UCS-INFO.110

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.110,  3 марта 1997 г.
***********************************************************************************

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВАЛОК: ВЗГЛЯД ИЗ ВЛАДИМИРА

В соответствии с Государственной целевой программой переработки,
обезвреживания и эахоронения отходов Владимирской области, утвержденной
главой администрации области 12.02.96г., предусматривается проектирование
и строительство нескольких региональных центров технического
захоронения (ЦТЗ).
Первый такой центр должен быть построен для городов Владимир, Собинка,
Петушки, Радужный, Собинского, восточной части Петушинского и южной части
Суздальского районов.
Выбор этих первоочередных регионов не случаен.
На территории Собинского района официально зарегистрировано 12 свалок,
в т.ч. 1 санкционированная; 9 несанкционированных; 2 закрытые, но
нерекультивированные; 2 свалки находятся в санитарно-защитных зонах
населенных пунктов.
На территории Петушинского района официально зарегистрировано 13 свалок,
в т.ч. 8 санкционированных; 4 несанкционированных; 1 закрыта, но не
рекультивирована; 2 свалки находятся в водоохранных зонах населенных пунктов.
Свалка ТБО для г.Петушки располагается в затопляемой пойме р.Клязьма.
На территории г.Владимира официально зарегистрировано 5
несанкционированных свалок, по которым в природоохранные органы поступают
постоянные жалобы от жителей. Несанкционированные свалки в черте города
подлежат немедленному закрытию, как абсолютно не отвечающие требованиям
санитарных и экологических требований.
Единственный полигон ТБО у д.Разлукино, расположенный в отработанном
песчаном карьере, оказывает негативное влияние на окружающую природную
среду (наблюдается гибель леса, результаты анализов дренажных вод из
контрольных скважин показывают превышение допустимых концентраций).
Вместе с тем, необходимо отметить, что Разлукинский полигон является
одним из немногих в области, где соблюдается технология захоронения.
Город Радужный и часть Суздальского района попали в перечень
первоочередных регионов из-за зкопого-экономической целесообразности,
учитывая их близкое территориальное расположение к предполагаемому
месту строительства ЦТЗ.
По статистическим данным ежегодно образуется твердых бытовых отходов во
Владимире — 540 000 м3, в Собинке 23 800 м3, г.Лакинске 18 000 м3,
пос.Ставрово — 5 000 м3 ТБО, в Петушинскоы районе — 60 200 м3 (в т.ч.
г.Петущки — 12 200 м3, пос.Костерево — 10 000 м3), в г.Радужном — 6 000 м3,
в пос.Боголюбово — 3 500 м3.
ЦТЗ должен ежегодно принимать и перерабатывать около 800 тыс. м3
твердых бытовых отходов. Для проектирования его будет запрошена
французская технология, предусматривающая размещение ТБО в котлованах,
защищенных несколькими слоями геомембран, георешеток, геотекстиля, а также
глины и гравия. В нескольких уровнях должны быть проложены дренажные системы
для сбора фильтрата. Очистка фильтрата будет производиться на специальных
очистных сооружениях, состоящих из прудов-отстойников, прудов аэрации.
Предварительно очищенные стоки должны фильтроваться на фильтрах грубой
очистки.
Технология захоронения предусматривает размещение отходов не по всему
котловану, а на небольшой его части, что в значительной степени сокращает
выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и развеивание отходов ветром.
Будет предусмотрено строительство системы для сбора биогаза и его
использования для выработки электроэнергии.
ЦТЗ отходов должен быть организован таким образом, чтобы полностью
изолировать отходы от окружающей природной среды, в частности, от наземных
и грунтовых вод, а также от атмосферных осадков.
По данным специалистов французской фирмы «Лаваль — Сервис» аналогичные
ЦТЗ во Франции, Канаде, Бразилии, Китае не оказывают, практически, вредного
воздействия на окружающую природную среду. Выбросы в атмосферный воздух и
сбросы в водоисточники загрязняющих веществ приближаются к нулю.
В случае размещения ЦТЗ на лесопокрытых площадях, вырубка леса на
территории строительства ЦТЗ будет осуществляться не сплошная, а
выборочно под котлованы, здания и инженерные сооружения. Таким образом,
перевод лесных земель в нелесные будет производиться не на всей
территории, а лишь на ее части.
По окончании эксплуатации каждой карты (приблизительно через 25 лет)
верхний защитный слой ее снимается и территория подвергается рекультивации
с посадкой леса.
С пуском в эксплуатацию только одного ЦТЗ ТБО будет ликвидировано
73 неприспособленных свалки.
Генеральное проектирование планируется поручить проектному институту
«Владимиргражданпроект». Инженерную часть проекта и наблюдение за ходом
строительства будет выполняться фирмой ЕСОРКО (г.Паваль). Обучение персонала
обеспечит Институт Рудологии (г.Ле Ман). Научные и технические вопросы
будут осуществляться Университетом (г.Анжер), Исследовательским
Центром по окружающей среде IМОТЕР (г.Лаваль), Институтом Рудологии (г.Ле Ман)
и кафедрой экологии Владимирского государственного технического университета.
Дороги и инженерные коммуникации проектируют российские проектные
организации.
Первая очередь проектирования будет касаться инфраструктур (дорога,
подъездные площадки, инженерные сети, строения, ограды, весовая, станция
очистки фильтрата, система улавливания и использования биогаза), первой
карты (земляные работы, геомембраны, дренаж), а также оценки воздействия
ЦТЗ на окружающую среду.
Российская сторона обеспечивает и предоставляет:
* все земельные и строительные работы;
* строительные материалы (в т.ч. водо- и газосетей);
* машины и оборудование для постоянных работ на ЦТЗ;
* транспортные средства;
* оборудование для офиса;
* оборудование для цеха переработки отходов;
* часть оборудования лаборатории.
Франция должна поставить:
* геомембраны и геотекстиль;
* трубы и дренажные трубы, не имеющие аналогов в России;
* оборудование для весовой;
* контрольную аппаратуру;
* информационное оборудование;
* оборудование очистных сооружений фильтрата;
* насосную станцию и станцию сжигания биогаза;
* электрогенераторные агрегаты;
* уплотнители отходов.
В мае 1995 года Институтом Рудологии было проведено исследование по
управлению отходами в г.Владимире и выполнен ряд анализов по качественному
составу ТБО.
Главная цель исследований:
* распознать и охарактеризовать отходы, подлежащие сбору и переработке
для создания проектируемого ЦТЗ, исключающего вредное воздействие на
окружающую среду;
* реализация французского опыта в реальных масштабах для объяснения новой
методологии обработки ТБО.
Исследования проводились методом изучения природы и состава отходов, их
веса и объема. Обработка данных и сбор новой информации выполнялись путем
наблюдений, измерений и анализа.
По данным исследования во Владимире в среднем образуется:
* гниющих отходов (овощные очистки и остатки пищи) — 44%,
* целлюлозное волокно (бумага, картон) — 22%,
* стекло — 9%,
* металлы-железо (консервные банки) — 8%,
* текстиль-кожа (старая одежда, обувь) — 5%,
* пластмассы (упаковочные пленки) — 5%,
* дерево — 1%,
* шлаки, пыль — 1%,
* прочие отходы — 5%.
Результатом исследований явились предложения о возможных путях улучшения
работы с отходами во Владимире. Предложения содержат рекомендации по:
* организации сбора ТБО;
* осуществлению селективного отбора определенных типов отходов;
* улучшению работы с промышленными отходами;
* улучшению качества захоронения отходов;
* реабилитация существующих свалок по окончании работ на них.

