UCS-INFO.107

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.107,  21 февраля 1997 г.
***********************************************************************************

«Российские вести», 21 февраля 1997 г.

120 ТЫСЯЧ ТОНН СМЕРТЕЛЬНОГО ЯДА

Резкое сокращение Россией оружия стратегического наэначеиия
высвободило огромное количество компонентов жидкого ракетного
топлива (ЖКРТ). Обычно оно хранится в простых цистернах прямо
под открытым небом. Проникнуть на такую военную базу
террористу не составляет особого труда. Автоматная очередь — и
на десятки километров образуется мертвая зона.

Яд в дырявых цистернах
В отличие от американских баллистических ракет российские
военно-космические силы в основном работают на жидком топливе,
одним из горючих компонентов которого является гептил. По
своим рабочим показателям он превосходит зарубежные
«твердотопливные» аналоги. В обывательском же представлении -
это высокотоксичное, пожаровзрывоопасное вещество нервно-
паралитического, канцерогенного и удушающего действия. По своим
свойствам гептил приближается к боевым отравляющим веществам.
Выполнение Россией Договора о сокращении наступательных вооружений
(СНВ-1) привело к тому, что в Вооруженных Силах РФ скопились
значительные излишки гептила. На стационарных складах
ракетного топлива МО РФ уже имеется 120 тыс. тонн
некондиционных компонентов жидкого ракетного топлива. До 2005
года из изделий ракетной техники подлежит сливу более 22
тыс.тонн топлива. Куда его девать? Использовать, как говорится,
в мирных целях в авиакосмической промышленности? Но при наших
темпах горючего хватит аж на 35 лет, что потребует только на
текущие расходы 2500 млрд. рублей. Да и проблем с хранением
ЖКРТ предостаточно.
До последнего времени гептил заливали в цистерны и по железной
дороге вывозили на специальные склады для хранения. Однако с
1990 года из-за отсутствия финансирования закупать
железнодорожные средства транспортирования гептила перестали.
Это при том, что только за 1994-1995 годы по техническому
состоянию парк цистерн уменьшился на 30 проц. В ближайшие годы
из эксплуатации будет выведено еще 78 цистерн. Чтобы
восполнить железнодорожный парк до установленных норм, нужно
не менее 5 млрд. долларов США. Более того, конструкции
железнодорожных средств транспортировки гептила не менялись с
начала 60-х годов и уже не могут отвечать современным
требованиям экологической безопасности.
Крайне тяжелое положение сложилось и с содержанием продукта. За
последние пять лет в эксплуатацию не введено ни одного
резервуара для хранения гептила. 40 проц. складских запасов
горючего хранится в аварийных емкостях испециальных
железнодорожных цистернах на подъездных (?!) путях. На ремонт
материальной базы хранения гептила в 1995 году выделено 15
проц. от потребности, в прошлом году практически ни копейки. В
местах же складирования гептила и маршрута его следования
проживают сотни тысяч людей. Поэтому в случае аварии неминуема
экологическая катастрофа, а вследствие ее — социальный взрыв в
обществе. Такой вывод делает рабочее совещание Совета
безопасности РФ, которое специально собиралось по проблеме
гептила. Соответственно единственный выход из создавшегося
положения — промышленная утилизация жидкого ракетного топлива.

От гептила до уникальнейшего лекарства
Российские ученые давно присматривались к гептилу. Им покоя
не давала мысль, как бы из этого крайне опасного для всего живого
вещества получить что-либо полезное. Кстати, само производство
гептила довольно дорогостоящее. Отечественные специалисты
разработали не только безопасные технологии утилизации
гептила, но и экономически выгодные. В результате почти
сорокалетних исследований выяснилось, что из ЖКРТ можно
получить около 80 наименований промышленных изделий и товаров
народного потребления. К примеру, ингибиторы коррозий, широко
применяемые в нефтяной и газовой промышленности. В последние
годы разработаны технологии получения из гептила присадок к
бензинам, кормовых добавок для скота, стимуляторов роста
растений. А ученые Иркутского института органической химии
Сибирского отделения РАН научились получать эффективнейшее
кардиологическое лекарство для сердечников — «Милдранат»…
В 1995 году из федерального бюджета на решение проблем
ликвидации гептила было выделено лишь 17 процентов от
потребности, в 1996 году — денежные средства на этот проект
вообще не выделялись. Работы по созданию отечественных
установок по утилизации гептила (на АО «Салаватнефтеоргсинтез»
- Башкирия и РП «Красмашзавод» — г. Красноярск) полностью
остановлены, и нет никакой гарантии их реализации в этом году,
так как для этой цели нужно 9 млрд. рублей.

