« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.110, 3 марта 1997 г.
***********************************************************************************
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВАЛОК: ВЗГЛЯД ИЗ ВЛАДИМИРА
В соответствии с Государственной целевой программой переработки,
обезвреживания и эахоронения отходов Владимирской области, утвержденной
главой администрации области 12.02.96г., предусматривается проектирование
и строительство нескольких региональных центров технического
захоронения (ЦТЗ).
Первый такой центр должен быть построен для городов Владимир, Собинка,
Петушки, Радужный, Собинского, восточной части Петушинского и южной части
Суздальского районов.
Выбор этих первоочередных регионов не случаен.
На территории Собинского района официально зарегистрировано 12 свалок,
в т.ч. 1 санкционированная; 9 несанкционированных; 2 закрытые, но
нерекультивированные; 2 свалки находятся в санитарно-защитных зонах
населенных пунктов.
На территории Петушинского района официально зарегистрировано 13 свалок,
в т.ч. 8 санкционированных; 4 несанкционированных; 1 закрыта, но не
рекультивирована; 2 свалки находятся в водоохранных зонах населенных пунктов.
Свалка ТБО для г.Петушки располагается в затопляемой пойме р.Клязьма.
На территории г.Владимира официально зарегистрировано 5
несанкционированных свалок, по которым в природоохранные органы поступают
постоянные жалобы от жителей. Несанкционированные свалки в черте города
подлежат немедленному закрытию, как абсолютно не отвечающие требованиям
санитарных и экологических требований.
Единственный полигон ТБО у д.Разлукино, расположенный в отработанном
песчаном карьере, оказывает негативное влияние на окружающую природную
среду (наблюдается гибель леса, результаты анализов дренажных вод из
контрольных скважин показывают превышение допустимых концентраций).
Вместе с тем, необходимо отметить, что Разлукинский полигон является
одним из немногих в области, где соблюдается технология захоронения.
Город Радужный и часть Суздальского района попали в перечень
первоочередных регионов из-за зкопого-экономической целесообразности,
учитывая их близкое территориальное расположение к предполагаемому
месту строительства ЦТЗ.
По статистическим данным ежегодно образуется твердых бытовых отходов во
Владимире — 540 000 м3, в Собинке 23 800 м3, г.Лакинске 18 000 м3,
пос.Ставрово — 5 000 м3 ТБО, в Петушинскоы районе — 60 200 м3 (в т.ч.
г.Петущки — 12 200 м3, пос.Костерево — 10 000 м3), в г.Радужном — 6 000 м3,
в пос.Боголюбово — 3 500 м3.
ЦТЗ должен ежегодно принимать и перерабатывать около 800 тыс. м3
твердых бытовых отходов. Для проектирования его будет запрошена
французская технология, предусматривающая размещение ТБО в котлованах,
защищенных несколькими слоями геомембран, георешеток, геотекстиля, а также
глины и гравия. В нескольких уровнях должны быть проложены дренажные системы
для сбора фильтрата. Очистка фильтрата будет производиться на специальных
очистных сооружениях, состоящих из прудов-отстойников, прудов аэрации.
Предварительно очищенные стоки должны фильтроваться на фильтрах грубой
очистки.
Технология захоронения предусматривает размещение отходов не по всему
котловану, а на небольшой его части, что в значительной степени сокращает
выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и развеивание отходов ветром.
Будет предусмотрено строительство системы для сбора биогаза и его
использования для выработки электроэнергии.
ЦТЗ отходов должен быть организован таким образом, чтобы полностью
изолировать отходы от окружающей природной среды, в частности, от наземных
и грунтовых вод, а также от атмосферных осадков.
По данным специалистов французской фирмы «Лаваль — Сервис» аналогичные
ЦТЗ во Франции, Канаде, Бразилии, Китае не оказывают, практически, вредного
воздействия на окружающую природную среду. Выбросы в атмосферный воздух и
сбросы в водоисточники загрязняющих веществ приближаются к нулю.
В случае размещения ЦТЗ на лесопокрытых площадях, вырубка леса на
территории строительства ЦТЗ будет осуществляться не сплошная, а
выборочно под котлованы, здания и инженерные сооружения. Таким образом,
перевод лесных земель в нелесные будет производиться не на всей
территории, а лишь на ее части.
По окончании эксплуатации каждой карты (приблизительно через 25 лет)
верхний защитный слой ее снимается и территория подвергается рекультивации
с посадкой леса.
С пуском в эксплуатацию только одного ЦТЗ ТБО будет ликвидировано
73 неприспособленных свалки.
Генеральное проектирование планируется поручить проектному институту
«Владимиргражданпроект». Инженерную часть проекта и наблюдение за ходом
строительства будет выполняться фирмой ЕСОРКО (г.Паваль). Обучение персонала
обеспечит Институт Рудологии (г.Ле Ман). Научные и технические вопросы
будут осуществляться Университетом (г.Анжер), Исследовательским
Центром по окружающей среде IМОТЕР (г.Лаваль), Институтом Рудологии (г.Ле Ман)
и кафедрой экологии Владимирского государственного технического университета.
Дороги и инженерные коммуникации проектируют российские проектные
организации.
Первая очередь проектирования будет касаться инфраструктур (дорога,
подъездные площадки, инженерные сети, строения, ограды, весовая, станция
очистки фильтрата, система улавливания и использования биогаза), первой
карты (земляные работы, геомембраны, дренаж), а также оценки воздействия
ЦТЗ на окружающую среду.