Обьем финансирования проектно-изыскательских работ и строительства
ЦТЗ составляет 31 852 300 французских франков, в том числе:
* Французский Фонд для Мировой экологии (FFЕМ) — 6 500 000;
* Фонд дпя Стран Востока (FРЕ) — 3 800 000;
* Программа ТАСIS — 6 000 000;
* Фирма «Лаваль — Сервис» — 2 700 000;
* Кредиты — 5 000 000.
Финансирование с Российской стороны (федеральный, областной и
местные бюджеты; федеральный, областной и местные внебюджетные
экологические фонды; собственные средства предприятий; дорожный фонд)
составит 8 000 000 млрд. руб.
Для эксплуатации первой карты потребуется 13 человек промышленно-
производственного персонала, в т.ч. инженер по эксплуатации, инженер по
обслуживанию, бухгалтер, секретарь, 4 водителя уплотнителей, 4 сортировщика,
механик по обслуживанию.
Обучение технического персонала будет организовано Институтом
Рудологии и основываться на получении знаний об отходах, об их воздействии
на окружающую природную среду и на здоровье населения.
Обучение вкпючает в себя:
* проблемы окружающей среды;
* виды и последствия загрязнения;
* определение и классификация отходов;
* воздействие отходов на окружающую природную среду;
* сортировка отходов, их рекуперация и идентификация;
* меры предосторожности при работе с отходами;
* направления обработки и утилизации отходов;
* законодательство (в т.ч. европейское) по охране окружающей природной
среды;
* организация контроля при обращении с отходами;
* способы и оборудование по сбору и переработке городского
мусора, бытовых отходов;
* селективный сбор, центр перевозки, центр сортировки, центр
технического захоронения;
* обработка, компостирование и сжигание бытовых отходов;
* физико-химическая обработка, нейтрализация, регенерация и сжигание
отходов.
Специальный персонал (водители тяжелых машин, операторы станций дегазации
и очистных сооружений фильтрата) получат дополнительное специальное
образование.
Создание новых предприятий по переработке отходов вызывает множество
вопросов и зачастую беспокоит живущих поблизости людей.
Предполагается объективно информировать население о ходе проектирования
и строительства ЦТЗ, показывая возможности новых технологий захоронения,
способов защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного
воздействия.
Создание и открытие нового ЦТЗ должно осуществляться при полной гласности.
Страх и психологические барьеры жителей, живущих поблизости, должны
рассеиваться объяснениями проблемы. Содержание проекта должно быть публично
представлено на собраниях и сходах населения для аргументированных и открытых
обменов мнениями и дискуссий.
При необходимости, возможно проведение общественной экологической
экспертизы.
Надлежащее информирование будет способствовать развитию у населения
нового отношения к проблеме отходов.
Центры технического захоронения отходов не являются дополнительными
источниками загрязнения окружающей среды, а выполняют природоохранное
назначение и призваны снижать антропогенную нагруэку на природные объекты.


От издателя.
Приведенный текст опубликован в специальном выпуске экологического
бюллетеня «Чистая земля» (г.Владимир, январь 1997, No 1).
Его не следует рассматривать как пропаганду конкретного метода. Это
лишь информация об одном из возможных путей решения проблемы свалок.

Комментарии запрещены.