*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1153, 2 мая 2004 г. *
*******************************************************************
Мирная химия
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ НА КУБАНИ
(нефть и мыло)
ЗЛОЙ ДЖИНН ИЗ НЕФТЯНОЙ БУТЫЛКИ
На Кубани — новое «море»
Кубань недаром называют краем трех морей, прибавляя с юморком к
Черному и Азовскому еще и море винное. Судя по статистике
перевалки грузов через наши порты, можно назвать еще и четвертое
море — нефтяное.
Подумать только: через территорию Краснодарского края
транспортируется ныне почти 40 процентов от общего российского
объема перевалки нефти. Растут эти объемы семимильными шагами. Еще
несколько лет тому назад из наших портов отправлялось 47 миллионов
тонн, в прошлом году — уже около 70 миллионов. И эта цифра
удвоится в ближайшие десять лет, так как с выходом к 2015 году на
проектную мощность один только Каспийский трубопроводный
консорциум ежегодно будет отправлять за рубеж почти столько же
нефти, сколько ныне транспортируется через Кубань.
Это что касается транспортировки. Второй аспект проблемы -
запасы нефти на побережье. Объемы хранения только за последние
годы также возросли почти в два раза и ныне составляют более двух
миллионов тонн.
Такие цифры привел в своем докладе руководитель департамента
природных ресурсов, охраны окружающей среды и водохозяйственного
комплекса края В.Терсенов. Стремительные темпы оборота не могут не
вызывать серьезных опасений как у руководства края, так и у
экологов, которые первыми бьют во все колокола. А ведь основания
более чем весомые. И не только в объемах дело.
Проведенный мониторинг чрезвычайных ситуаций, осуществленный
департаментом, показал, что тенденция увеличения количества ЧС
техногенного характера с экологическими последствиями налицо. В
мае 1997 года произошла самая значительная чрезвычайная ситуация,
когда в результате прорыва технологического трубопровода на базе
«Шесхарис» (ОАО «Черномортранснефть») в море попало более 180 тонн
нефти.
В преддверии курортного сезона оказались загрязненными пляжи
Кабардинки, Геленджика, Суджукской косы Новороссийска. Только с
пляжей было собрано 14 тонн нефти. Легче просчитать экономический
урон, ущерб экологии. А кто возьмется просчитать урон имиджу
курортного региона? Моральный ущерб инцидента?
А ведь случай-то не единичный. В 2002 году в окружающую среду
попало около 160 тонн нефти и нефтепродуктов, загрязненными
оказались более шести тысяч кубометров грунта. В прошлом году в
результате несанкционированных врезов в нефтепроводы утечка нефти
составила более 250 тонн, а общая площадь загрязнения превысила 80
тысяч квадратных метров. И снова «лидирует»
«Черномортранснефть»: из зарегистрированного в прошлом году 71
случая несанкционированных врезок 61 случай приходится на эту
компанию.
Вершки и корешки
Цифры о том, какими супер-прибылями обладают нефтяные компании,
конечно же, на совещании не оглашались. Но если, извините,
мусорить, так уж безусловно и убирать бы за собой надо. А потому и
встал вопрос о том, кто и как последствия чрезвычайных ситуаций
исправляет. По сути — никак.
Конечно, компании имеют собственные штаты спасателей, кое-какое
оборудование, которое вполне дееспособно, если катастрофа, так
сказать, местного характера. А если масштабное ЧП? При таких-то
объемах перевалки и хранения нефти, при эдакой-то обстановке,
чреватой биотеррористическими угрозами, край от этого не
застрахован.
Более того, рабочей группой департамента за минувшие два года
масштабно проверены предприятия, эксплуатирующие опасные
производственные объекты. Выявлены 12 предприятий, на которых
вопросы эксплуатации объектов и готовности к ликвидации
последствий возможной аварии решаются неудовлетворительно.В этом
«черном списке» ОАО «Кубаньэнерго», «Новороснефтересурс», ОАО «НК
«Роснефть» — Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» и ОАО
«Туапсинский морской торговый порт». Нет на этих предприятиях
планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти,
истекли сроки эксплуатации многих резервуаров и насосных станций,
отсутствуют собственные профессиональные аварийно-спасательные
формирования, нет современного оборудования для ликвидации
катастроф с экологическими последствиями.