Российская сторона обеспечивает и предоставляет:
* все земельные и строительные работы;
* строительные материалы (в т.ч. водо- и газосетей);
* машины и оборудование для постоянных работ на ЦТЗ;
* транспортные средства;
* оборудование для офиса;
* оборудование для цеха переработки отходов;
* часть оборудования лаборатории.
Франция должна поставить:
* геомембраны и геотекстиль;
* трубы и дренажные трубы, не имеющие аналогов в России;
* оборудование для весовой;
* контрольную аппаратуру;
* информационное оборудование;
* оборудование очистных сооружений фильтрата;
* насосную станцию и станцию сжигания биогаза;
* электрогенераторные агрегаты;
* уплотнители отходов.
В мае 1995 года Институтом Рудологии было проведено исследование по
управлению отходами в г.Владимире и выполнен ряд анализов по качественному
составу ТБО.
Главная цель исследований:
* распознать и охарактеризовать отходы, подлежащие сбору и переработке
для создания проектируемого ЦТЗ, исключающего вредное воздействие на
окружающую среду;
* реализация французского опыта в реальных масштабах для объяснения новой
методологии обработки ТБО.
Исследования проводились методом изучения природы и состава отходов, их
веса и объема. Обработка данных и сбор новой информации выполнялись путем
наблюдений, измерений и анализа.
По данным исследования во Владимире в среднем образуется:
* гниющих отходов (овощные очистки и остатки пищи) — 44%,
* целлюлозное волокно (бумага, картон) — 22%,
* стекло — 9%,
* металлы-железо (консервные банки) — 8%,
* текстиль-кожа (старая одежда, обувь) — 5%,
* пластмассы (упаковочные пленки) — 5%,
* дерево — 1%,
* шлаки, пыль — 1%,
* прочие отходы — 5%.
Результатом исследований явились предложения о возможных путях улучшения
работы с отходами во Владимире. Предложения содержат рекомендации по:
* организации сбора ТБО;
* осуществлению селективного отбора определенных типов отходов;
* улучшению работы с промышленными отходами;
* улучшению качества захоронения отходов;
* реабилитация существующих свалок по окончании работ на них.
Обьем финансирования проектно-изыскательских работ и строительства
ЦТЗ составляет 31 852 300 французских франков, в том числе:
* Французский Фонд для Мировой экологии (FFЕМ) — 6 500 000;
* Фонд дпя Стран Востока (FРЕ) — 3 800 000;
* Программа ТАСIS — 6 000 000;
* Фирма «Лаваль — Сервис» — 2 700 000;
* Кредиты — 5 000 000.
Финансирование с Российской стороны (федеральный, областной и
местные бюджеты; федеральный, областной и местные внебюджетные
экологические фонды; собственные средства предприятий; дорожный фонд)
составит 8 000 000 млрд. руб.
Для эксплуатации первой карты потребуется 13 человек промышленно-
производственного персонала, в т.ч. инженер по эксплуатации, инженер по
обслуживанию, бухгалтер, секретарь, 4 водителя уплотнителей, 4 сортировщика,
механик по обслуживанию.
Обучение технического персонала будет организовано Институтом
Рудологии и основываться на получении знаний об отходах, об их воздействии
на окружающую природную среду и на здоровье населения.
Обучение вкпючает в себя:
* проблемы окружающей среды;
* виды и последствия загрязнения;
* определение и классификация отходов;
* воздействие отходов на окружающую природную среду;
* сортировка отходов, их рекуперация и идентификация;
* меры предосторожности при работе с отходами;
* направления обработки и утилизации отходов;
* законодательство (в т.ч. европейское) по охране окружающей природной
среды;
* организация контроля при обращении с отходами;
* способы и оборудование по сбору и переработке городского
мусора, бытовых отходов;
* селективный сбор, центр перевозки, центр сортировки, центр
технического захоронения;
* обработка, компостирование и сжигание бытовых отходов;
* физико-химическая обработка, нейтрализация, регенерация и сжигание
отходов.
Специальный персонал (водители тяжелых машин, операторы станций дегазации
и очистных сооружений фильтрата) получат дополнительное специальное
образование.
Создание новых предприятий по переработке отходов вызывает множество
вопросов и зачастую беспокоит живущих поблизости людей.
Предполагается объективно информировать население о ходе проектирования
и строительства ЦТЗ, показывая возможности новых технологий захоронения,
способов защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного
воздействия.
Создание и открытие нового ЦТЗ должно осуществляться при полной гласности.
Страх и психологические барьеры жителей, живущих поблизости, должны
рассеиваться объяснениями проблемы. Содержание проекта должно быть публично
представлено на собраниях и сходах населения для аргументированных и открытых
обменов мнениями и дискуссий.
При необходимости, возможно проведение общественной экологической
экспертизы.
Надлежащее информирование будет способствовать развитию у населения
нового отношения к проблеме отходов.
Центры технического захоронения отходов не являются дополнительными
источниками загрязнения окружающей среды, а выполняют природоохранное
назначение и призваны снижать антропогенную нагруэку на природные объекты.
От издателя.
Приведенный текст опубликован в специальном выпуске экологического
бюллетеня «Чистая земля» (г.Владимир, январь 1997, No 1).
Его не следует рассматривать как пропаганду конкретного метода. Это
лишь информация об одном из возможных путей решения проблемы свалок.