« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
? П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И ?
? ???????????????????????????????????????????????????????????????? ?
? Сообщение UCS-INFO.131, 14 мая 1997 г. ?
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
ЧТО У ЕЛЬЦИНА НА УМЕ?
Этюд из области химической безопасности
Как писали в старину в газете «Правда», на днях
состоялось… нет, не пленум ЦК КПСС, а заседание Совета
Безопасности России. Вел Сам. Было заседание секретным, и
свободная печать демократической России с удовольствием
оказалась не в курсе. Но, поскольку еще не продавшаяся
радиостанция «Эхо Москвы» не стала играть в молчанку, не
промолчим и мы.
Среди прочего, высокое собрание решило, что
Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета
Безопасности России должна быть не переутверждена в новом
составе а упразднена за ненадобностью, а ее председатель
А.В.Яблоков — отправлен подальше от власти.
Итак, России (или Б.Ельцину) не нужна деятельность по
честной оценке проблем экологической, в частности химической,
безопасности? У России все в порядке?
Отвечать на эти вопросы как-то неудобно. Как говорят, и
без ответов ежу понятно. И тем не менее.
Причины, почему была ликвидирована единственная
инстанция, где задавали неудобные вопросы с экологическим
уклоном, понятна. Они там, на Старой площади, в Кремле, в
Белом (нашем) Доме из сил выбиваются, чтобы направить,
наконец, Россию на путь самого что ни на есть устойчивого
развития, а тут находятся люди, которые… Ну и так далее.
Так что с причинами вроде бы все ясно. Вожди, которым
мешает экология, чтобы направить страну по истинному пути,
этого самого пути не знают и знать не могут. Это — не лидеры,
а временщики и браконьеры.
Однако, повод, который использовала связка членов Совета
Безопасности Михайлов-Шойгу под благожелательное молчание
Самого для низвержения своего противника, заслуживает
внимания.
Среди прочих, очень невнятно очерченных аргументов один
был вполне четкий. Оказывается, А.Яблоков, способствовал
изданию книги, в которой были раскрыты географические
координаты, с точностью до секунд, мест хранения химического
оружия России. Кому раскрыты? Явных адресов два — заокеанский
любопытствующий дядюшка и доморощенный террорист, скорее всего
из Кавказских краев.
Конечно, тандем Михайлов-Шойгу забыл сообщить высокому
собранию, что заокеанскому дядюшке координаты (с точностью до
секунд) советских складов химического оружия были сообщены
господином Э.Шеварднадзе в последние дни декабря 1989 года
(конфиденциально и по личному распоряжению М.Горбачева — на
случай, если у того дядюшки засорились объективы фотоаппаратов
с военных спутников, висящих над нашей страной). Забыли
сообщить они и о карте населенных пунктов страны, где
складировано российское химическое оружие. Эта карта была
опубликована генералом А.Кунцевичем 17 марта 1994 года в
газете «Утро России» и представляет прекрасное пособие для
поездок террористов, если таковые у нас заведутся. Неужели кто-
то думает, что доморощенные химические террористы раскатывают
по нашей стране по генштабовским географическим картам, а не
по картам автомобильных, железнодорожных и авиационных
маршрутов, на которых места хранения химоружия нанесены!?
Прискорбно, что господа Михайлов-Шойгу, которые, похоже,
полагают собою заменить А.Яблокова в делах защиты страны от
экологических напастей, не прочли той книги, которой был
навеян их демагогический пассаж о географических координатах.
Иначе они натолкнулись бы на следующие выводы:
По главе 1
1. Количество ОВ, произведенных Советским Союзом в годы второй
мировой войны, в целом вдвое (по иприту — втрое) превышает
производство Германии. В настоящее время все это химическое
оружие «исчезло».
2. СССР оставил России самый мощный по объему и качественным
характеристикам арсенал химического оружия.
3. Для СССР после второй мировой войны химическое оружие не
было стратегически необходимым.
По главе II
1. Само существование заводов по выпуску химического оружия -
масштабный удар по здоровью и экологическому благополучию
людей и природы.
2. Производство химического оружия сопровождалось отравлением
всего задействованного персонала заводов.
3. Производство химического оружия вызвало серьезные и,
возможно, необратимые изменения в окружающей среде регионов.
По главе III
1. Места операций армии с химическим оружием (хранение,
испытания, использование) были и остаются опасными для
персонала и населения.
2. На многих территориях России (бывшего СССР) неизбежно
обнаружение бесхозного химического оружия.
3. В Советском Союзе испытания химического оружия на людях
были нормой.
По главе IV
1. В период 1930-1980-х гг. Советским Союзом было уничтожено
не менее 120 тыс.т ОВ (частично в 4,5 млн боеприпасах в
заполнении ипритом и люизитом).
