правовой базы, Временная комиссия отмечает:

1. Вопросы обеспечения безопасности, в том числе экологической, народят
определенное отражение в организационной и научно-исследовательской
деятельности Минобороны России (РВСН) и Российского космического
агентства. Однако, возможности этих ведомств для обеспечения
комплексного решения проблемы обеспечения безопасности ракетно-
космической деятельности в условиях недостаточного финансирования
ограниченны. По этим же причинам такие федеральные органы как Минздрав
России, Росгидромет и Госкомэкология России, чьи выводы и рекомендации
являются определяющими при оценке воздействия ракетно-космической
деятельности на окружающую среду и здоровье населения, а также их
территориальные органы не в состоянии обеспечить проведение независимой
экспертной оценки результатов воздействия РКД.
2. Комплексное решение проблемы обеспечения экологической безопасности
предложено в проекте Федеральной целевой программы «Обеспечение
экологической безопасности ракетно-космической деятельности» (Шифр
«Экос-РФ»), разработанной ЦНИИ МАШ РКА. Проект программы согласован
практически со всеми ведомствами, участвующими в ее реализации, и
рассмотрен Экспертным Советом при Правительстве РФ, который
рекомендовал устранить отмеченные замечания. При этом основным
замечанием, препятствующим представлению проекта программы
Правительству РФ, является отсутствие внебюджетных источников
финансирования определенной части планируемых мероприятий. Разработчик
программы и федеральные органы исполнительной власти, участвующие в ее
реализации, в сложившихся экономических условиях не в состоянии в
полной мере выполнить требование по привлечению внебюджетных источников
финансирования. Отмечается, что Минобороны РФ, РКА и ГНИИЦ
им.М.В.Хруничева не в полном объеме провели расчеты по выполненным в
1998 году НИР и ОКР по вопросам обеспечения безопасности РКД, в том
числе и КНИР «Оценка влияния ракетно-космической деятельности на
окружающую природную среду и здоровье населения в Алтае-Саянском
регионе, с привлекаемыми к их проведению сторонними организациями.
3. Существующая нормативно-правовая база по обеспечению безопасности
в настоящее время не полностью регламентирует отношения физических и
юридических лиц в процессе осуществления РКД и уменьшения ее вредного
влияния на окружающую среду и человека. В то же время рассматриваемый в
настоящее время проект Федерального закона «Об обеспечении безопасности
космической деятельности» совершенно не содержит конструктивных
предложений по реализации эффективных механизмов решения существующих
проблем и содержит целый ряд положений, противоречащих существующим
законам и другим нормативно-правовым актам РФ: Федеральному закону
от 21 (?) июня 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов», Федеральному закону от 21 (?) декабря 1994
г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера», «Положение о классификации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
13 сентября 1996 г. N 1094 и др. Кроме того, достижение продекларированных
целей не подкреплено соответствующими требованиями закона по
компенсации за использование природных ресурсов, население ущерба
окружающей среде, имуществу и здоровью населения, в том числе и за
счет использования механизма страхования. По этим причинам упомянутый
проект закона в предлагаемой редакции не может быть рекомендован для
дальнейшего прохождения в Государственной Думе.
Проект «Методики расчета платы за загрязнения сухопутных районов»,
разрабатываемый по заказу Госкомэкологии РФ с 1997 (?) года, на данном
этапе далек от завершения, изобилует неточностями, многочисленными
допущениями и ссылками на другие документы. В связи с этим предлагаемый
проект нуждается в доработке и согласовании с ведомствами, участвующими
в осуществлении ракетно-космической деятельности и оценке результатов
ее воздействия на окружающую среду и человека.
4. В данное время наиболее эффективным источником финансирования
устранения ущерба от ракетно-космической деятельности является
страхование. Например, страховая выплата Республике Алтай за аварию
РН «Протон» 10.09.98 произведена страховой компанией «Мегарусс».
Республика Хакасия получит выплату в ближайшее время.

