UCS-INFO.109

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.109,  3 марта 1997 г.
***********************************************************************************

ВЕСТИ С ПОЛЕЙ ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ

23 января 1997 года Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации отклонил Закон Российской Федерации «Об
уничтожении химического оружия». Создана согласительная комиссия
по его доработке.
Направляем Вам поправки, разработанные Государственным Советом
Чувашской Республики к данному законопроекту, носящие принципиальный
характер.
Убедительно просим Вас в кратчайший срок рассмотреть, дополнить
и поддержать наши предложения.
Председатель
Государственного Совета
Чувашской Республики В.ШУРЧАНОВ


Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации
Согласительная комиссия по рассмотрению
проекта Закона Российской Федерации «Об
уничтожении химического оружия»

На территории Чувашской Республики на протяжении 15 лет в
условиях строгой секретности без каких-либо законодательных га-
рантий для персонала и проживающего рядом с объектом населения
производилось самое токсичное из принятых на вооружение хими-
ческое оружие (ХО). Контроль за деятельностью объекта, здоровь-
ем персонала и населения и состоянием окружающей среды был по-
ручен федеральным органам. И до настоящего времени Минздрав Чу-
вашской Республики, ЦГСЭН Чувашской Республики и Минприроды Чу-
вашской Республики не имеют доступа к сведениям, содержащимся в
материалах соответствующих федеральных органов.
Длительная работа объекта по производству ХО в самой гус-
тонаселенной части республики создала ряд серьезных социальных
и экономических проблем. С прекращением работы объекта в 1987
году перестали поступать средства из федерального бюджета на
социальные мероприятия, прежде всего, связанные с обследованием
и лечением персонала объекта. Ежегодно на эти цели необходимо
не менее 2,5 млрд.рублей. Предприятие таких средств не имеет;
люди, не получая своевременной медицинской помощи, не доживают
до льготного пенсионного возраста. Состояние здоровья населения
вблизи АО «Химпром» характеризуется высокой заболеваемостью. До
сих пор не произведена оценка влияния этого производства на ок-
ружающую среду и здоровье населения. В обществе в связи с этим
создается высокая напряженность.
Объект по производству ХО с законсервированными мощностями
фактически содержится за счет средств АО «Химпром», которое на-
ходится под внешним управлением. Федеральный бюджет задолжал
предприятию на содержание мощностей в настоящее время 15,4
млрд.рублей.
Чувашская Республика, которой предстоит ликвидация объекта
по производству ХО, не располагает средствами для решения проб-
лем, накопившихся в связи с прошлой деятельностью объекта; не-
сомненно, ликвидация бывшего производства ХО создаст дополни-
тельные проблемы. Аналогичные проблемы существуют и на других
территориях, связанных с производством, испытанием, хранением и
уничтожением ХО.
Исходя из вышеизложенного считаем, что законодательство в
области уничтожения химического оружия должно охватывать весь
комплекс проблем, связанных с производством, испытанием, унич-
тожением химического оружия, ликвидацией объектов по. производ-
ству, испытанию и уничтожению химического оружия, социальной
защитой граждан, занятых на работах с химоружием, независимо от
срока давности проведения этих работ, социальной защитой граж-
дан, проживающих в зоне защитных мероприятий.
Весь комплекс законов, связанных с ХО, должен включать в
себя блоки:
1) законодательство по социальной защите персонала объекта
и населения;
2) законодательство о безопасном уничтожении ХО;
3) законодательство о ликвидации (конверсии) бывших объек-
тов по производству ХО.
Причем, в первоочередном порядке необходимо разрабатывать
законодательство о социальной защите персонала и населения.
Все мероприятия, направленные на решение проблемы химичес-
кого разоружения, должны реализовываться при законодательном
сопровождении и через федеральные целевые программы, которые
должны разрабатываться и приниматься как федеральные законы.
Предлагаемый законопроект «Об уничтожении химического ору-
жия» должен быть базовым, то есть содержать правовые основы
всех направлений работ по комплексу проблем, связанных с хими-
ческим разоружением. Исходя из этого необходимо дополнить зако-
нопроект по следующим направлениям:
1. Ликвидация объектов по производству ХО.
2. Социально-экологическая реабилитация территорий, свя-
занных с производством, испытанием, хранением, захоронением и
уничтожением ХО.
3. Повышение уровня экологической безопасности и социаль-
ной защиты персонала и населения адекватно уровню опасности ХО.
Кроме этого, считаем принципиальным изменение содержания
главы третьей «Надзор и контроль за выполнением работ по хране-
нию, перевозке, уничтожению химического оружия и ликвидации
объектов по его производству» и соответствующих статей в других
главах в части разграничения полномочий между федеральными ор-
ганами государственного надзора и контроля и государственными
органами надзора и контроля субъекта федерации в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и действующим законодательст-
вом (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», Закон РФ
«Об экологической экспертизе» и др.).
Все вышеперечисленные замечания и предложения к проекту
Закона Российской Федерации «Об уничтожении химического оружия»
ранее были направлены Государственным Советом ЧР в соответству-
ющие комитеты Государственной Думы РФ, высказаны и отражены в
решении парламентских слушаний Государственной Думы РФ «Об эко-
номически безопасном уничтожении химического оружия» 21 мая
1996 г. Поскольку данные замечания, носящие принципиальный ха-
рактер, не учтены, и закон не обеспечивает комплексного подхода
при решении проблем химического разоружения и должного уровня
социальной защиты и экологической безопасности, передаем в со-
гласительную комиссию перечень поправок к отклоненному Советом
Федерации Закону «Об уничтожении химического оружия» для рас-
смотрения и учета в согласительной работе по доработке законо-
проекта.
Заместитель Председателя
Государственного Совета


От издателя. Предложения Государственного Совета Чувашии
могут быть высланы по запросу всем желающим.

Комментарии запрещены.