2.3. ОПЫТ США
Возникает вопрос, а можно ли при реализации программ химического разоружения России384,397,409 поучиться у заокеанского дядюшки? Сравнение, конечно, не доказательство, однако иной раз оно бывает очень поучительным. Во всяком случае та информация, которой мы располагаем259,320,326,330, это позволяет.
США и Советский Союз — два государства с крупнейшими запасами химоружия — в последние 20-25 лет параллельно с переговорами о химическом разоружении не могли не начать готовиться к его реальному проведению. Фактическая цепь событий, однако, была в обеих странах существенно разной, характеризуя, таким образом, уровень отношения бюрократических систем и к своим обязательствам, и к своему обществу. Чтобы последующий разговор был более предметным, полезно сделать соответствующее сравнение.
Власти США шли к решению серьезнейшей проблемы химического разоружения последовательно и ответственно, а все практические вопросы были решены в США до подписания Конвенции о запрещении химоружия.
В июле 1969 года американский космонавт высадился на Луне. Готовиться к наступательной химической и биологической войне и в то же время готовить высадку на Луне не могла себе позволить даже такая мощная в индустриальном отношении держава, как США. Как известно, 24 ноября 1969 года СССР и США ратифицировали Договор о нераспространении ядерного оружия. Ну а на другой день президент США Р.Никсон распорядился начать уничтожение своего биологического оружия. С 1969 году США прекратили также и производство ОВ.
Базовая технология уничтожения химоружия прошла очень длительную экспериментальную проверку на арсенале Рокки-Маунтин в 1972-1976 годах, а с 1979 года — на пилотной установке на складе в Туэле (штат Юта)259.
Созданная заблаговременно законодательная база должна была обеспечить общую экологическую безопасность операций по уничтожению химоружия (закон о запрещении ликвидации ОВ путем затопления в океане и сжигания на открытом воздухе — 1972 год, закон о безопасности питьевой воды — 1974 год, закон о сохранении и восстановлении природных ресурсов — 1976 год, закон о сохранении чистоты воздушной среды — 1977 год, закон о сохранении чистоты вод — 1977 год), а также экологически комфортное существование населения. Эти правовые акты были многоцелевыми и они обеспечивали не только экологически безопасную ликвидацию химоружия, но и защиту населения от любых высокотоксичных экотоксикантов техногенного происхождения (закон об охране морей, в том числе о запрете ликвидации ОВ путем их затопления в океане — 1972 год, закон об обезвреживании свалок токсичных отходов — 1980 год).
В 1984 году в США был принят закон 99-145, в котором министерству обороны было предписано уничтожить запасы химоружия259. С этого момента вопросы секретности решались уже совсем по-иному. Во всяком случае жители штата Кентукки узнали о своем химическом арсенале Лексингтон-Блю Грасс немедленно, то есть в том же 1984 году492.
Ну а в 1986 году армия представила в Конгресс программу уничтожения химоружия. Она проанализировала несколько вариантов его организации508: 1) построить один центральный объект, 2) построить два объекта, 3) построить предприятия по уничтожению химоружия на каждом объекте хранения. Последняя идея как экологически наименее опасная была положена в основу программы, внесенной в Конгресс США в январе1988 года, и утверждена317. И в основных параметрах уже не менялась.
В 1986 году США официально опубликовали данные о расположении всех 8 складов химоружия на своей территории149. Приведем эти данные320: склад Туэле (штат Юта) — 42% всех запасов ОВ, склад Уматилла (Орегон) — 12%, арсенал Пайн Блафф (Арканзас) — 12%, склад Пуэбло (Колорадо) — 10%, склад Аннистон (Алабама) — 7%, Абердинский химический полигон (Мэрилэнд) — 5%, военный завод Нью-Порт (Индиана) — 4%, склад Лексингтон-Блю Грасс (Кентукки) — 2%. Как видим, 100% не получается, потому что остальное химоружие хранилось вне континентальной части территории США.
План и график строительства 8 объектов уничтожения химоружия армия США опубликовала в марте 1988 года, то есть за 5 лет до подписания Конвенции о запрещении химоружия259.
Ну а типаж химических боеприпасов, которые снаряжены смертельными ОВ и запасы которых имеются на складах континентальной части США, стал известен американскому обществу в 1989 году — он был опубликован в научной печати (табл.4)320. Типов химических боеприпасов оказалось 18 (7 — с зарином, 5 — с VX, 6 — с ипритом и его смесями). Остальные типы, довольно подробно разобранные советскими военными химиками8, или снаряжены не смертельными ОВ, а лишь ирритантами (CN, DM, CS и CR) или же отсутствуют в складских количествах. Емкости для хранения ОВ в табл.4 не включены. Во время визитов советских военных специалистов в США в рамках первого этапа советско-американского «Меморандума о понимании…»252 они увидели все хранившиеся на континентальных складах типы химических боеприпасов США (табл.4) и даже больше. Расхождения если и были, то в обозначениях .
