UCS-INFO.1214

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1214, 10 сентября 2004 г. *
*******************************************************************
Аварии и катастрофы

НЕФТЯНАЯ БЕДА: ХРИСТОФОР КОЛУМБ ДОБРАЛСЯ ДО САХАЛИНА

8 сентября 2004 г. в 21.40 по местному времени тропический
тайфун <Сонгда> выбросил на берег судно. В прибрежной зоне оказалось
более 200 тонн мазута.
Мазут и дизельное топливо покрыли около 5 км побережья, включая
акваторию двух морских портов города Холмска, городские пляжи и
набережную Приморского бульвара в трехстах метрах от жилых домов.
Воздух пропитан нефтяными испарениями. Все силы и средства по
ликвидации нефтяных разливов компании <Сахалин Энерджи> — фрахтователя
судна, находятся в районе северо-восточного побережья острова, более
чем в 600 км от места трагедии.
Судно <Христофор Колумб> предназначено для дноуглубительных и
трубоукладочных работ, в течении летнего периода выполняло заказ компании
<Сахалин Энерджи> по строительству подводного трубопровода в районе
морского Лунского месторождения на северо-восточном побережье Сахалина
(проект <Сахалин-2>). Судно под флагом Бельгии приписано к порту Брюгге
и имеет на борту бельгийский экипаж. В среду вечером <Колумб> находился в
акватории Холмского порта. Так же как все остальные суда, капитан <Колумба>
получил от властей порта предупреждение о надвигающемся шторме и
рекомендацию покинуть порт в целях безопасности. Однако по неизвестным
причинам <Колумб> в море не вышел. При этом совершенно аналогичное судно,
также зафрахтованное <Сахалин Энерджи> вышло в море, встало на рейд и
избежало катастрофы.
Мощным прибоем судно <Христофор Колумб> было выброшено на берег между
рыбным и торговым портом. От удара о камни три топливных танка были пробиты.
Мазут и дизельное топливо вынесло в море и далее волнами на берег.
Приморский бульвар, одна из достопримечательностей города Холмска и любимое
место отдыха горожан, залит топливом. По свидетельствам очевидцев, мазут
залепил даже окна офисных зданий, расположенных на набережной.
Специалисты предполагают, что причиной аварии стал отказ главного
двигателя либо рулевого управления. Более точной информации нет. Капитан
судна занял странную позицию — он не сообщил, почему не вышел в море и не
комментирует свои действия. Он не просил помощи, когда штормом его судно
сносило к берегу. Судовой журнал, который хоть как-то может прояснить
ситуацию, выдать властям отказывается. На просьбу мэра Холмска отправить
по факсу относящиеся к аварии страницы ответил отказом. Из-за сильного
прибоя подъем на борт судна затруднен.
Созданная на берегу под флагом МЧС оперативная комиссия российских
государственных органов приняла решение подняться на борт судна с
представителями всех заинтересованных сторон 10 сентября в 7.30 утра. При
этом в составе комиссии будут представители прокуратуры, которые намерены
арестовать все судовые документы для выяснения обстоятельств аварии. В
них должно быть указано точное количество топлива, которое было на борту,
а также причины, по которым судно не вышло в море, несмотря на
предупреждения портовых властей. Замер разницы между имевшимся на момент
аварии и имеющимся на момент проверки количеством топлива покажет реальные
объемы разлива.
По словам начальника управления ГО и ЧС Сахалинской области Николая
Смирнова, они получили информацию о происшествии еще ночью, но приступить
к ликвидации последствий и оценке ущерба не могут. Сильная волна мешает
выйти в море, чтобы выставить боновые заграждения. Кроме того, нет
достоверной информации, сколько топлива было на борту и сколько вылилось в
море. На момент аварии капитан назвал одни цифры, спустя некоторое время
другие. По информации мэра Холмского района Александра Густо полученной с
борта судна, из танков вылилось 122 тонны мазута и 86 тонн дизельного