Заокеанский подарочек в 30 млрд. долларов
Американцы, естественно, не могли безучастно смотреть на наши
страдания вокруг гептила. Тем более, согласно Договору СНВ-1,
мы должны уничтожить жидкостные баллистические ракеты, и если
проблема с ЖКРТ не решится, то сроки ликвидации стратегических
наступательных вооружений России не будут выдержаны. Это одна
из причин, почему управление ядерной безопасности министерства
обороны США решило помочь нам. Был разработан российско-
американский проект ликвидации гептила. Его финансирование
осуществляется главным образом за счет программы Нанна-Лугара
и предусматривает ликвидацию до 30 тысяч тонн гептила (этого
топлива хватило бы на заправку около тысячи межконтинентальных
баллистических ракет). Обойдется весь проект американцам в 30
млрд. долларов. В рамках проекта США должно быть введено в
эксплуатацию уже в этом году 3 установки по ликвидации гептила
(мощность каждой — 3000 тонн в год).
Российская сторона в лице Миноборонпрома РФ ухватилась за эту
идею. Хотя непосредственно переработка гептила по технологии
американской корпорации «Тайокол» обладает рядом серьезных
недостатков. Как мне сообщили в Совете безопасности России,
решение о размещении установок было принято на
межведомственном уровне без проведения Государственной
экологической экспертизы. Вопрос об этих установках ведется с
1993 года, но до сих пор российская сторона не располагает
всей необходимой документацией, подтверждающей полную
экономическую безопасность проекта. Тем более это
настораживает, потому как российские ГОСТы по некоторым
позициям жестче американских и имеют ряд серьезных различий.
В России есть свои технологии переработки гептила. Так, НПО
«Химавтоматика» и НПО «Тайфун» за счет собственных средств
провели ряд исследований по нейтрализации гептила, используя
электрохимические и активированные растворы ЭХАР. По крайней
мере с десяток отечественных технологий по утилизации и
нейтрализации ЖКРТ достойны самого тщательного рассмотрения со
стороны заинтересованных ведомств.

Дареному коню в зубы не смотрят
Видимо, по такому принципу и действует Миноборонпром РФ в
случае с ликвидацией ЖКРТ, оставляя за скобками множество
вопросов. А именно: не окажется ли промышленная эксплуатация
американских установок более опасной, нежели транспортировка и
хранение исходного продукта? Я ни в коей мере не против
зарубежных технологий, а тем более оказываемой нам финансовой
помощи. Но нужно ли столь бездумно принимать подарки, да еще с
ядовитой начинкой?!
Одну из американских установок должны были разместить под
Сергиевым-Посадом Московской области. Место, прямо скажем,
выбрано неудачно. Здесь и так сосредоточено много вредных
производств. Общественность района, естественно, такому
проекту воспротивилась. И Миноборонпром РФ решил переиграть:
две установки отправить в Красноярск, одну — в Свердловскую
область. Подальше от столицы, поближе к природе…
В этой истории меня поразило одно обстоятельство. Позиция
московских чиновников понятна: их дома находятся далеко от
колючей проволоки военной базы с ЖКРТ, а тем более от
производств по их утилизации. Но вот почему с такой легкостью
согласились приютить американские установки красноярские и
свердловские власти, даже не испросив результатов
государственной экологической экспертизы данного проекта,
остается загадкой. Неужели в атмосфере всеобщего безденежья
нас окончательно оставило чувство самосохранения?!
Наталья ВДОВИНА.
* * *

Вот такая статья о гептиле, чья токсичность выше синильной
кислоты в 6 (шесть) раз.
Приводится она для того, чтобы мы все знали существование тяжкой
экологической проблемы как таковой и отдельных связанных с ней фактов,
которые не зависят от настроя корреспондента и газеты, кои не очень
ясны. Да и не заданные корреспондентом вопросы — на поверхности. Ну,
например, куда раньше девало АО «Салаватнефтеоргсинтез» отходы
производства гептила? Больные дети в Салавате, пострадавшие от этого
самого производства, есть, а установки для утилизации отходов выпуска
гептила почему-то не было ! И нет.
Однако главное не в этом. Вряд ли корреспонденту следовало без
достаточных на то оснований лоббировать в пользу сторонников идеи
переработки высокотоксичного вещества гептила в кормовые добавки для
скота и лекарства. Деньги сейчас нужны всем, а вот как быть с «полезными»
веществами? Чтобы мысль стала прозрачной, приведу пример из жизни
стимулятора роста растений, технология получения которого из гептила
была тепло отмечена корреспондентом. Так вот, называется сей стимулятор
алар (даминозид), изготавливается он на западных химзаводах из яблочного
ангидрида и давно не нужного «ихним» ракетчикам гептила и применяется для
ускорения созревания яблок. Только нельзя забывать и об обратной
химической реакции. Когда мы (и «они») у себя на кухне или на консервном
заводе делаем из импортных яблочек соки-сиропы, то алар разлагается на
исходные компоненты — яблочную кислоту и… гептил, который
токсичнее синильной кислоты в… (см. выше). Когда несколько лет назад
американцы поняли это, скандал в печати разыгрался первостатейный.
От США не отстала и Швейцария.
А что у нас? У нас импорт алара Минздрав России не ограничивает.
И импортные яблоки на границах России на присутствие в них примеси алара
никто не проверяет. И нет уверенности, что в Минздраве вообще понимают,
о чем речь. Может быть, «Российские вести» им подскажут?

Комментарии запрещены.