Таблица 4
ХИМИЧЕСКИЕ БОЕПРИПАСЫ АРМИИ США В СНАРЯЖЕНИИ
СМЕРТЕЛЬНЫМИ ОВ
Боеприпас |
Опубликовано в США в 1989 году320 |
Показано советским м | |||
|
Калибр |
Вес, кг |
специали- | ||
ОВ |
Боепри- паса |
стам | |||
Боеприпасы с зарином |
|||||
1 | Снаряд M55 к пусковойреактивной установке М91 |
115 мм |
4,86 |
25,9 |
да |
2 | Артснаряд M121, M121A1, M122 |
155 мм |
2,95 |
45,4 |
да |
3 | Артснаряд M360 |
105 мм |
0,73 |
14,53 |
|
4 | Артснаряд M426 |
203,2 мм |
6,58 |
90,35 |
да |
5 | Авиабомба ВМС MK-94-0 | 500 фунтов |
49,0 |
200,2 |
да |
6 | Авиабомба ВВС MC-1 | 750 фунтов |
99,88 |
329,2 |
да |
7 | Авиабомба ВМС MK-116 | 14 дюймов |
157,54 |
238,4 |
да |
Боеприпасы с VX |
|||||
8 | Снаряд M55 к пусковойреактивной установке М91 |
115 мм |
4,54 |
25,4 |
да |
9 | Химический фугас M23 |
13,5 дюймов |
4,77 |
10,44 |
да |
10 | Артснаряд M121A1 |
155 мм |
2,72 |
45,4 |
да |
11 | Артснаряд M426 |
203,2 мм |
6,58 |
90,35 |
да |
12 | Выливной прибор TMU-28/B | 22,5 дюймов |
615,6 |
878,5 |
да |
Боеприпасы с ипритом (H, HT или HD) |
|||||
13 | Артснаряд M104 (HD) |
155 мм |
5,31 |
43,1 |
да |
14 | Артснаряд M110 (HD) |
155 мм |
5,31 |
44,95 |
да |
15 | Артснаряд M110 (H) |
155 мм |
5,31 |
44,95 |
|
16 | Артснаряд M60 (HD) |
105 мм |
1,36 |
14,53 |
да |
17 | Мина M2,M2A1 (HT) |
106,7 мм |
2,63 |
11,35 |
|
18 | Мина M2,M2A1 (HD) |
106,7 мм |
2,72 |
11,35 |
Практическая организация химического разоружения в США предполагала ряд обязательных принципов508: 1) подготовку соответствующего экологического законодательство до начала уничтожения химоружия, 2) уничтожения химоружия непосредственно на 8 базах на континенте, где оно в настоящее время хранится, и, соответственно, отказ от перевозок химоружия по территории США, 3) непрерывный контакт с общественностью в процессе подготовки и самого уничтожения химоружия.
Последний принцип требует уточнения. Военные власти США примерно 20 лет вели диалог с населением, проживающим вблизи 8 складов химоружия на континенте, прежде чем смогли начать реальные работы508. Более того, армия профинансировала альтернативный экологический анализ положения вблизи каждого объекта хранения и уничтожения химоружия, который был выполнен группами общественности. Были устроены также публичные слушания и встречи с местными жителями, представителями местных органов власти259.
На каждое из 8 мест складирования химоружия армией был подготовлен специальный описательный том, причем весь тираж был роздан администрации и представителям населения. В частности, вес подобного описания 1991 года для склада Уматилла в городе Хермистон (штат Орегон) составил около кг. В нем приведено множество данных о самых разных вещах, кроме, разумеется, информации о самом химоружии. Глава 3 (80 стр.) подробно описывает состояние окружающей среды и на базе, и в ее районе, глава 4 (71 стр.) — о возможном воздействии военно-химической базы на окружающую среду при будущем уничтожении химоружия. Ну и т.д.
И все это США сделали задолго до подписания Конвенции о запрещении химоружия.