Практически не лучше положение и в других компаниях. На сегодня
менее 30 процентов организаций, ведущих разведку месторождений,
добычу, а также переработку и транспортировку нефти, имеют
собственных спасателей или заключили договор с аттестованными
специализированными формированиями.
Тем не менее, выход есть. Администрацией края совместно с МЧС
России создана профессиональная аварийно-спасательная служба ОАО
«Южный региональный центр аварийно-спасательных и экологических
операций». За счет средств краевого бюджета центр оснащен
оборудованием и снаряжением для ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов и экологических операций. Но вот отношение
к центру со стороны нефтяных компаний, мягко скажем,
незаинтересованное.
Когда речь идет о решении консолидированного финансирования этой
структуры, как это делается в ведущих странах мира, наши
нефтемагнаты предпочитают в упор не видеть проблему. Сами, мол, с
усами. В корне неправильное, недальновидное отношение! Это на
заседании Совета безопасности подтвердили многие выступающие.
Думать об экологической безопасности края нужно уже сегодня,
предпринять все возможное и невозможное, чтобы не громыхнуло в
один черный день край так, что отдыхать россиянам останется только
в Турции, Италии, Франции — подальше от наших нефтяных морей.
Что в итоге?
Итог заседания Совета безопасности предельно конкретен.
Подготовлено решение «О мерах по предотвращению угроз
экологической безопасности, обусловленных ростом объемов перевалки
углеводородного сырья через территорию Краснодарского края» за
подписью губернатора края и заместителя главы администрации,
секретаря Совета безопасности.
Коротко его содержание. В ближайшее время будет сформирована
рабочая группа по разработке краевой целевой программы «Обращение
с опасными нефтеотходами на территории Краснодарского края». До 30
мая этого года разработают предложения по организации
авиамониторинга и обеспечению эффективного контроля за состоянием
окружающей среды. До 30 апреля проведут анализ существующих
полигонов для складирования и обработки загрязненного грунта.
Кроме того, в ближайшее время будет составлен реестр
потенциально опасных объектов ТЭК, проведена оценка реальной
cnrnbmnqrh собственных профессиональных аварийно-спасательных
подразделений к локализации и ликвидации возможных разливов нефти.
До 15 апреля руководителям нефтяных компаний рекомендовано
разработать и согласовать с ГУВД края планы безопасного
функционирования и антитеррористической защиты нефтегазопроводов,
совместно с департаментами края выработать единую стратегию
обеспечения безопасного функционирования данных объектов.
Короче, первый шаг сделан, а это, как говорят, уже половина
дела. Не записано в постановлении другое.
Необходима не принудительная, а осознанная консолидация всех
служб и ведомств, всех компаний в таком нужном и важном деле, как
экологическая безопасность региона. А это уже дело совести каждого
руководителя. Кубань — благодатный край, щедрый, красивый.
Вот пусть таким и остается.
Е.Глушенко, «Вольная Кубань», 5 марта 2004 г.
Источник: ies@nc.ru, 28 марта 2004 г.
МОРЕ ПОГУБИТ… МЫЛО
Водных обитателей убивают стиральный порошок и неисправная
канализация
Угрозой для Черного моря, по мнению краснодарских биологов,
стали стиральные порошки нового поколения. При высокой
концентрации моющих средств даже в сточных водах погибает все
живое. Через изношенные глубоководные выпуски и ливневки в море
миллионами тонн попадают и другие вредные вещества.
Мыльные «киллеры»
Как сообщила корреспонденту «РГ» Эмма Карасева, директор
краснодарского научного центра «Биотехнология» при Кубанском
государственном университете, нефть не так опасна для морских
животных, как разрекламированные суперпорошки и чистящие средства.
Даже в небольших количествах они несут верную гибель малькам рыб.
Потому что в них содержатся вещества, которые нарушают мембраны их
клеток.
От нефтяной «грязи» умирают лишь те морские обитатели, которые
попали в ее зону. А моющие средства прекрасно растворяются в воде
и распределяются по всему ее объему.
Те несовершенные или отслужившие свой срок очистные сооружения,
что построены на Черноморском побережье, просто не успевают
переработать такое количество отравы. И хотя по сравнению с
перестроечными годами общее количество техногенных загрязнений
уменьшилось, ученые считают, что Черное море — накануне
экологической катастрофы.