2. Места захоронений химического оружия скрыты армией от
населения.
3. Места затопления химического оружия в зоне экономических
интересов России скрыты армией (флотом) от населения.
4. Ни в одной операции по уничтожению химического оружия не
были соблюдены нормы экологической безопасности.
5. В России не разработаны экологически безопасные технологии
уничтожения химического оружия, в особенности его вязких
рецептур, а также кассетных боеприпасов.
По главе V
1. ОВ в природе не исчезают бесследно и даже через много лет
могут оказаться опасными для людей.
2. Производства химического оружия вызвали необратимые
изменения в состоянии здоровья затронутых групп населения.
По главе VI
1. Технологии, гигиенические нормы, приборы для измерения и
средства защиты, которые действовали при производстве
химического оружия в Советском Союзе, не обеспечивали
химической безопасности персонала. Весь персонал был заведомо
обречен на отравление. Средств лечения от этих отравлений не
существует.
2. В настоящее время Россия не располагает техническими
средствами измерения концентраций ОВ в воздухе рабочей зоны и
в атмосферном воздухе населенных пунктов на уровне действующих
гигиенических стандартов.
3. Функционирование спецхимических производств — причина
химического отравления многих населенных пунктов России.
4. Население России не располагает информацией о прошлых
инцидентах, авариях и катастрофах с химическим оружием.
По главе VII
1. Подготовка к химическому разоружению в России происходит
без участия населения.
2. Присвоение армии права быть лидером в проведении
экологического мониторинга и выборе технологий уничтожения
химического оружия — ошибка правительства России.
3. Резкие протесты против экологически опасного уничтожения
химического оружия в Чапаевске и Чувашии — реакция населения
на неадекватные действия государства.
4. Все без исключения протесты населения против действий
государства в химическом разоружении (в Чапаевске, Чувашии,
Удмуртии, Брянской и Саратовской областях) были продиктованы
реальными интересами населения.
5. Отсутствие гласности в вопросах химического оружия — прямая
вина властей.
6. Перевозки химического оружия экологически опаснее его
уничтожения на месте.
По главе VIII
1. Власти России не выработали концепцию химического
разоружения, адекватную национальным интересам страны.
2. Задача преодоления отрицательных последствий подготовки к
химической войне не поставлена ни одним органом власти.
3. В России не имеется ни одной организационно-технической
предпосылки, которые необходимы для осуществления планомерного
и экологически безопасного уничтожения наличного арсенала
химического оружия — законодательной базы, технологий
уничтожения, средств измерения, социальных гарантий, согласия
населения, необходимой информации.
4. Природоохранные ведомства страны не обеспечивают
экологической экспертизы армейских проектов программ
уничтожения химического оружия.
5. Политика конверсирования предприятий по производству ОВ и
извлечения экономической выгоды от уничтожения химического
оружия не имеет экологического и технического обеспечения.
6. Население России знает о своем химическом оружии меньше
американского генералитета.
7. Затяжка с ратификацией Конвенции о химическом оружии -
стратегическая ошибка властей, поскольку задерживает
постановку проблемы химического оружия России под
международный контроль.
По главе IX
1. Военно-химический комплекс России отказывается предоставить
обществу информацию о прошлой военно-химической деятельности и
пытается поддерживать потенциал химического нападения в
мобилизационной готовности.
2. Вопреки действующему закону, с экологических и медицинских
проблем химического оружия не снят режим секретности.
3. Отсутствие доверия между властями и населением России -
прямое препятствие на пути к химическому разоружению.
4. Бытовой химический терроризм — прямое и неизбежное
следствие масштабного государственного химического терроризма,
существования бесхозного химического оружия и сохранения
режима секретности.
5. Гарантии необратимости отказа государства от подготовки к
химической войне отсутствуют.
6. Ни законодательная, ни исполнительная власть психологически
не готовы к химическому разоружению.
В заключение приведем формальные данные о процитированной
книге: Л.А.Федоров, «Необъявленная химическая война в России:
политика против экологии», Центр экологической политики
России, 1995, 303 с. Глава центра — А.Яблоков.
* * *
Известно, что нынешняя беда с постановкой и решением
проблем экологической безопасности на государственном уровне
началась с одного непродолжительного залета в Совет
Безопасности. Лебедь хоть и ненадолго залетел, но вполне
преуспел, первым делом начав упразднять экологию. Иные
возможности, уже описанные у Салтыкова-Щедрина, реализовать не
успел — Кулики помешали. После этого продолжение
антиэкологического «реформаторства» обрело вялотекущий, чисто
Рыбкинский характер. На днях все встало на свои места. С
экологией в Совете Безопасности покончили.
Воистину, что у генерала на языке, то у Ельцина с Рыбкиным
на уме.