топлива. <Сахалин Энерджи> утверждает, что суммарный объем топлива в
поврежденных танках судна составлял 189 тонн.
На 19 часов местного времени 09 сентября очистные работы вели около
30 человек. Это работники Холмского морского и рыбного порта, МЧС, и
Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления. Работы
ограничиваются сбором лопатами загрязненного грунта на пляже и набережных
города и раскладыванием на берегу сорбирующих салфеток. До сих пор, по
прошествии 20 часов после разлива, никаких мер по его локализации в море
с помощью боновых заграждений не принято. Власти ссылаются на штормовую
погоду, однако, к месту происшествия до сих пор не прибыло ни одно
специализированное судно ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). При
этом, установленные временные нормативы обязывают все ответственные
стороны обеспечить доставку всех необходимых для ликвидации морского
разлива сил и средств в течении 4 часов.
Главный подрядчик <Сахалин Энерджи> по реагированию на нефтяные
разливы — компания <Экошельф>, оперативно среагировать не смогла. Все ее
оборудование, транспортные средства, суда и специалисты находятся на другом
конце острова, в Ногликском районе. На место аварии, спустя около 10 часов,
смогли прибыть только несколько менеджеров этой компании из Южно-Сахалинска.
После облета во второй половине дня акватории порта на вертолете, они
приступили к разработке <подробного плана по очистке и восстановлению>,
который намерены представить российским властям. Компания <Сахалин Энерджи>
вечером 09 сентября, спустя сутки после аварии, сообщила, что <привела в
состояние готовности свое судно <Смит Сахалин> для оказания возможной
помощи>.
Корпоративный план ЛАРН этапа 2 проекта Сахалин-2 до сих пор находится
лишь в проекте и его окончательно утверждение планируется лишь к концу
строительства — в 2007 г., несмотря на то, что в прошлом году он, как и
остальная документация по проекту Сахалин-2, получил положительное
заключение государственной экологической экспертизы. Проект плана ЛАРН
<Сахалин Энерджи> вообще не предусматривает аварий на судах подрядчиков
вне зоны эксплуатации объектов нефтегазового комплекса — как это случилось
в Холмском порту. Т.е., компания в принципе не планировала никаких мер
по защите от разливов в подобных ситуациях. План ЛАРН ориентирован только
на объекты компании — платформы, трубопроводы, терминалы. В нем, в
частности, говорится, что в случае сильного шторма для локализации
разлива будут применяться специальные тяжелые морские боновые заграждения.
По словам сотрудников Холмского горводоканала, выброшенное на берег
судно блокировало трубу городской канализации, по которой очищенные
городские стоки сбрасываются в акваторию порта. Коммунальщики вынуждены
были перекрыть выпуск, и теперь городские стоки просто некуда девать. В
настоящее время они заполняют резервные колодцы, после исчерпания их
возможностей городское коммунальное хозяйство может попасть в тяжелую
ситуацию.
Благодаря наличию выступающих в море причальных сооружений и сильному
нагонному ветру разлитое топливо осталось между двумя портами. Обследование
побережья к югу и к северу от города, предпринятое сотрудниками
<Экологической вахты Сахалина> вечером 9 сентября, не выявило загрязнения.
Чайки и другие морские птицы покинули пляж и набережные Холмска. Во
всем городе стоит удушливый запах мазута, на Приморском бульваре просто
трудно дышать. Санитарные власти и <Сахалин Энерджи> рекомендовали жителям
не подходить близко к берегу во избежание отравления.
Вечером 9 сентября топливо из поврежденных танков судна <Христофор
Колумб> продолжало поступать в прибрежные воды.
РОО <Экологическая вахта Сахалина>
watch@dsc.ru www.sakhalin.environment.ru
green-sakhalin@mail.ru, 9 сентября 2004 г.

Комментарии запрещены.