Свою лепту в загрязнение моря моющими средствами вносят и
морские суда, на которых принято драить палубы до блеска.
Балластные воды после уборки положено собирать на кораблях в
специальные емкости, а потом сдавать на суше, однако мыльная вода
чаще всего сливается в море.
Пока эффективных средств для очистки морских вод от моющей
синтетики ученые не придумали. Разве что заставить предприятия
выпускать стиральные порошки на основе солей лимонной кислоты.
Зоны риска
По данным Главного управления природных ресурсов и окружающей
среды Краснодарского края, практически ни один из глубоководных
выпусков на Черноморском побережье не имеет нормативной
протяженности, в большинстве приморских населенных пунктов
канализация либо неисправна, либо ее нет вообще. Вот и выходит,
что сточные воды идут в Черное море на мелких глубинах, как раз
там, где купается большинство отдыхающих. В целом же, по
информации того же управления, в пределах Краснодарского края
только за 2002-2003 годы в воды Черного моря попало около двух
миллионов 374 тысяч 63 тонн различных химических соединений. Это
больше 20 тысяч железнодорожных вагонов!
Акватории портов, якорные стоянки судов, районы возле
рыболовецких хозяйств и нефтяных предприятий — те места на
побережье, где экологи пока не советуют купаться. То, как оснащены
кубанские порты средствами для «уборки» разливов нефти, оставляет
желать лучшего. Грузовые причалы порой вообще не оборудованы
системой очистки. Регулярно разливается нефть при погрузке судов в
Новороссийске, Туапсе, Сочи. Сейчас дно новороссийского порта -
это ядовитый грунт, пропитанный нефтепродуктами. Неблагополучными
по экологическому состоянию специалисты считают и другие районы
Новороссийска: акваторию, прилегающую к восточному и западному
молам, устье реки Цемес, центр бухты и места якорных стоянок. Два
года назад нефтяные загрязнения находили не только в устье реки
Цемес, но и выше Цемдолины. По данным ученых, они превышали
допустимые нормы в три раза. Концентрация меди зашкаливала
предельную норму во всей акватории порта Новороссийска и в районе
глубоководного выпуска поселка Алексино. Из-за глубоководной
городской свалки у мыса Дооб (Новороссийский район) ухудшается
состояние воды по гидрохимическим и гидробиологическим
показателям. А ведь в районе мыса Дооб — поселок Кабардинка, где
сосредоточены здравницы и детские базы отдыха.
По данным краевого ГУПа природных ресурсов, порой неочищенные
промышленные стоки идут через ливневую канализацию в
Новороссийске, Туапсе. Нет очистных сооружений и нормальной
канализации в поселке Новомихайловский. Реконструкция
глубоководных выпусков, изношенных канализационных коллекторов
позарез нужна Адлеру, Бзугу, Анапе, Новороссийску. Ученые
заметили, что за последние два года в морской воде резко выросло
количество канцерогенных нитратов. Они появляются из-за разложения
органики в бытовых стоках, выброшенных в море без очистки.
Практически все свалки, действующие на Черноморском побережье,
исчерпали свой ресурс. Теперь это мощные источники загрязнения
моря. Большинство из них не оборудовано противопаводковыми
сооружениями. Отходы сваливают на крутых обрывах балок, а это
значит, что во время сильных дождей грязь может унести в морские
воды. Такие свалки есть в Лермонтово, Туапсинском районе, Лоо,
Сочи, Адлере.
Месть Нептуна
Глубже 150-200 метров вода в Черном море заражена сероводородом,
смертельным для всего живого. За последние десятилетия верхняя
граница сероводородного слоя в Черном море поднялась до 75 метров
от поверхности. Это значит, что еще на десятки метров из моря ушла
жизнь.
Результаты исследований геленджикских ученых государственного
научного центра «Южморгеология», НИИ геофизических методов
разведки океана подтвердили, что токсичные углеводороды (метан,
аммиак, соединения серы) постоянно поступают из глубин Черного
моря. На его дне обнаружены многочисленные поля нефте- и
газопроявлений: в прогибе Сорокина, на Кавказском побережье, у
берегов Болгарии и Турции. Сейчас на карту Черного моря нанесены
46 грязевых вулканов, источников выброса токсичного метана,
которые активизируются. Как считают геленджикские ученые, со
ссылкой на расчеты болгарских исследователей, даже техногенные
загрязнения Черного моря углеводородами с учетом всех черноморских
стран на четыре-пять порядков ниже, чем из глубин.