Полезно рассмотреть динамику изменений в США при решении проблем безопасности предстоящих работ по уничтожению химоружия. Как оказалось, с годами количество учитываемых факторов возрастало. Поначалу, в 1983 году, в докладе, который был подготовлен Национальным исследовательским советом США для органов власти страны, рассматривалось не так уж много факторов, которые подлежали учету при оценке риска будущих работ — анализ токсичности и условий применения ОВ, оценка зон поражения, состояние правовой базы и т.д. В новых рекомендациях, датированных 1996 годом, предлагалось при оценке риска оперировать много большим объемом факторов — использование высоких научных стандартов; исследование мнения ученых, общественных деятелей, а также всех заинтересованных сторон по вопросам здоровья, безопасности, экономических условий, экологических угроз и т.п.; привлечение к оценке достаточно широкого числа участников и обеспечение их нужной информацией; адекватный учет информации, мнений и озабоченностей участников оценки; разработка механизма корректного и сбалансированного синтеза информации474.
Особенно следует подчеркнуть тот факт, что в США существуют не одна, как в России384, а две программы работ с химоружием.
Одна предполагает прощание с собственно химоружием на 8 военно-химических складах, а также снос цехов в местах его прошлого производства. Программа серьезная, потому что 31 498 т объявленных запасов ОВ (при вступлении в силу Конвенции о запрещении химоружия18 было объявлено уже 29916 т, поскольку остальные 1578 т были к тому времени ликвидированы497) — «богатство» не для слабонервных. И к концу 1999 года в США в отношении 90% объявленных запасов ОВ были заключены контракты на уничтожение.
Помимо указанной программы, в США имеется другой документ — он касается преодоления экологических последствий прошлой военно-химической активности326. Вопрос о старом химоружии разрешился в США без конфликта с обществом. Задание Конгресса в адрес министерства обороны было получено на 1993 год и к ноябрю 1993 года армия представила доклад с описанием 215 мест, где в прошлые годы осуществлялись операции по производству, испытанию, хранению и уничтожению химоружия. И это была не брошюра, а толстенный фолиант весом1,35 кг. В нем описаны 34 точки в 20 штатах США, которые ныне уже не используются армией, авиацией и флотом для своих целей и возвращены государству. Описаны и 48 точек в 28 штатах, которые ныне используются министерством обороны в нехимических целях.
«ВАШИНГТОН, 12 июля 2000 г. (Корр. РИА «Новости» Аркадий Орлов). Конгресс намерен начать расследование в связи с утаиванием правительством США и Пентагоном факта обнаружения в жилом районе Вашингтона химического оружия времен первой мировой войны.
Как передает корреспондент РИА «Новости», об этом сообщили в пресс-службе подкомитета палаты представителей конгресса США, курирующего федеральный округ Колумбия, в котором расположен Вашингтон. Этот подкомитет планирует провести по данному вопросу слушания.
Вопрос о расследовании случая обнаружения боевых химических отравляющих веществ возник после того, как на минувшей неделе возле одного из коттеджей в этом районе, где живут высокопоставленные государственные чиновники и дипломаты, были обнаружены 7 стеклянных емкостей с ипритом («горчичным газом»). Сразу после обнаружения опасной находки началась проверка на химическое заражение 1 тыс 200 частных особняков, включая резиденцию посла Южной Кореи.
Как было выяснено, на территории этого района Вашингтона в 1917 году
находился военный полигон, на котором велись испытания химического оружия.
Слушания, которые начнутся в конгрессе, призваны установить спепень виновности конкретных лиц в правительстве США и Пентагоне в возможном сокрытии факта нахождения «забытого» химического полигона на месте жилого района. Сейчас уже известно, что данная информация была в распоряжении официальных лиц еще в 1986 году, но никто в правительстве или министерстве обороны США не поставил тогда в известность об опасности химического заражения местности ни муниципальные структуры, ни компании, продававшие под строительство коттеджей зараженные участки земли на бывшем военном химическом полигоне».
После выявления 215 мест прошлых работ с химоружием армия доложила о результатах стране и приступила к реабилитационной активности326. Следует отметить, что власти США не очень стесняются обсуждать и другие химические захоронения, которые обнаруживаются уже после выявления первоначальных 215 мест старых работ с химоружием. Во всяком случае по состоянию на 2005 год в США оперируют уже данными о порядка 250 захоронений химоружия в 35 штатах, федеральном округе Колумбия и на острове Пуэрто-Рико. Одно из таких мест — это посольская улица в Вашингтоне, где за последние 10 лет было найдено около 1600 предположительно опасных (по части химоружия) участков.