Временная комиссия считает целесообразным:
1. Рекомендовать субъектам Российской Федерации, на территориях
которых расположены районы падения отделяющихся частей ракетоносителей,
ускорить представленные в Российское космическое агентство предложений
по участию региональных организаций в реализации программы «Эко-РФ» с
конкретизацией выполняемых ими работ, объемов и источников
финансирования.
2. Обратиться к субъектам Российской Федерации с предложением принять
участие в долевом финансировании реализации мероприятий, предусмотренных
программой «Экос-РФ».
3. Рекомендовать РКА в трехмесячный срок после получения
соответствующих предложений субъектов РФ доработать проект программы
«Экос-РФ» с учетом рекомендаций Экспертного совета при Правительстве
РФ и Экспертного совета при Временной комиссии Совета Федерации от 16
марта 1999 года и представить его на рассмотрение в Правительстве РФ
в установленном порядке.
4. Поручить Экспертному совету разработать предложения по доработке
проекта Федерального закона «Об обеспечении безопасности космической
деятельности Российской Федерации» и после рассмотрения на заседании
Временной комиссии направить предложения в Государственную Думу РФ.
5. Рекомендовать Госкомэкологии совместно с Минобороны, РКА и другими
заинтересованными ведомствами доработать проект «Методики расчета платы
за загрязнения сухопутных районов» с целью устранения замечаний,
отмеченных Экспертным советом при Временной комиссии Совета Федерации
по защите интересов субъектов Российской Федерации, юридических лиц
и граждан от неблагоприятных последствий ракетно-космической
деятельности, и в сентябре 1999 года представить его на рассмотрение
Временной комиссии.
6. Поручить Экспертному совету изучить существующие методики оценки
последствий воздействия на окружающую природную среду и здоровье
человека и разработать предложения по формированию единого пакета
методических документов такого плана.
7. Рекомендовать МО РФ, РКА и ГКНПЦ им.М.В,Хруничева ускорить решение
вопросов о первоочередном выделении средств на комплексную НИР «Оценка
влияния ракетно-космической деятельности на окружающую природную среду
и здоровье населения в Алтае-Саянском регионе».
8. Просить Ассоциацию космических страховщиков оказать финансовую
поддержку доработок проекта программы «Экос-РФ» и разработки
предложений проекта Федерального закона «Об обеспечении безопасноти
космической деятельности».
9. Рекомендовать МО РФ, РКА и ГКНПЦ им.М.В.Хруничева расширить спектр
приобретаемых страховых полюсов в своей РКД для возмещения возможного
ущерба.
10. На очередном заседании Временной комиссии рассмотреть предложения
Экспертного совета о повышении эффективности страхования рисков
субъектов Российской Федерации при осуществлении ракетно-космической
деятельности.
11. Избрать заместителями председателя Временной комиссии
— Калямина Вячеслава Ивановича (председателя Архангельского
областного Совета депутатов),
— Неелова Юрия Васильевича (губернатора Ямало-Ненецкого
автономного округа).

Председатель Временной комиссии Д.И.Табаев

* * *

Простим господам из Совета Федерации, что они сводят ракетную
деятельность нашего государства только лишь к космической, а именно
к приему ступеней космических ракет на территории некоторых субъектов
Федерации.
На самом деле на боевом дежурстве находится великое множество
стратегических (сухопутных и морских) ракет, чья вредная деятельность
для людей и природы ничуть не меньше космических. К тому же все эти
ракеты время от времени летают. И в космос они не забредают.
А еще армия содержит множество ракет ПВО — с теми же вредными
последствиями. До космоса они тоже не долетают. Многие части ПВО в
последние годы покинула свои стоянки, побросав топливо где попало.
Все помянутые типы ракет где-то изготавливаются и испытываются.
Это — «цивильная» сторона вредной для биосферы ракетной активности.
Ко всем этим ракетам изготавливаются и испытываются двигатели -
еще одна цивильная сторона.
Все эти ракеты летают не на спирту, а на топливе, большая часть
которого, мягко говоря, не полезна для здоровья людей и природы.
Складов этого самого топлива — несколько десятков. Столько же «мертвых»,
«гнилых» и т.п. водоемов, куда армия сбрасывает отходы топлива, никого
ни о чем не спрашивая.
Таким образом, на самом деле в договорные отношения с государством
в связи с гипертрофированной ракетной активностью должны вступать не те
несколько регионов, которые так или иначе помянуты в документе, а
несколько десятков регионов, по существу пол-России.

Комментарии запрещены.