Морские обитатели по-своему реагируют на грязь в своем «доме».
Режиссеры фантастических фильмов, создавая бесформенных чудовищ,
выживших на отравленных планетах, похоже, были провидцами. В
Черном море сейчас лучше всех себя чувствует гребневик,
напоминающий большую, безобразную медузу. Он попал в 80-х годах с
балластными водами с кораблей, пришедших из Северной Атлантики. И,
не имея врагов, в отличие от прежней среды обитания, с аппетитом
накинулся на зоопланктон, икру и мальков рыб. Биологи уверены, что
именно из-за него рыбные запасы в Черном море резко уменьшились за
последние двадцать лет. Только в конце 80-х общая масса хищника,
напоминающего студень, в Черном море достигла миллиарда тонн. Его
жертвой стала и каспийская килька: из Черного и Азовского морей
гребневик проник на Каспий.
От глобальной катастрофы Черное море спасли теплые зимы и
аномально жаркое лето 1999 года. Высокая температура морской воды
помогла выжить конкуренту гребневика, его ближайшему родственнику,
который питается исключительно своим собратом. Но если температура
воды понизится, то вряд ли «спаситель» сможет прижиться надолго.
Жизнь в Черном море тесно связана с тем, что происходит на его
берегах. Из-за бесконтрольных рубок леса мелеют реки — не хватает
пресной воды в приморских городах. Именно из-за обмеления рек и
выемки гравия исчезает редкий черноморский лосось. Его икринки
могут выжить только на гальке, в речной воде.
Спасут ли нас микробы?
Ученые давно придумали разные средства «уборки» нефтяных
загрязнений — было бы желание. Так, шесть лет назад во время
аварии на нефтебазе «Шесхарис» в районе Новороссийска нефтяную
пленку опрыскивали особыми микроорганизмами, которые ее с
удовольствием поедали, оставляя за собой безопасную органику.
Именно таким способом когда-то американцы вычистили Мичиганские
озера. И это только один из современных методов. Но частные
нефтяные компании не всегда хотят тратиться на эффективную
«уборку» и предпочитают самостоятельно собирать разливы нефти, а
затем потихоньку ее сжигать. В воздух попадают ядовитые вещества,
но это, похоже, бизнесменов не волнует.
На 2004-2005 годы краевой администрацией были запланированы
инвестиции в строительство и реконструкцию очистных сооружений и
глубоководных выпусков на Черноморском побережье. На общую сумму
около 368,5 миллиона рублей. Это в основном бюджетные деньги. Но
их вполовину меньше, чем требуется. Зато денежных средств, которые
вкладывает частный капитал в этом же году в строительство новых
комплексов по перегрузке нефтепродуктов, нефтебаз, увеличение
добычи нефти и газа на Черноморском побережье, — почти в пять раз
больше.
Можно строить прекрасные набережные и роскошные отели, но кому
они будут нужны, если Черное море превратится в помойку?
Компетентно
Владимир Нагалевский, доктор биологических наук, профессор КУБГУ:
Крупные города и промышленные предприятия Грузии и Украины, а
также Болгарии, Турции, Румынии также продолжают оставаться
основными источниками загрязнения бассейна Черного моря. Проливы
Босфор и Дарданеллы загрязнены настолько, что рыбе не удается
мигрировать из Средиземного моря в Черное. Международная конвенция
спасения Черного моря осталась на бумаге. Мы только говорим,
говорим… Каждая страна в лучшем случае изучает собственную зону
бедствия. А в целом море бесхозное — границы на нем не нарисуешь.
В свое время Великие озера в США и Канаде из-за того, что страны
не сумели договориться, превратились в сточную яму. Потом на их
спасение пришлось выложить круглую сумму — 18 миллионов долларов.
Е.Лубинец, «Российская газета-Кубань», 21 апреля 2004 г.
Источник: ies@nc.ru, 1 мая 2004 г.