В отличие от США, в России нет программы, касающейся выявления и реабилитации мест прошлых работ с химоружием, и химический генералитет делает вид, что не понимает, о чем идет речь. А власти страны делают вид, что им ничего не известно о химоружии, закопанном в Москве в Кузьминках.
Подчеркнем, далее, два момента. Во-первых, внимание к местам прошлых работ с химоружием не было для армии США исключением, а входило в общий контекст экологической активности. К исходу 1991 года армия США насчитывала 4012 действующих и 6 тыс. ранее использовавшихся объектов, которые были заражены токсичными веществами, засорены опасными свалками и требовали экологической реабилитации. Кстати, совсем уже курьезный для российского сознания факт: в феврале 1990 года несколько служащих Абердинского полигона (штат Мэриленд) были привлечены к судебной ответственности за нарушение правил хранения боевых химических веществ.
Во-вторых, помимо решения своих дел, американцы попытались помочь своим российским коллегам. Во всяком случае Центр Генри Стимсона США в 1994 году подготовил, перевел на русский язык и разослал высшим учреждениям России доклад с подробными рекомендациями по работе с населением в связи с работами военно-химических объектов по химическому разоружению330. По объему один этот американский текст превосходит все российские планы и программы уничтожения химоружия вместе взятые.
Документ этот в высшей степени любопытен, и он характеризует различия в менталитете властей двух стран. Так, например, на вопрос, почему население США должно верить, что армия работает хорошо, безопасно и рентабельно, бывший руководитель американской программы по химическому разоружению Ч.Барониан ответил: «Не надо верить! Не надо превращать это в вопрос доверия к армии. Настаивайте — и армия это поддержит — на том, чтобы местные государственные контролирующие организации участвовали в программе, в том числе выдавали разрешение на строительство, только если они уверены, что армия может сделать то, что обещает. Настаивайте на том, чтобы жители вашего населенного пункта находились на территории объекта, осуществляя необходимый надзор, чтобы была уверенность, что армия сдержит свое слово». В докладе процитирован и генерал Басби, директор агентства по уничтожению химоружия армии США. Он говорит о создании механизма «постоянного участия общественности в надзоре за эксплуатацией объектов». Говорит он и об «информированных гражданах, которые могут участвовать в эксплуатации объектов, имеют возможность анализировать результаты, входить в диспетчерскую и сидеть в ней круглые сутки, если это необходимо».
Вряд ли поняли российские химические генералы и полковники ценность этого американского документа330 для их работы — в отношении нужд и интересов населения у них были иные приоритеты. Однако можно точно утверждать, что об опыте армии США по работе с населением они в курсе. Об этом свидетельствует, в частности, приводимая цитата.
«… в Соединенных Штатах очень много внимания уделяется работе с общественностью и населением тех районов, где строятся объекты по уничтожению отравляющих веществ. У них даже в структуре Комитета по химическому разоружению Минобороны существует специальное подразделение, которое разъясняет людям полную безопасность технологических операций на объектах по уничтожению химического оружия…» 272
В общем, американский документ330 с добрыми советами так же исчез в недрах нашего ВХК, как и великое множество остальных бумаг. Без каких-либо последствий. Впрочем, последствия все же имеются — наши химические генералы действуют противоположно тому, чему их учат американские. Соответственно, в отличие от США, в СССР/России подготовка к началу химического разоружения была выполнена «как всегда» — традиционным методом скоростного спуска. Во всяком случае в России о практических вопросах этого тяжелейшего дела начали думать лишь после подписания Конвенции о запрещении химоружия18.
Ну а в США первые результаты работ по ликвидации химоружия таковы.
В 2000 году завершил работу объект на атолле Джонстон в Тихом океане, в 700 миляхк западу от Гавайских островов. Было уничтожено 2031 т ОВ (всего было ликвидировано 293780 химбоеприпасов). В 2003 года атолл был объявлен национальным заповедником дикой природы, а в 2005 году сам объект был закрыт. В 2002 году уже на материке были ликвидированы запасы зарина на объекте Туэле (штат Юта) и продолжено уничтожение других ОВ. В Туэле к концу 2005 года было ликвидировано около 7500 т ОВ. С 2003 года по февраль 2006 года были ликвидированы все запасы иприта — 1623 т — на складе Абердин (штат Мэриленд). На заводе-складе в Нью-Порте (Индиана) к концу 2006 года было переработано в реакционные массы 350 т хранящегося в емкостях V-газа. А еще к октябрю 2006 года было ликвидировано: 550 т ОВ — в Аннистон (Алабама), 350 т ОВ — в Пайн-Блафф (Арканзас), 800 т ОВ — в Уматилла (Орегон)496-499.
Всего, начиная с 1990 года и по состоянию на 2006 года в США было уничтожено 13000 т ОВ (40% запасов). Впрочем, не все обстоит так уж благостно — «США не удалось уложиться ни в один из предельных сроков, установленных ранее»496-499. Общая стоимость проекта по уничтожению химоружия США оценивалась 20 лет назад в 2 млрд долларов, а на 2006 год — уже в 35-40 млрд499.
Никакой уверенности, что США сумеют уничтожить запасы химоружия в обусловленные сроки, нет. Потому что действовать по всем правилам в демократической стране не так просто, как могут думать в иных странах.
Июль 2006 года
ВАШИНГТОН, 6 июля. (Корр. ИТАР-ТАСС). Уничтожение американских запасов химоружия, составляющих 27768 метрических тонн, обойдется в 28 млрд дол. Об этом сообщил глава армейского управления по химическому оружию Майкл Паркер, отметив, что в 1987 г. затраты на осуществление той же задачи оценивались в 2 млрд дол. «Мы недооценили сложность этой работы», — подчеркнул он в интервью в среду газете «Вашингтон пост».
В конце мая текущего года управление Паркера проинформировало, что к настоящему моменту удалось уничтожить путем сожжения 10125 метрических тонн ОВ. Уничтожить весь арсенал ни к 2007 году, крайнему сроку, установленному для стран, подписавших Конвенцию о запрещении химоружия, ни к 2012 году США не смогут…
По словам Паркера, среди основных причин срыва графика — технические проблемы на предприятиях по ликвидации ОВ и протесты экологов. Их, в частности, не устраивает основной способ уничтожения ОВ — сожжение, при котором, как утверждается, выбрасываемые в атмосферу химикаты оказывают вредное воздействие на здоровье американцев…
Для ускорения темпов уничтожения ОВ путем химической нейтрализации в этом году начнется строительство еще двух объектов — близ Пуэбло (шт. Колорадо) и Ричмонда (шт. Кентукки). Как считает Паркер, поставленные перед ними задачи эти объекты смогут выполнить не ранее 2014 г.
Ноябрь 2006 года
«ВАШИНГТОН, 22 ноября. (ИТАР-ТАСС). Пентагон затребовал очередную отсрочку для уничтожения своего арсенала химического оружия — на этот раз до 2023 года, сообщила газета «Ю-Эс-Эй тудей», ссылаясь на документы министерства обороны, попавшие в ее распоряжение…
В интервью газете представитель минобороны Крис Айлейб пояснил, что необходимость отсрочки вызвана несколькими факторами, в том числе технологическими проблемами на предприятиях по ликвидации ОВ, бюрократическими проволочками, протестами экологов…
«Безопасное уничтожение химоружия — процесс не простой и не быстрый», — заявил Айлейб. Согласно новому плану Пентагона, введение в строй объектов в Колорадо (недалеко от г. Пуэбло) и Кентукки (в окрестностях Ричмонда) затягивается, и нейтрализовать те объемы ОВ, которые там предполагается переработать, они смогут лишь к 2020 и 2023 годам соответственно…
Комментируя очередную отсрочку, сенатор-республиканец Митч Макконнелл отметил, что Пентагон «вновь отходит от своих обязательств». Предлагаемый график «просто неприемлем», указал он в своем заявлении, «поскольку люди, проживающие в тех местах, где складировано химоружие, будут подвергаться угрозе отравления до 2020-х гг.».
А параллельно в США время от времени проводится также уничтожение и химических боеприпасов, обнаруженные в захоронениях. Приведем примеры выполненных по разным организационным механизмам и объявленных обществу работ в этом направлении последних лет497:
* ликвидация 1220 химбоеприпасов (арсенал Десерет, штат Юта);
* 2001 год — ликвидация 10 авиабомб малого калибра M139 в снаряжении зарином — 6 в феврале и 4 в июле (арсенал Роки-Маунтен, штат Колорадо);
* июнь 2003 года — ликвидация 15 артиллерийских снарядов MKII калибра75 мм(Спринг-Вэлей, Вашингтон, округ Колумбия);
* июль 2003 — ликвидация 34 химбоеприпасов (форт Ричардсон, штат Аляска);
* сентябрь 2004 года — ликвидация извлеченных из захоронений 22 химических боеприпасов (полигон Дагуэй, штат Юта);
* сентябрь 2004 года — ликвидация 8 химбоеприпасов (база ВВС Холлмен, штат Нью-Мексико).
« Назад | Оглавление | Вперед » |